Пожар на станции Кунья

25
ноября
26
ноября
27
ноября
28
ноября
29
ноября
30
ноября
1
декабря
2
декабря
3
декабря
4
декабря
5
декабря
6
декабря
7
декабря
8
декабря
9
декабря
10
декабря
11
декабря
12
декабря
13
декабря
14
декабря
15
декабря
16
декабря
17
декабря
18
декабря
19
декабря
20
декабря
21
декабря
22
декабря
23
декабря
24
декабря
img

Одним из наиболее крупных в истории пожарной охраны Псковской области считается пожар на железнодорожной станции Кунья. В тушении крупного пожара принимали участие пожарные поезда ВО МПС СССР.

9 декабря 1967 года в 9 часов 41 минуту нефтеналивной поезд № 2929, состоявший из тепловоза и 54 осных цистерн с нефтью и бензином, потерпел крушение. Далее события развивались стремительно. 22 цистерны опрокинулись, нефть потекла рекой, вспыхнул пожар, последовали взрывы, создалась угроза уничтожения огнём складов заготзерна, райпотребсоюза, а также жилых домов посёлка Кунья. Огонь охватил территорию в 8 га.

Первыми прибыли бойцы профессиональной пожарной команды во главе с Муравьёвым Иваном Фёдоровичем. Зрелище было жутким. Казалось, что горели земля и небо, клубы чёрного едкого дыма, груды искорёженной, смятой, словно тонкий картон, стали. Взрывом одной из цистерн снесло железнодорожную будку. По тревоге были подняты весь личный состав Куньинской пожарной части, пожарно-сторожевая охрана нефтебазы, рабочие и служащие складов заготзерно, электроподстанции, добровольцы пожарных дружин, пришло на помощь мужское население посёлка.

Секретарь Куньинского райкома партии сообщил об аварии и пожаре в пожарную охрану Пскова и Великих Лук. На помощь выехали пожарные великолукских пожарных частей и железнодорожной станции. Шли пожарные поезда из Новосокольников, Пскова, Ржева, пожарная автоцистерна из Локни.

В то морозное ясное зимнее утро в Порхове проходили учения Псковской областной пожарной охраны, на которых присутствовали начальник отдела пожарной охраны УВД Псковской области В.В. Рендаков, заместитель начальника УВД Н.С. Веселков, председатель облисполкома Б.А. Осипчик и его заместитель. Там-то и застало их страшное известие. По распоряжению Бориса Александровича Осипчика был выделен вертолёт. Вылетели все руководители. Василий Васильевич Рендаков взял с собой младшего лейтенанта Анатолия Фёдоровича Горячева, который по прибытии на место аварии был назначен начальником штаба пожаротушения. При заходе на посадку вертолёта сквозь поднимающиеся к небу клубы чёрного дыма едва просматривался посёлок. Потом пожарные из других городов в один голос говорили, что за много километров до Куньи видели «небо, затянутое дымом», а в самом посёлке было темно, как ночью, пожарные машины передвигались с зажжёнными фарами. По этой причине А.Ф. Горячеву вновь пришлось подняться в воздух на вертолёте, чтобы откорректировать обстановку на пожаре, указать водоисточники. Руководство тушением пожара принял на себя В.В. Рендаков. Включилась в работу группа тыла, обеспечивая доставку и наращивание сил и средств. С прибытием пожарных поездов была произведена передислокация средств пожаротушения. Пожар был разбит условно на несколько участков: по защите негорящих цистерн, тушению разлившейся нефти и горящих цистерн, по тушению разлившейся нефти и защите складов, жилых домов.

Люди работали в неимоверно сложной обстановке: море огня, от дыма нечем было дышать, мороз усугублял обстановку. Пожарные подходили почти вплотную к горящим цистернам, взбирались на них, чтобы тушить пламя у люков, подавлять огонь прямо в горловине или закрывать люки брезентом. Но огонь вырывался, обдавая нестерпимым жаром. Все осознавали степень опасности, пересиливая себя, вновь и вновь бросались на борьбу со стихией. Никто не покидал поле битвы, несмотря на ожоги и травмы. Приходилось работать в зоне сплошного огня и высоких температур. Обстановка менялась мгновенно. Подразделение командира профессиональной пожарной части № 2 Великих Лук А.И. Иванова оказалось в огненной ловушке, горящая нефть окружила пожарных, отрезав пути отхода. Александр Иванович, быстро и умело маневрируя, стволом сбил пламя и вывел личный состав из огненного кольца. Сам получил сильные ожоги лица и рук, но продолжал работать. Локнянские пожарные получили приказ занять место на горке и провести пенную атаку. Неожиданно машина стала съезжать в низину, в самое пекло. Им на помощь подоспел тракторист. Подцепив тросом, он выдернул машину из огня. Это лишь некоторые эпизоды мужества и взаимовыручки во время тушения пожара.

Создавались неприятные ситуации и другого характера. Из Новосокольников прибыл восстановительный поезд, из Торопца – военные. Они танками начали растаскивать железнодорожные платформы, вагоны, цистерны. Из-за трения металла происходило искрение, возникали новые очаги загорания. Поэтому только к следующему дню удалось подавить власть огня. Путейцам дали сутки для восстановления путей сообщения, так как через станцию должен был проследовать состав с иностранным политическим деятелем.

Когда пожарные построились в колонну, чтобы отбыть в места своей постоянной дислокации, куньинские женщины, причитая, крестились, называя их своими спасителями. Прибывший в Кунью секретарь обкома партии Иван Степанович Густов поблагодарил пожарных и приказал руководителям поощрить всех участников тушения пожара. Василий Васильевич Рендаков был горд за людей, сумевших противопоставить огненной стихии профессиональную выучку, самоотверженность и отвагу, обеспечить бесперебойную работу техники. 15 человек были представлены к медали «За отвагу на пожаре», 29 – к почётным грамотам, остальным были выданы денежные поощрения и ценные подарки (ручные часы, фотоаппараты).

Источники: Куньинская районная библиотека, Главное управление по Псковской области

Поделиться: