Пожар на железнодорожной станции Овечка

26
февраля
27
февраля
28
февраля
1
марта
2
марта
3
марта
4
марта
5
марта
6
марта
7
марта
8
марта
9
марта
10
марта
11
марта
12
марта
13
марта
14
марта
15
марта
16
марта
17
марта
18
марта
19
марта
20
марта
21
марта
22
марта
23
марта
24
марта
25
марта
26
марта
27
марта
img

12 марта 1971 г на железнодорожной станции Овечка, в 11 часов 36 минут раздался глу­хой, мощный взрыв. Над крышами домов и пристанционными строениями взмет­нулся огненный столб с огромной шапкой черного дыма. От второго взрыва за­звенели и рассыпались стекла в домах. За 600 метров от вокзала за­горелся неф­теналивной состав.

Огнем были охвачены 37 завалившихся многотонных цистерн с неф­тью и 10 вагонов с сухим грузом. 20 цистерн взорвались одновременно. Нефть распле­скалась и пылала на огромной пло­щади. Сообщение о пожаре быстро распро­странилось по краю и за его пределами. К месту собы­тий спе­шили на помощь из Ставрополя, Невинномысска, Минеральных Вод, Арма­вира, Красно­дара, со станции Кавказская. Но первый вал огня, первые удары взрывных волн, первые выбросы горящей нефти должны были отразить те, кто находился рядом.

В первый период борьбы с огнем было принято решение – вывести из района пожара людей и не допустить распространение огня в сторону хлебоприемного пункта, где огромные бункеры элеватора заполнены зерном. Был создан специальный штаб пожаротушения и боевые участки, которые возглавили опытные работники пожарной охраны П.С.Беленко и Б.М.Скоморохов. Были пданы лафетные стволы и генераторы высокократной пены для ограничения распространения огня по разлившейся нефти и ликвидации горения стоявших на рельсах цистерн с нефтью. Тем самым были созданы условия для работы бригады восстановительного поезда.

Картина пожара еще долгое время оставалась устрашающей. В бушующее пламя были уже введены 27 стволов, 8 генераторов высокократной механической пены, 15 пожарных машин работали в слепом сизом снегопаде, 70 бойцов пожарной охраны вели наступление на огонь. Предот­вратить взрывы можно было лишь одним способом – закрыть доступ кислорода через сорванные горловины, защитить открытую нефть от языков пламени. Проделать смертельную операцию вы­звались двое: Павел Беленко и Николай Уберайло. Полковник Андреенко Н.П. приказал прикрыть их струями воды и они полезли по лестницам приваренным к выпуклым бокам цистерн. К 15 часам основной очаг огня был подавлен, а через 32 часа первые пассажирские поезда вновь связали маленькую железнодорожную станцию со всей страной.

Катастрофа унесла жизни 9 человек, 2 человека получили тяжелые ожоги.

Материальный ущерб от крушения и пожара составил около 800 тысяч рублей. Огнем были уничтожены: электровоз нечетного поезда, 37 цистерн груженных сырой нефтью, 9 вагонов с четного поезда с разным грузом, 12 вагонов общежития СМП-13, грузовая машина СМП-13, жилой 4-х квартирный дом ПЧ-8, жд-будка 1700 км, стрелочный пост №1, разрушено 200 метров железнодорожного пути и контактной электросети, полностью разрушен 1-й стрелочный район ст. Овечка. Движение поездов по направлению Армавир-Невиномысская было прервано на 36 часов.

Принятыми мерами тушения грузовых поездов и прилегающего населенного пункта к очагу пожара, сохранено было материальных ценностей на полтора миллиона рублей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены орденами и медалями десятки участников тушения пожара. Медалями «За отвагу на пожаре» награждены и семеро школьников.

Расследование причин пожара

12 марта 1971 г на станции Овечка Кавказского отделения Северо-Кавказской ж. д., оборудованной автоблокировкой и ключевой зависимостью стрелок и сигналов, допущено крушение грузовых поездов с тяжёлыми последствиями.

Расследованием установлено, что монтёры СЦБ Панарин, Гаврилов, Жукавин, грубо нарушив ПТЭ и инструкцию ЦШ-2346, воспользовавшись запасным ключом, перевели запертую в маршруте стрелку № 1 перед проходом поезда для проверки замков. Старший стрелочник Воблая, не получив указания ДСП Крамаренко, допустила монтёров к работам и не обеспечила охраны маршрута. ДСП разрешил ШН Рогалину работы на стрелках, но не дал указания ст. стрелочнику и не контролировал соблюдения правил ремонта.

ШЧ Кавказской дистанции Ковальчук не проверял действий ШНов и монтёров и не обнаружил фактов незаконного пользования запасными ключами, а ДС Тимофеев, вопреки указанию МПС от 01.01.2001г № 000, лично не контролировал соблюдение причастными работниками требований безопасности движения при производстве работ на стрелках.

НОД Кавказского отделения Киреев не принимал должных мер к укреплению дисциплины среди работников, связанных с движением поездов, УРБ Прилепский слабо контролировал выполнение ПТЭ и инструкций, мирился с нарушениями.

Ш Северо-Кавказской ж. д. Телятников не предъявлял требований к НОДШ, ШЧ по точному выполнению инструкции ЦШ-2346.

Н Северо-Кавказской ж. д. материал по крушению поездов передал следственным органам для привлечения виновных к уголовной ответственности. ШЧ Ковальчук, ДС Тимофеев, ШН Рогалин и ДСП Крамаренко с работы сняты с понижением в должности. УРБ Прилепскому объявлен строгий выговор. Ш Телятникову и НОД Кирееву объявлен выговор.

Суд признал виновными и приговорил стрелочницу Воблая к 10 годам, ШЦМ Панарина и Гаврилова к 8 годам каждого лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовой колонии, ДСП Крамаренко к 1 году исправительных работ с удержанием из зарплаты 10% в бюджет государства, ШЦМ Жукавина к 3 годам лишения свободы условно.

************

Через 3 года на станции Овечка снова случилась беда. 26 апреля 1974 года к станции Овечка стремительно приближался состав, в котором были вагоны-цистерны с бензином. Перед станцией, вследствие торможения, бензин пролился из-под крышки и стекал по бокам цистерны. Искра из-под колёс... и бензин загорелся. Раздался взрыв огромной силы. Для предотвращения воспламенения и взрыва других вагонов, люди вручную откатили горящие цистерны.

Поделиться: