Одним из наиболее крупных в истории пожарной охраны Псковской области считается пожар на железнодорожной станции Кунья. В тушении крупного пожара принимали участие пожарные поезда ВО МПС СССР.
9 декабря 1967 года в 9 часов 41 минуту нефтеналивной поезд № 2929, состоявший из тепловоза и 54 осных цистерн с нефтью и бензином, потерпел крушение. Далее события развивались стремительно. 22 цистерны опрокинулись, нефть потекла рекой, вспыхнул пожар, последовали взрывы, создалась угроза уничтожения огнём складов заготзерна, райпотребсоюза, а также жилых домов посёлка Кунья. Огонь охватил территорию в 8 га.
Первыми прибыли бойцы профессиональной пожарной команды во главе с Муравьёвым Иваном Фёдоровичем. Зрелище было жутким. Казалось, что горели земля и небо, клубы чёрного едкого дыма, груды искорёженной, смятой, словно тонкий картон, стали. Взрывом одной из цистерн снесло железнодорожную будку. По тревоге были подняты весь личный состав Куньинской пожарной части, пожарно-сторожевая охрана нефтебазы, рабочие и служащие складов заготзерно, электроподстанции, добровольцы пожарных дружин, пришло на помощь мужское население посёлка.
Секретарь Куньинского райкома партии сообщил об аварии и пожаре в пожарную охрану Пскова и Великих Лук. На помощь выехали пожарные великолукских пожарных частей и железнодорожной станции. Шли пожарные поезда из Новосокольников, Пскова, Ржева, пожарная автоцистерна из Локни.
В то морозное ясное зимнее утро в Порхове проходили учения Псковской областной пожарной охраны, на которых присутствовали начальник отдела пожарной охраны УВД Псковской области В.В. Рендаков, заместитель начальника УВД Н.С. Веселков, председатель облисполкома Б.А. Осипчик и его заместитель. Там-то и застало их страшное известие. По распоряжению Бориса Александровича Осипчика был выделен вертолёт. Вылетели все руководители. Василий Васильевич Рендаков взял с собой младшего лейтенанта Анатолия Фёдоровича Горячева, который по прибытии на место аварии был назначен начальником штаба пожаротушения. При заходе на посадку вертолёта сквозь поднимающиеся к небу клубы чёрного дыма едва просматривался посёлок. Потом пожарные из других городов в один голос говорили, что за много километров до Куньи видели «небо, затянутое дымом», а в самом посёлке было темно, как ночью, пожарные машины передвигались с зажжёнными фарами. По этой причине А.Ф. Горячеву вновь пришлось подняться в воздух на вертолёте, чтобы откорректировать обстановку на пожаре, указать водоисточники. Руководство тушением пожара принял на себя В.В. Рендаков. Включилась в работу группа тыла, обеспечивая доставку и наращивание сил и средств. С прибытием пожарных поездов была произведена передислокация средств пожаротушения. Пожар был разбит условно на несколько участков: по защите негорящих цистерн, тушению разлившейся нефти и горящих цистерн, по тушению разлившейся нефти и защите складов, жилых домов.
Люди работали в неимоверно сложной обстановке: море огня, от дыма нечем было дышать, мороз усугублял обстановку. Пожарные подходили почти вплотную к горящим цистернам, взбирались на них, чтобы тушить пламя у люков, подавлять огонь прямо в горловине или закрывать люки брезентом. Но огонь вырывался, обдавая нестерпимым жаром. Все осознавали степень опасности, пересиливая себя, вновь и вновь бросались на борьбу со стихией. Никто не покидал поле битвы, несмотря на ожоги и травмы. Приходилось работать в зоне сплошного огня и высоких температур. Обстановка менялась мгновенно. Подразделение командира профессиональной пожарной части № 2 Великих Лук А.И. Иванова оказалось в огненной ловушке, горящая нефть окружила пожарных, отрезав пути отхода. Александр Иванович, быстро и умело маневрируя, стволом сбил пламя и вывел личный состав из огненного кольца. Сам получил сильные ожоги лица и рук, но продолжал работать. Локнянские пожарные получили приказ занять место на горке и провести пенную атаку. Неожиданно машина стала съезжать в низину, в самое пекло. Им на помощь подоспел тракторист. Подцепив тросом, он выдернул машину из огня. Это лишь некоторые эпизоды мужества и взаимовыручки во время тушения пожара.
Создавались неприятные ситуации и другого характера. Из Новосокольников прибыл восстановительный поезд, из Торопца – военные. Они танками начали растаскивать железнодорожные платформы, вагоны, цистерны. Из-за трения металла происходило искрение, возникали новые очаги загорания. Поэтому только к следующему дню удалось подавить власть огня. Путейцам дали сутки для восстановления путей сообщения, так как через станцию должен был проследовать состав с иностранным политическим деятелем.
Когда пожарные построились в колонну, чтобы отбыть в места своей постоянной дислокации, куньинские женщины, причитая, крестились, называя их своими спасителями. Прибывший в Кунью секретарь обкома партии Иван Степанович Густов поблагодарил пожарных и приказал руководителям поощрить всех участников тушения пожара. Василий Васильевич Рендаков был горд за людей, сумевших противопоставить огненной стихии профессиональную выучку, самоотверженность и отвагу, обеспечить бесперебойную работу техники. 15 человек были представлены к медали «За отвагу на пожаре», 29 – к почётным грамотам, остальным были выданы денежные поощрения и ценные подарки (ручные часы, фотоаппараты).
Источники: Куньинская районная библиотека, Главное управление по Псковской области