Трагедия поселка Курша-2

20
июля
21
июля
22
июля
23
июля
24
июля
25
июля
26
июля
27
июля
28
июля
29
июля
30
июля
31
июля
1
августа
2
августа
3
августа
4
августа
5
августа
6
августа
7
августа
8
августа
9
августа
10
августа
11
августа
12
августа
13
августа
14
августа
15
августа
16
августа
17
августа
18
августа
img

…Лето 1936 года выдалось жарким и ветреным. Теперь уже никто не знает, почему в первых числах августа в самом центре Мещерского края возник очаг пожара. Подгоняемый сильным южным ветром, огонь быстро продвигался на север, превращаясь из низового в самый страшный – верховой пожар. Поначалу угрозы никто не осознавал. Ночью со 2 на 3 августа в Куршу-2 прибыл поезд из порожних сцепов. Поездная бригада, знавшая о пожаре, предлагала вывезти хотя бы женщин и детей, но… диспетчер приказал следовать в тупик для погрузки скопившихся бревен – чтобы «не пропадать народному добру»! Работа эта затянулась почти до подхода фронта пламени, и в Куршу-2 поезд пришел уже нагоняемый пожаром.

Трудно представить, что творилось тогда на небольшой станции лесного поселка… Никто не пытался сбросить бревна со сцепов – людей сажали куда только можно – на паровоз, буфера, сцепки, сверху на стволы. Места хватило не всем, и поезд, уходящий на север, в Туму, провожали обезумевшими взглядами сотни людей.
– Я сидела на буфере вагона, – рассказывает Ираида Константиновна, – в центре состава. Когда поезд подошел к небольшому каналу в трех километрах от Курши, деревянный мост уже горел. Загорелась голова поезда, а потом его хвост. Я с подружкой сначала побежала к мосту, но потом решила вернуться к Курше. Так и разминулась с подружкой – навсегда… Прибилась к мужчинам, тушившим огонь, может, это и спасло меня. Можно сказать, легко отделалась – тогда у меня обгорели только ноги и волосы сгорели…

Сотни людей, среди которых была и 20-летняя Ираида, из последних сил пытались убежать из этого ада. Обожженные, задыхавшиеся в дыму, они падали там, где застигала судьба. Те, кто пытался спастись на деревьях, сгорали, как свечки. Некоторым удалось отсидеться в пруду поселка, по колодцам и выгребным ямам. Повезло и тем, кто чудом смог пробежать через фронт огня и спастись на небольшом безлесном бугре. Всего в трагедии 3 августа 1936 года погибли порядка 1200 человек, а из населения Курши-2, поселений на лесосеках, а также личного состава войсковых частей, брошенных на борьбу с огнем, выжили немногим более 20 человек.

В литературе и музейных данных почти ничего нет о событиях того «черного» лета*: в 1936 году о трагедии приказали забыть. А теперь можно лишь зафиксировать свидетельства последнего живого очевидца да посетить братскую могилу на том месте, где была Курша-2.
Это мрачное, гнетущее зрелище. Крест надо рвом, где покоятся жертвы пожара и специфического мышления властей того времени. Остатки домов. Видимо, тех, что построили после пожара. Тогда поселок частично восстановили, но просуществовал он недолго – после войны людей оттуда выселили.

* О том, как сгорел рязанский поселок Курша-2, упоминается в книге сотрудников Переяславского музея паровозов Артура Берзина и Вадима Миронова «Мещерская магистраль».

Поделиться: