4 июля 1948 года г. Куйбышев (Самара) мог запросто исчезнуть в результате страшной катастрофы, разразившейся на берегу р. Самара. В этот день пожар охватил Куйбышевскую перевалочную нефтебазу. Это был самый крупный пожар нефтехранилища в истории СССР. От гибели город спасли бойцы пожарных команд. Многие из них отдали при этом свои жизни.
4 июля 1948 года в 10 часов 25 минут многие горожане вдруг увидели, как с неба слетел сильнейший электрический разряд и ударил прямо в резервуар № 18 с сырой нефтью, стоящий на перевалочной базе «Главнефтеснаба», на берегу реки Самары. Находящаяся в резервуаре нефть вспыхнула ярким пламенем, и буквально за несколько секунд огромная емкость превратилась в один гигантский факел.
Охрана нефтебазы и куйбышевские пожарные отреагировали на происшествие с подобной же молниеносной оперативностью. Огонь еще не успел охватить весь резервуар, как на пульт дежурного УПО поступило сообщение от дежурного с наблюдательной вышки о пожаре на нефтебазе. А в 10 часов 28 минут, то есть всего три минуты спустя после удара молнии, дежурный караул пожарной команды нефтебазы уже подавал ствол на охлаждение резервуара № 17, что располагался по соседству с горящим. Другие бойцы в это время заканчивали прокладку рукавной линии к охваченному огнем резервуару № 18.
Однако в первые, решающие, мгновения силы человека и стихии все-таки оказались неравными. Несмотря на охлаждение, уже через 5-7 минут после приезда огнеборцев от мощного теплового излучения загорелись еще два соседних резервуара - № 17 и 16. В первом из них также находилась сырая нефть, а во втором - пиролизный керосин. Забегая вперед, следует сказать, что в тот день это была не последняя победа пожара: около 14 часов 40 минут, после нефтяного выброса, вспыхнул еще один резервуар - № 19, в котором хранилась солярка. В итоге к середине дня пламя, захватившее сразу четыре стальные конструкции, слилось в единое пылающее море, угрожавшее перекинуться на город.
В то время стрелка реки Самары, где находилась нефтебаза, была застроена очень плотно, причем в основном одноэтажными деревянными домишками. Непосредственно к нефтебазе примыкал жилой поселок Щепновка, ныне уже не существующий, причем расстояние от резервуаров до ближайших строений не превышало 70-80 метров. Неудивительно, что в середине дня, когда огонь с нефтебазы перекинулся на Щепновку, сильный ветер сразу понес его от дома к дому. Лишь благодаря героическим усилиям пожарных пламя по цепочке деревянных строений так и не смогло добраться до больших городских зданий, многочисленных официальных учреждений и промышленных объектов, которыми всегда был насыщен Самарский район областного центра.
Здесь нужно напомнить вот какое обстоятельство. Трудность в тушении пожара на нефтебазе в 1948 году заключалась в том, что тогда в ее окрестностях не было удобных подъездов для автомобилей непосредственно к Волге и Самаре. Единственный ближайший спуск к берегу, у которого можно было установить водозаборы, в то время находился на расстоянии 800 метров от нефтебазы, в районе плашкоутного моста через реку Самару. Нынешнего стационарного автомобильного моста через нее тогда еще не было – его построили только в 1954 году.
В самом начале пожара, в 10 часов 35 минут, к месту происшествия первыми прибыли шесть автомашин из 1-й и 2-й городских пожарных команд во главе с начальником ОВПК-1 капитаном М.П. Макаровым. Общая численность участников тушения в этот момент составила 55 человек. При этом вместе с дежурными караулами на горящую нефтебазу приехали также многие свободные от несения службы офицеры областного УПО Куйбышевской области, и в их числе - оперативный дежурный по управлению капитан С.И.Тельки.
Капитан Тельки, как старший по должности, до прибытия оперативного дежурного УПО принял руководство тушением пожара на себя. Не медля ни секунды, он приказал объявить по городу пожарную тревогу № 4, то есть высшей категории опасности. Одновременно на стрелку реки Самары по его распоряжению были вызваны дополнительные автоцистерны с пенообразователем, установлены на гидранты автонасосы ОВПК-1, а четыре ствола «А» поданы на охлаждение стенок резервуара № 19 с соляровым маслом. Он отдал также команду немедленно начать эвакуацию персонала, женщин и детей из родильного дома, что был расположен на противоположном берегу Самары, в опасной близости от места пожара. Дальнейшие события показали правильность такого решения: выбросы горящей нефти из резервуаров на нефтебазе вполне могли достать до родильного дома…
По сигналу «Пожар № 4» со всей Куйбышевской области на место происшествия стали спешно собирать все наличные силы пожарных, и уже в 10 часов 40 минут здесь были развернуты подразделения ОВПК-3, ОВПК-4 и ОВПК-18 – в общей сложности пять пожарных отделений, две автоцистерны и три автонасоса.
Через несколько минут после них на место происшествия прибыли заместитель начальника УПО по оперативной работе подполковник В.М.Глубников и оперативный дежурный УПО старший техник-лейтенант М.И.Колыхалов, а в 11 часов 15 минут – и начальник областного управления пожарной охраны полковник К.К.Иванов. Опытные офицеры быстро оценили обстановку и поняли: самое трудное в борьбе со стихией еще впереди. И действительно: через несколько часов на берегу реки разыгралась одна из самых страшных в истории нашей области трагедия, унесшая жизни нескольких десятков человек.
О происшествии на нефтебазе были поставлены в известность первые городские и областные советские и партийные руководители. Не дожидаясь решений наверху, УПО продолжало наращивать свои силы в районе бедствия. В 11 часов 05 минут на нефтебазу прибыли еще семь пожарных автомашин с общей численностью экипажей 62 человека, по железнодорожной ветке со станции Куйбышев подъехал специальный пожарный поезд, а со стороны реки подошел пожарный пароход "Чапаевец". Еще через полчаса на помощь огнеборцам сюда же прибыл совместный отряд работников нефтебазы и речного флота, а еще через некоторое время - около 50 курсантов подготовительной авиационно-морской школы. Приказом начальника областного управления МВД было предписано, срочно прибыть на место пожара всем свободным от несения службы в тот день сотрудникам пожарной охраны и милиции. В итоге к 14 часам 4 июля на стрелке рек Волги и Самары со стихией боролись в общей сложности около 300 человек.
Однако мощности насосной станции нефтебазы не хватало - слабосильная помпа смогла подавать в очаг пожара всего 70 кубометров воды в минуту. Этого едва-едва хватало на то, чтобы охлаждать емкости, расположенные по соседству с горящими резервуарами. Хорошо еще, что примерно к 14 часам к пылающей нефтебазе подошли два парома, на которых были установлены пять автонасосов. После этого в пламя стали подавать еще 150 кубометров воды ежеминутно. И тогда штаб пожаротушения решил попробовать сбить пламя хотя бы на резервуаре № 16, в котором к тому моменту из первоначальных 445 тонн продукции оставались несгоревшими около 120 тонн.
На горящую емкость влезли бойцы с четырьмя стволами, дающими так называемую воздушно-механическую пену. В результате мощной пенной атаки примерно к 14 часам 10 минутам пламя на шестнадцатом резервуаре исчезло. Однако вскоре выяснилось, что пламя по-прежнему не хотело отступать. Через 10 минут после их первого временного успеха от сильного теплового излучения, идущего от соседней горящей емкости с сырой нефтью, злополучный резервуар № 16 загорелся снова, еще через 10 минут он был вновь потушен, но буквально через пять минут вспыхнул опять. После этой вспышки стихия вдруг перешла в решительное наступление на человека. Ситуация на нефтебазе быстро стала обостряться.
