В России 28 апреля отмечается День борьбы за права человека от химической опасности (более известный как День химической безопасности). К сожалению, учреждение этого Дня связано с событиями, имевшими место в Чувашии - на химическом комбинате в городе Новочебоксарск. В 1972 г. комбинат освоил третье производство - стал выпускать боевое отравляющее вещество нервнопаралитического действия. Спецпроизводство охранялось отдельным батальоном Свердловской дивизии внутренних войск МВД СССР.
Рано утром 28 апреля 1974 года в цехе случилось возгорание. Ситуация осложнялось тем, что на месте пожара хранились готовые специзделия, начиненные отравляющим веществом. К счастью, в них не было взрывчатки. Хотя пожарные машины прибыли сразу же после сигнала о возгорании, однако команды тушить пожар не было. Никто не знал, можно ли использовать воду в помещении с готовыми к отправке боевыми изделиями? Поэтому пожарные ждали указаний главного инженера спецпроизводства В. Романова. Оценив обстановку, он дал команду тушить огонь водой, и вскоре пожар был ликвидирован.
Полковник ФСБ в отставке А.Ф. Павлов так вспоминает об этом: «Пожар на таком особо важном и режимном объекте опасен, ибо чреват тяжелыми последствиями. Но в 1974 году столь катастрофических последствий, о которых иногда пишут в своих воспоминаниях некоторые очевидцы, не было. Я лично в тот день до самого вечера пробыл на территории объекта, все видел своими глазами. В одной из публикаций прошлых лет автор описывал, как взрывались авиабомбы. Заверяю, что ни один боеприпас во время пожара не взорвался. Несколько готовых изделий от чрезвычайно высокой температуры деформировались и дали течь, но пожар подверг все термической обработке (специалисты считают, что термообработка - один из эффективных способов уничтожения химического оружия).
За взрывы принимались многократные хлопки в цехе, где в замкнутом пространстве от жары лопалась облицовочная плитка. После пожара на химкомбинате ходили слухи, что виной всему стала диверсия. Но следствие подтвердило, что ЧП - результат халатности, вызванный несоблюдением правил пользования сварочным оборудованием. Электрический кабель, питавший сварочный аппарат, был перетерт железной дверью, и в результате короткого замыкания загорелась ветошь, а затем и деревянная обшивка изделий, уложенных в штабели».