Катастрофа на станции Ржевка Октябрьской железной дороги

15
марта
16
марта
17
марта
18
марта
19
марта
20
марта
21
марта
22
марта
23
марта
24
марта
25
марта
26
марта
27
марта
28
марта
29
марта
30
марта
31
марта
1
апреля
2
апреля
3
апреля
4
апреля
5
апреля
6
апреля
7
апреля
8
апреля
9
апреля
10
апреля
11
апреля
12
апреля
13
апреля
img

29 марта 1942 года, произошел один из самых тяжелых пожаров в истории блокады Ленинграда. Тем ранним утром просыпающийся город содрогнулся от взрыва, потрясшего на много километров окрестности. Это взрывались вагоны с боеприпасами, стоявшие на железнодорожных путях у Ржевки. Артиллерийский обстрел района станции фашисты начали около 4 часов утра. Осколки снарядов и мин буквально засыпали территорию. Взрывы разбрасываемых вокруг боеприпасов происходили в радиусе до 700 метров. На местах взрывов то там, то здесь, вспыхивали пожары. Пылали остатки разрушенных домов. Рядом находились вагоны с боеприпасами, угрожая взрывами каждую минуту. Во время тушения пожара ощущался острый недостаток воды. Прилагая огромные усилия, солдатам и пожарным удалось вручную откатить в безопасную зону два железнодорожных состава с боеприпасами. Разгружая и разбирая другие вагоны, засыпая снегом пробиравшийся по ящикам и снарядам огонь, они предотвратили взрывы пороха. Огонь был ликвидирован к 5 часам вечера. Пожарные спасли более 50 вагонов с боеприпасами. Этим были предотвращены дальнейшие взрывы и связанные с ними тяжелые последствия.

Один из очагов пожара произошел в здании №142 на заводе Краснознамец. Там взорвалось до 300 кг. бертолетовой соли. Здание разрушено. Постовой боец пожарной охраны Тюляндин был ранен в лицо, но поста не покинул, вызвал пожарную команду, присоединился к боевым расчетам и отказался пойти на медпункт, пока не ликвидировали пожар.

В полутора километрах от станционных путей станции Ржевка были обнаружены вагонные буфера, колеса, большие металлические конструкции. В воздух высоко поднимались во время взрывов вагонные скаты колес».

А это выписка из оперативной сводки № 440094 штаба противопожарной службы МПВО г. Ленинграда за 29 марта 1942 года за подписью начальника Управления пожарной охраны УНКВД ЛО, начальника противопожарной службы МПВО г. Ленинграда полковника М. К. Серикова:

«Станция Ржевка Октябрьской железной дороги.

Пожар возник в 6 часов 10 минут 29 марта 1942 года в результате взрыва боеприпасов в вагонах, находящихся на станционных путях. Взрывом было совершенно разрушено до 20 зданий, расположенных на станции и прилегающих к ней улицах. Около 400 зданий, находящихся в радиусе до 2 километров, получили повреждения (разбиты крыши, выбиты рамы и пр.). Взрывом совершенно разрушено около 70 вагонов с боеприпасами и около 40 вагонов повреждено. Пожары возникли в 14 зданиях, находящихся в радиусе до 1 километра от места взрыва.

В процессе ликвидации пожара создалась большая угроза железнодорожным составам с боеприпасами в количестве 47 вагонов, стоящим в восточной части станции в непосредственной близости с горевшими домами, а также частично разрушенными, но еще не сгоревшими 10 вагонами с боеприпасами в северо-западной и южной сторонах территории станции, находившимися вблизи вагонов, в которых происходили взрывы.

Эвакуация железнодорожных вагонов с боеприпасами была связана с огромными трудностями. Железнодорожные пути в ряде мест оказались разрушенными. На их месте в центре пристанционных путей образовались воронки диаметром 30–40 метров и глубиной 10–15 метров.

В распоряжение руководителя пожаротушением железнодорожной администрацией не было предоставлено ни одного паровоза. Поэтому с риском для жизни людей эвакуация была произведена вручную. Три вагона с порохом и снарядами были откачены силами 28-й ВГПК. и помогавшими красноармейцами; два вагона с гранатами и снарядами удалены из района взрывов силами пожарных подразделений, работавших на северо-западной стороне станции. Два состава в 47 вагонов были удалены силами воинских частей и пожарных подразделений. Всего спасено 52 вагона с боеприпасами.

Принятыми мерами все многочисленные очаги пожаров удалось ликвидировать и несколько горевших зданий частично сохранить. К 17 часам на месте взрыва не было ни одного активно действующего очага горения за исключением вспышек взрывчатых веществ в центре территории взрыва. Отдельные пожары, вследствие разрушений зданий и разбросанных всюду горючих предметов, и боеприпасов, могли слиться в один огромный очаг пожара и принять стихийную форму. Однако путем активных действий пожарных подразделений, применявших не только огнегасительные средства, но и разборку горючего материала в центре станционной территории, где происходили взрывы, эту опасность удалось предотвратить. По состоянию на 9.00 30 марта 1942 года, все очаги пожаров ликвидированы.

Поделиться: