9 декабря 1921 года была создана ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Именно в этот день в далеком 1921 году по инициативе Феликса Дзержинского был принят Декрет ВЦИК и Совета Труда и Обороны «Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения», в соответствии с которым в структуре Народного Комиссариата Путей Сообщения была создана вооруженная Охрана путей сообщения. Спустя почти полтора года, в марте 1928 года, она была преобразована в Стрелковую охрану путей сообщения – особые вооруженные отряды, построенные по принципу воинских подразделений, срок службы в которых составлял не менее двух лет.
С началом Великой Отечественной войны работа железнодорожного транспорта была подчинена обеспечению воинских перевозок, бесперебойной и быстрой доставке грузов для нужд армии. Особое значение придавалось охране и обороне поездов, а также наиболее важных объектов на железных дорогах.
С 18 апреля 2005 года в связи с ликвидацией Министерства путей сообщения России и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N432р, федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» было передано в ведение Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора).
В настоящее время под надежной охраной подразделений ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ находится свыше 2400 объектов железнодорожной инфраструктуры, в том числе более 1900 наиболее важных.
Пожарную профилактику на стационарных объектах и подвижном составе осуществляют более 400 пожарных инспекторов. В постоянной боевой готовности к действиям находятся 313 пожарных поездов, в том числе 64 специализированных, с повышенными тактико-техническими возможностями для ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, аварийных ситуаций с опасными грузами.