Постановление СНК СССР «О всеобщей обязательной подготовке населения к ПВО»

18
июня
19
июня
20
июня
21
июня
22
июня
23
июня
24
июня
25
июня
26
июня
27
июня
28
июня
29
июня
30
июня
1
июля
2
июля
3
июля
4
июля
5
июля
6
июля
7
июля
8
июля
9
июля
10
июля
11
июля
12
июля
13
июля
14
июля
15
июля
16
июля
17
июля
img

2 июля 1941 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», которым на ОСОАВИАХИМ возлагалась ответственность за организацию всеобщей обязательной подготовки населения к противовоздушной обороне.

Принятые руководством страны и местными органами власти меры позволили за лето и осень 1941 года мобилизовать значительные силы и средства тыла страны на усиление местной противовоздушной обороны СССР (МПВО).

МПВО в годы Великой Отечественной войны. Группы самозащиты

В годы Великой Отечественной войны начальным звеном системы местной противовоздушной обороны населённых пунктов являлись группы самозащиты. Они создавались в каждом жилом доме, учреждении и на предприятиях в соответствии с постановлением СНК СССР от 2-го июля 1941 года «О всеобщей обязательной подготовке населения к ПВО». Для участия в группах в обязательном порядке привлекались и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 50 лет, проживавшие или работавшие в этих зданиях. Постановлением Пленума Верховного Суда СССР № 25/10у от 26.06.1941 был утвержден порядок привлечения граждан к ответственности за уклонение от проведения мероприятий по МПВО в местностях, объявленных на военном положении.

Группы самозащиты организовывались в домах с численностью жильцов от 200 до 500 человек. В зданиях с большей численностью жильцов организовывали группы по подъездам. Дома с небольшой численностью жильцов объединялись для организации групп самозащиты поквартально. В учреждениях и на предприятиях группы самозащиты создавались при численности служащих и рабочих от 100 до 300 человек. Следует учесть, что на практике численность населения на 1 группу могла быть.

Для групп самозащиты были определены следующие задачи:
1. Подготовка зданий и жилых домов в противопожарном, противохимическом отношении, к светомаскировке и укрытие населения;
2. Оповещение всех жильцов домов, людей, находящихся в зданиях, о воздушной и химической опасности;
3. Борьба с пожарами, ликвидация разрушений и завалов;
4. Оказание доврачебной помощи пострадавшим от воздушных нападений.

Подготовка групп проводилась по программе Осоавиахима СССР, рассчитанной на 40 часов. Занятия проводились по 2 часа в день ежедневно. Обучением групп самозащиты занимались районные советы Осоавиахима. Подготовкой медико-санитарных звеньев занимались организации Союза Красного Креста и Красного Полумесяца.

Обеспечение необходимыми учебными пособиями и материалами производилось за счёт средств домоуправлений, предприятий и учреждений.

Начальники групп самозащиты и коменданты убежищ подчинялись начальникам МПВО объектов (в жилых домах – управдомы, на предприятиях — коменданты, ответственные за подготовку домов и зданий к МПВО, а также за руководство боевой работой групп самозащиты при воздушных нападениях противника). Они подчинялись начальнику местной противовоздушной обороны района города.

Начальники МПВО объектов отвечали не только за создание, но и за подготовку и оснащение групп самозащиты. Кроме того, они проводили профилактические противопожарные мероприятия, которые заключались в очистке чердаков, лестничных клеток и коридоров, установке бочек с водой, ящиков с песком и огнетушителей, отвечали за состояние убежищ в зданиях, подготавливали дома к светомаскировке, содействовали населению в приобретении противогазов, устанавливали порядок оповещений жильцов о воздушной и химической опасности.

Группы самозащиты состояли из пяти звеньев:
1. звено охраны порядка и наблюдения - командир звена и 5 рядовых;
2. пожарное звено - командир и 8 пожарных;
3. противохимическое звено - командир и 4 химика;
4. аварийно-восстановительное звено - командир, 2 водопроводчика, электромонтёра и газопроводчика (организовывались в населенных пунктах, где имелись водопровод, канализация, теплосеть и электросеть);
5. медико-санитарное звено - начальник и 3 санитара.

Полностью группа самозащиты каждого жилого дома состояла из 33 человек. Для пополнения личного состава групп самозащиты имелся резерв бойцов в количестве 25% их состава. Резерв состоял из работников или жильцов, состоявших в группах самозащиты и по месту жительства и по месту работы. Обучались они в одной группе и использовались той группой самозащиты, при которой их заставал сигнал «Воздушной тревоги».

Группы самозащиты приступали к ликвидации поражений немедленно, не дожидаясь указаний о помощи. В первую очередь оказывали помощь пострадавшему населению. При ликвидации очагов поражения в соседних домах начальники МПВО домов выделяли в распоряжение органов местной противовоздушной обороны необходимое количество людей из групп самозащиты.

При ликвидации последствий воздушного нападения бойцы группы действовали в соответствии со своей специализацией. Звенья охраны порядка и наблюдения по сигналу «Воздушная тревога» оповещали людей об опасности и несли дежурство на наблюдательных постах, передавали информацию в штаб МПВО, наблюдали за поддержанием светомаскировочной дисциплины, обеспечивали эвакуацию населения и охрану порядка в очагах поражения.

Пожарные звенья проводили профилактические мероприятия, несли дозорную службу, тушили пожары и проводили спасательные работы. Звенья противохимической защиты определяли участки заражения местности и устраивали проходы для вывода населения с заражённой территории.