Как вспоминали потом очевидцы, события в эпицентре пожара развивались в стремительном темпе. Сначала работавшие около пылающих резервуаров бойцы услышали нарастающий гул, который тут же перешел в глухие, но явственные удары, доносящиеся откуда-то изнутри горящих стальных конструкций. А в следующую долю секунды в пылающем резервуаре № 18 закипела перегревшаяся нефть, которая через горловину хлынула в сторону пока еще не захваченного огнем резервуара № 19.
Уже через мгновение раскаленный поток достиг этой охлаждаемой емкости. Яростный огонь тут же завладел еще одним отвоеванным у человека плацдармом. Именно в этот страшный миг не только резервуары № 16, 17, 18 и 19, но и все залитое нефтью пространство вокруг них слились в один сплошной пылающий костер. Огненная трагедия достигла своей кульминации. Стрелки на циферблате показывали 14 часов 40 минут.
Много тысяч кубометров воды было вылито в резервуары. А поскольку вода тяжелее любых нефтяных углеводородов, то вся она опустилась на дно пылающих емкостей. Постепенно нефтепродукты выгорели, и огонь, опускаясь все ниже и ниже, в конце концов достиг водного слоя. От высокой температуры вода под слоем нефти быстро разогрелась до кипения - и паровая подушка, постепенно набрав силу, в один момент с силой подбросила вверх все содержимое резервуара № 17 вместе с его громадной стальной крышкой. Вслед за этим по всему берегу реки и прилегающим к нефтебазе городским кварталам со скоростью курьерского поезда понеслась огненная волна, которая накрыла собой все, что только встретилось на ее пути. Кроме того, следом за огненным шквалом все побережье Самары и Волги заволокла густая белая пелена, похожая на дымовое облако. Именно поэтому многие очевидцы говорили, что в самый пик пожара на базе взорвался нефтяной резервуар. Однако они ошибались: на самом деле сразу же после выброса горящего содержимого злополучной емкости нефтебазу окутал вовсе не дым, а тысячи кубометров перегретого пара, скопившегося в резервуаре № 17.
Самое страшное, что в зоне сплошного огня в тот момент оказалось до полусотни человек, причем не только участвовавшие в тушении, но и многие любопытствующие, сумевшие проникнуть сквозь милицейское оцепление. Огненная лава накрыла также баркас «Саратовец», который в момент выброса находился довольно далеко от очага пожара. Из всей команды, находящейся в тот момент на борту баркаса, спаслись капитан И.В.Золотенков и механик К.Д.Лавров, сброшенные в воду ударной волной, а также находившийся внутри судна кочегар Бессольцев, которого от неминуемой смерти уберегли трюмные перегородки. А вот помощник механика баркаса Ф.С. Касимов и члены семей экипажа, в тот момент оказавшиеся на палубе судна, в считанные секунды сгорели заживо. Среди них оказались жена Касимова, жена Лаврова, 6-месячный ребенок Лавровых и полуторагодовалый ребенок капитана баркаса Золотенкова…
В сплошном море пламени горело все, что находилось на расстоянии 60 метров от нефтебазы в сторону города, и на расстоянии 100 метров - в сторону реки. На отдельных участках пылающий выброс даже достиг противоположного берега реки Самары, задев своим огненным языком несколько человек.
В момент катастрофы пылала не только земля, но и сама река, поскольку по поверхности воды разлилась нефтяная пленка. Понятно, что бушующее на воде пламя свело почти к нулю шанс остаться в живых даже тем людям, которые в момент выброса бросились с паромов в реку…
Вот как вспоминает об этом ветеран куйбышевской пожарной охраны, майор внутренней службы, ныне покойный А.Д.Тамаров: «Сначала мы увидели, как задрожало верхнее перекрытие стальной конструкции, а затем, через какие-то доли секунды, из резервуара пылающим столбом вылетела вверх раскаленная добела масса, словно вскипевшее молоко у забывчивой хозяйки. Сила выброса была столь велика, что пламя над стальной конструкцией поднялось вертикально в небо на высоту 80-100 метров. А когда выброшенная из резервуара горящая нефть снова хлынула сверху на землю, она устремилась под уклон к реке Самаре. Море огня ежесекундно расширялось во все стороны и особенно быстро - по направлению к поселку Щепновка и расположенным за ним жилым кварталам Самарского района областного центра.
Вокруг нас горело и плавилось все, что могло гореть и плавиться, в том числе и на противоположном берегу Самары, куда тоже сумел достать пылающий выброс. Даже находясь на расстоянии нескольких сотен метров от нефтебазы, я почувствовал, как от невиданного напора огня гудела и содрогалась земля. Тучи черного и едкого дыма быстро заслонили собой июльское солнце…»
Первыми в бушующем пламени погибли те пожарные подразделения, что вели борьбу с огнем в непосредственной близости от вскипевшего резервуара. Среди них – отделение ОВПК-18 в полном составе во главе с его командиром сержантом Я.Ф.Ледовским, а также группа бойцов из отделений ОВПК-1, ОВПК-2 и ОВПК-7, командование которой с самого начала принял на себя капитан С.И. Тельки.
Почти в полном составе погибли и пожарные, которые в момент выброса находились на баржах и паромах, откуда подавалась вода в очаг возгорания. Среди них и 24-летняя Р.И.Куликова, техник-лейтенант внутренней службы, заместитель начальника ОВПК-4. В то время она была единственной в стране женщина, дослужившаяся до столь высокой офицерской должности в пожарной охране. После получения среднего образования Раиса успешно закончила Свердловскую пожарно-техническую школу, а затем новоиспеченного младшего лейтенанта направили в распоряжение УМВД Куйбышевской области. Здесь Куликова была назначена на должность заместителя начальника ОВПК-1, вступила в ряды ВКП(б), и вскоре получила очередное звание - техник-лейтенант. Пожарное дело знала отлично. Была хорошей спортсменкой, разрядницей по плаванию, подтянутой и жизнерадостной девушкой.
В то трагическое утро 4 июля 1948 года Куликова во главе дежурного караула ОВПК-4 в числе первых прибыла на место пожара. Когда в 14 часов 40 минут неожиданно для всех произошел выброс горящей нефти и огненный смерч накрыл баржу с насосами, на которой Раиса несла боевую вахту вместе со своими бойцами, на ней мгновенно запылала форменная одежда, она сразу же получила сильнейший ожог головы и рук. Вместе с другими пожарными девушка бросилась в воду, рассчитывая доплыть до берега. В обычных условиях для нее, опытной пловчихи, дистанция в 200-300 метров не вызвала бы никаких затруднений. Однако в тот момент вся поверхность реки вокруг баржи из-за разлива нефти стала сплошным пылающим покрывалом. Тем не менее, Куликова все равно продолжала плыть среди этого огненного моря и даже сумела под водой сбросить с себя одежду. Она почти доплыла до чистой воды, но вот на то, чтобы добраться до берега, сил у нее уже не хватило. Бездыханное обгоревшее тело лейтенанта Куликовой обнаружили в воде уже после того, как стихия была побеждена.
На месте трагедии нашли обгоревшие останки 35 человек, в том числе четверых офицеров-пожарных и 15 рядовых и сержантов пожарных команд. Шестеро погибших были работниками нефтебазы и речного флота, а десять оставшихся, как записано в официальных документах, принадлежали к числу "членов семей сотрудников речного пароходства и нефтебазы". Шестеро пострадавших были госпитализированы с тяжелыми ожогами, в том числе двое пожарных - капитан Парфенов и сержант Анисимов. Еще девять человек получили ожоги средней и легкой степени тяжести. Однако все легкораненые огнеборцы от госпитализации отказались и продолжали бороться со стихией и ее последствиями.
Во второй половине дня на место происшествия стали подтягиваться дополнительные силы. В частности, в Куйбышев подъехали пожарные поезда со станций «Кинель» и «Чапаевск», а вечером – из Сызрани и Ульяновска. В период с 16 часов 30 минут до 18 часов 10 минут к месту пожара в общей сложности прибыли девять пожарных команд из Безымянского гарнизона, из Ставрополя и других районов области. В 19 часов 50 минут из резервуара № 17 произошел второй выброс горящей нефти, по силе он оказался гораздо слабее первого, да и огнеборцы уже были готовы к такому явлению. Чуть позже на том же объекте были отмечены еще два слабых выброса, но и они не усугубили обстановку на пожаре.
По решению обкома КПСС в Куйбышеве с 16 часов 30 минут стала действовать специальная комиссия по мобилизации всех необходимых дополнительных сил и средств для ликвидации пожара.
Комиссию возглавил председатель Куйбышевского горисполкома П.В. Сурин, и еще в нее вошли второй секретарь горкома КПСС М.Т. Ефремов, начальник областного управления МВД А.И. Галкин, начальник областного управления МГБ т. Каверзнев и начальника УПО Куйбышевского облисполкома К.К. Иванов. Комиссия немедленно направила на тушение пожара на нефтебазе 200 военнослужащих из войск Куйбышевского гарнизона, мобилизовала на ликвидацию бедствия паромы и пароходы, на борту которых устанавливались пожарные автомобили. Кроме того, было организовано питание личного состава пожарных команд прямо на месте их работы.
Глубокой ночью, около 3 часов утра, в Куйбышев специальным авиарейсом из Москвы прибыла группа ответственных работников МВД СССР, в том числе заместитель начальника ГУПС МВД СССР генерал-майор А.В. Ермилов и заместитель начальника отдела ГУПС инженер-полковник Г.М. Мамиконянц, а также первые руководители «Главнефтеснаба» СССР. Ознакомившись с обстановкой, московские коллеги признали правильными все решения куйбышевских пожарных и предложили начальнику УПО полковнику К.К. Иванову продолжать руководить тушением.
Огненную стихию удалось укротить лишь на следующий день, когда к месту происшествия подтянулись резервы пожаротушения не только со всей области, но и из некоторых соседних регионов. Окончательно пожар на перевалочной нефтебазе был ликвидирован только к 10 часам 10 минутам утра 5 июля 1948 года.
Останки погибших в период тушения пожара девятнадцати бойцов и командиров частей аппарата пожарной охраны были захоронены в братской могиле на городском центральном кладбище.
Ниже приводятся полный список имен и фамилий тех девятнадцати героев, которые в тот день ценой своей жизни спасли наш город от разгула стихии. Даты рождения у них разные, а дата смерти у всех одна.
Долгий Иван Константинович, 1911 года рождения, заместитель начальника ОВПК-2, младший техник-лейтенант спецслужбы;
Ерилин Григорий Васильевич, 1919 года рождения, пожарный ОВПК-18 4-го ГПЗ, сержант внутренней службы;
Ильин Михаил Петрович, 1913 года рождения, пожарный ОВПК-18 4-го ГПЗ, ефрейтор внутренней службы;
Коробов Петр Васильевич, 1904 года рождения, инспектор ИПО Дзержинского района г. Куйбышева, старшина внутренней службы;
Кузин Андрей Сергеевич, 1912 года рождения, пожарный ОВПК-7, ефрейтор внутренней службы;
Куликова Раиса Ивановна, 1924 года рождения, заместитель начальника ОВПК-4, техник-лейтенант внутренней службы;
Ледовский Яков Фролович, 1914 года рождения, командир отделения ОВПК-18 4-го ГПЗ, сержант внутренней службы;
Марченко Григорий Исаакович, 1911 года рождения, помощник командира отделения ОВПК-4, младший сержант;
Панков Петр Васильевич, 1926 года рождения, пожарный ОВПК-18 4-го ГПЗ, рядовой внутренней службы;
Паршин Иван Гаврилович, 1924 года рождения, пожарный ОВПК-2, ефрейтор внутренней службы;
Рузанов Петр Иванович, 1918 года рождения, заместитель командира отделения ОВПК-7, ефрейтор внутренней службы;
Солдаткин Павел Емельянович, 1902 года рождения, пожарный ОВПК-3, рядовой внутренней службы;
Степаненко Гавриил Андреевич, 1916 года рождения, заместитель командира отделения ВГПК-7, рядовой внутренней службы;
Сюренко Яков Андреевич, 1914 года рождения, инспектор профилактики СВПК завода № 42 г. Куйбышева, техник-лейтенант внутренней службы;
Тельки Сергей Иванович, 1919 года рождения, оперативный дежурный УПО УМВД Куйбышевского облисполкома, капитан внутренней службы;
Тисленко Федор Никифорович, 1910 года рождения, пожарный СВПК-7, старшина внутренней службы;
Фомин Василий Григорьевич, 1925 года рождения, водитель ОВПК-13, сержант внутренней службы;
Харитонов Владимир Степанович, 1903 года рождения, помощник инструктора профилактики ОВПК-18 4-го ГПЗ, сержант внутренней службы;
Хохлов Устин Васильевич, 1914 года рождения, водитель ОВПК-18 4-го ГПЗ, старший сержант внутренней службы.
Сотрудники Куйбышевской перевалочной нефтебазы, Куйбышевского областного управления Главнефтеснаба СССР, Куйбышевского территориального управления продрезервов, управления Волжского речного пароходства и пароходства «Волготанкер», погибшие во время пожара:
Александров А.Е., старший пожарный инспектор Куйбышевского территориального управления продрезервов;
Бесчастнов Андрей Никанорович, 1910 года рождения, заведующий хозяйством Куйбышевской нефтеперевалочной базы;
Волков Алексей Карпович, 1887 года рождения, помощник машиниста Куйбышевской нефтеперевалочной базы;
Думин Дмитрий Андреевич, 1896 года рождения, командир отделения 6-го отряда ВОХР Куйбышевской нефтеперевалочной базы;
Касимов Ф.С., помощник механика баркаса «Саратовец» управления Волжского грузового пароходства;
Ларин С.И., шкипер парома № 6 управления Волжского грузового пароходства;
Мантров Иван Васильевич, 1905 года рождения, боец 6-го отряда ВОХР Куйбышевской нефтеперевалочной базы;
Печенкин Андрей Федорович, 1920 года рождения, командир 6-го отряда ВОХР Куйбышевской нефтеперевалочной базы;
Соколов В.П., начальник 4-го технического участка пути управления Волжского грузового пароходства;
Спехов Владимир Николаевич, 1902 года рождения, начальник Куйбышевского эксплуатационного участка пароходства «Волготанкер»;
Таганцев М.Н., главный инженер 4-го технического участка пути управления Волжского грузового пароходства;
Чариков Георгий Иванович, 1897 года рождения, старший инспектор судоходной инспекции Куйбышевского участка управления Волжского грузового пароходства.
Завершают этот скорбный список фамилии четверых членов семей экипажа баркаса «Саратовец», также погибших во время пожара:
Золотенков, сын помощника капитана баркаса, возраст - 1 год 6 месяцев;
Касимова, жена помощника механика баркаса;
Лавров, сын механика баркаса, возраст - 6 месяцев;
Лаврова, жена механика баркаса.
Вечная память всем жертвам огненной катастрофы 4 июля 1948 года!
Кто их заставлял тушить пожар, кто заставлял лезть в пекло инспекторов, сотрудников свободных от службы, гражданских лиц… – чувство долга. В основу службы пожарному делу лежит евангельский тезис: «Нет больше сея любве, аще кто душу положит за други своя». Он выполняется свято, и бескорыстное самоотвержение людей этой опасной службы и дела красноречиво отмечено в истории погибшими при исполнении служебного долга сотрудниками пожарной охраны, начиная от рядовых и сержантов, заканчивая офицерами.