Аварийно-восстановительные звенья выполняли первичные мероприятия по ремонту электрооборудования, водопровода, канализации, газовой и тепловой сети и принимали меры по препятствию распространения аварий до прибытия специальных формирований МПВО. Медико-санитарные звенья оказывали первую помощь пострадавшим.

На занятиях и во время ликвидации последствий воздушного нападения участники групп самозащиты носили красные повязки с надписью «МПВО». У бойцов медико-санитарных звеньев нарукавные повязки были белыми с красным крестом. У командиров звеньев на нарукавной повязке была синяя полоса, а у начальников групп — две.

По сигналу «Воздушная тревога» на чердаках и крышах, в подъездах зданий выставлялись бойцы МПВО. Для борьбы с зажигательными бомбами были сформированы и обучены в каждом домоуправлении самостоятельные противопожарные формирования, обеспечивающие охрану каждого строения, команды находились в постоянной готовности и приступали к тушению «зажигалок» немедленно. В одной только Москве бойцы МПВО потушили около 40 тысяч «зажигалок» и 2700 пожаров, ликвидировали более 3000 крупных аварий, извлекали пострадавших из завалов, оказывали медицинскую помощь. Ценой невероятного напряжения сил удавалось не допускать перебоев в энергоснабжении города и обеспечивать защиту промышленных объектов и культурного наследия страны.

В прифронтовых городах формирования МПВО активно участвовали в создании оборонительных сооружений – 25000 противотанковых заграждений, более 800 огневых оборонительных точек, установили 45000 фугасов и мин.

В местностях, где было введено военное положение, на базе строительных трестов и ремонтных служб создавались городские аварийно-восстановительные отряды. Участковые противопожарные формирования были реорганизованы в роты и взводы.

Нередко бойцы МПВО направлялись на фронт. Они участвовали в боевых действиях, оказывали медицинскую помощь, минировали, устраивали лесные завалы, строили оборонительные сооружения, вытаскивали из водоемов и болот утонувшие танки. Пиротехники МПВО минировали мосты, переправы и дороги, выводили из строя предприятия промышленности.

При этом, несмотря на ряд успехов, реальная угроза вскрыла и ряд недочетов допущенных при подготовке системы МПВО. Так, остро ощущалась нехватка средств химической защиты, газоубежищ (особенно в сельской местности).

Большое внимание уделялось маскировке и светомаскировке. Территория страны была разделена на три зоны: прифронтовая, зона досягаемости бомбардировочной авиации, глубокий тыл. В зависимости от зоны определялись требования к затемнению улиц городов, зданий, транспорта. Техническая маскировка обеспечивала защиту промышленных объектов Куйбышева, Горького и других производственных центров.

Определенную роль в защите объектов от вражеского огня играло создание ложных объектов. К примеру, в Москве перед появлением вражеской авиации на пустырях бойцы МПВО зажигали слабые огни, имитируя просчеты в светомаскировке. Летчики сбрасывали бомбы на ложные объекты. После этого команды МПВО поджигали заранее приготовленные вязанки хвороста и бочки с отработанным маслом. Эскадрильи самолетов, шедшие следом, сбрасывали на «пожар» фугасные бомбы. Примерно треть фугасных бомб в Москве были сброшены на ложные цели. Густая сеть ложных объектов была создана на улицах Ленинграда и других городов.

Большое внимание было уделено защите железных дорог, где Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 апреля 1943 г. было введено военное положение. В сентябре того же года при НКПС СССР было создано управление МПВО НКПС. Кроме того, на железнодорожном транспорте прифронтовых районов создавались поезда-летучки (санитарные, дегазационные), пункты медсан-помощи, обмывочные пункты, восстановительные поезда.

Были приняты меры по своевременному обнаружению отравляющих веществ, применяемых врагом на территории СССР. С этой целью действовало более 32 000 метеохимических постов. Для дегазации местности формировались спецподразделения, число которых к концу войны достигнет 314 рот. Осоавиахимовскими организациями совместно с органами МПВО была проделана большая работа по проверке противогазов находившихся у граждан. Для защиты прифронтовых территорий (быстро сдвигавшихся на Запад) от возможного химического нападения в 1944 г. был создан дополнительный резерв противогазов системы МПВО. Для сокращения сроков выдачи средств защиты, их хранение было возложено на местные советы добровольных организаций.

В освобожденных городах находилось огромное количество установленных немецкими войсками фугасов, противотанковых мин и мин-сюрпризов, представляющих большую опасность для возвращающихся жителей. Завалы, баррикады и повсеместные воронки от взрывов препятствовали движению по городу. Решение этих и многих других вопросов осуществлялось силами подразделений МПВО.

В годы Великой Отечественной войны МПВО обеспечила защиту в убежищах и укрытиях 25,5 млн. человек. Медико-санитарная служба оказала помощь более 135,2 тысячам пострадавших граждан. Противопожарная служба ликвидировала 10133 пожара и без малого 78 тысяч возгораний. Силы МПВО ликвидировали 2744 очага поражения и разобрали свыше 435 м3 завалов. Пиротехнические подразделения МПВО обезвредили 432 тысячи фугасных и зажигательных авиабомб, 523 тысячи мин и артиллерийских снарядов, огромное количество других боеприпасов.

Части, формирования и команды МПВО успешно справлялись с ликвидацией последствий более 30-ти тысяч налетов вражеской авиации, обрушивших на наши города около 1 млн. 600 тысяч фугасных и зажигательных бомб.

Вклад подразделений МПВО в дело Победы над фашистской Германией был высоко оценен. За мужество и отвагу свыше 300 тысяч бойцов и командиров МПВО были награждены орденами и медалями.

Поделиться: