Авиакатастрофа двух ТУ-134 в небе над городом Днепродзержинском

28
июля
29
июля
30
июля
31
июля
1
августа
2
августа
3
августа
4
августа
5
августа
6
августа
7
августа
8
августа
9
августа
10
августа
11
августа
12
августа
13
августа
14
августа
15
августа
16
августа
17
августа
18
августа
19
августа
20
августа
21
августа
22
августа
23
августа
24
августа
25
августа
26
августа
img

11 августа 1979 года в небе над городом Днепродзержинском (с 2016 года – Каменское, Украина) столкнулись два самолета Ту-134А. Погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), включая 17 членов футбольной команды "Пахтакор" из Узбекистана, выступавшей в то время в высшей лиге.

Футболисты "Пахтакора" летели в Минск (Белоруссия), чтобы принять участие в календарном матче чемпионата СССР с местным клубом "Динамо". По счастливой случайности в этом самолете не оказалось вратаря команды Александра Яновского, улетевшего в Минск днем раньше вместе с дублирующим составом, и главного тренера "Пахтакора" Олега Базилевича, руководившего командой с весны 1979 года. Он с разрешения руководителей клуба улетел в Сочи на несколько дней до игры в Минске, чтобы повидаться с семьей, с которой долго не виделся.

Команда "Пахтакора" летела на самолете Ту-134А Белорусского управления гражданской авиации с бортовым номером 65735, выполнявшем рейс 7880 по маршруту Ташкент (Узбекистан) – Гурьев (ныне Атырау, Казахстан) – Донецк (Украина) – Минск (Белоруссия). В 13.11 по московскому времени лайнер с 77 пассажирами на борту вылетел из Донецка, где делал промежуточную посадку, и взял курс на Минск. Пилотировал самолет экипаж, состоявший из семи человек.

Немногим ранее, в 12.53, из аэропорта города Воронежа взлетел другой Ту-134А с бортовым номером 65816 Молдавского управления гражданской авиации, выполнявший рейс Челябинск – Воронеж – Кишинев (Молдавия). В этом самолете летели 88 пассажиров, из них 16 детей в возрасте до 12 лет, и шесть членов экипажа.

Трассы полетов обоих самолетов проходили над территорией Украины. Контроль воздушного пространства над ней осуществлял Харьковский центр управления, где в тот день дежурили семь диспетчеров. На инструктаже особое внимание диспетчеров было обращено на то, что в южной половине зоны их ответственности была мощная кучевая облачность с отдельными грозовыми очагами. На самый напряженный, юго-западный сектор контроля неба, в которое попадало и воздушное пространство над Днепродзержинском, старший смены посадил неопытного диспетчера третьего класса Николая Жуковского, только весной окончившего учебное заведение и проведшего всего несколько самостоятельных смен. А контролировать его работу поручил диспетчеру первого класса Владимиру Сумскому, хотя по инструкции это мог делать лишь старший смены или руководитель полетов.

Пульты диспетчеров были оборудованы средствами радиосвязи и индикаторами радиолокационной станции с нанесенными контурами подконтрольных участков воздушных трасс. Расчет взаимного расхождения самолетов производился диспетчерами вручную, на основе того, что докладывали экипажи самолетов.

В 13.17 по московскому времени на связь с диспетчером Жуковским вышел молдавский самолет, летевший на высоте 8400 метров. Командир экипажа сообщил расчетное время прохода Харькова и запросил разрешение на занятие эшелона 9600 метров. Но Жуковский отказал ему, сославшись на то, что на 9600 метров идет попутный самолет.

В 13.25 по московскому времени на связь с диспетчером вышел командир белорусского Ту-134А, который доложил, что самолет идет на высоте 5700 метров, и сообщил расчетное время пролета Днепропетровска (ныне Днепр). Маршруты полета белорусского и молдавского лайнеров пересекались под прямым углом в районе города Днепродзержинска.

По расчетам Жуковского самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты. Но истинный интервал составлял менее одной минуты, так как он нанес на график движения самолетов неверное расчетное время пролета Харькова молдавским самолетом.

Без проверки взаимного положения самолетов с помощью радиолокатора, диспетчер дал команду белорусскому Ту-134А занять эшелон 8400 метров и ждать разрешения на продолжение набора высоты, потому что навстречу ему на эшелоне 9000 метров летел самолет Ил-62.

Диспетчер Сумской, услышав в динамиках доклад командира белорусского самолета о пролете Днепропетровска на высоте 8400 метров и увидев на экране локатора, что два Ту-134А быстро сближаются друг с другом на одной высоте, попытался развести самолеты. Он забрал у Жуковского микрофон и приказал экипажу Ил-62 подняться на высоту 9600 метров, а белорусскому Ту-134А – на высоту 9000 метров и предупредил экипаж, что на пересекающихся курсах идет другой самолет.

Услышав в ответ "понял... (неразборчиво), 8400", и, приняв последнюю фразу как подтверждение экипажа белорусского самолета о занятии эшелона 9000 метров, диспетчер Сумской решил, что разрядил обстановку. Оба диспетчера даже не взглянули на локатор, чтобы проконтролировать исполнение экипажем белорусского Ту-134А приказа о перемене эшелона. На самом деле из-за возникших радиопомех белорусский борт Ту-134А команду диспетчера не принял и продолжал следовать прежним курсом и на прежней высоте, а в эфире прозвучал ответ экипажа Ил-62.

В 13 часов 35 минут 38 секунд молдавский Ту-134А врезался под углом 95 градусов в белорусский лайнер. Оба самолета шли в облаках, и их пилоты не имели возможности визуально обнаружить друг друга. Сила удара и высота полета лайнеров не оставили людям ни малейшего шанса на спасение.

Падение лайнеров наблюдал экипаж самолета Ан-2, выполнявшего регулярный рейс "Черкассы – Донецк". Летчики увидели страшную картину: немного правее их курса из облаков падали обломки самолета: искореженный хвост, куски крыла, стойка шасси и люди.

В 14.08 минут из аэропорта "Подгородное" (Днепропетровская область, Украина) взлетел самолет Ан-2 поисково-спасательной службы. Вскоре его командир доложил, что в районе сел Куриловка, Николаевка и Елизаветовка (Днепропетровская область, Украина) разбросаны металлические обломки, а на земле замечены два очага пожара.

К месту падения самолетов немедленно направились милицейские наряды, а к вечеру весь район катастрофы оцепили войска.

Для расследования катастрофы была создана специальная правительственная комиссия, в которую наряду с представителями "Аэрофлота", авиационными экспертами и судебными медиками вошли представители Министерства обороны. После тщательного изучения всех обстоятельств виновными в трагедии были названы диспетчеры Харьковского центра управления. 11 июля 1980 года Верховный суд Украинской CCР приговорил Николая Жуковского и Владимира Сумского к 15 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима. В тюрьме под Кривым Рогом Сумской провел шесть лет и пять месяцев. Николай Жуковский покончил жизнь самоубийством.

Почти все погибшие члены футбольной команды "Пахтакор" были похоронены на Боткинском кладбище в Ташкенте в братской могиле.

В августе 2009 года к 30-летию катастрофы на месте падения белорусского Ту-134А был установлен памятник в виде черной вертикальной плиты с надписью: "Памяти футбольной команды "Пахтакор" и всем жертвам, погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. От футбольного братства бывшего СССР".

11 августа 2013 года в Ташкенте на Боткинском кладбище был открыт памятник "Пахтакор-79", который ежегодно посещают футболисты, тренерский штаб и руководство ФК "Пахтакор", близкие погибшим спортсменам люди и болельщики, чтобы почтить их память. Улицы в одном из районов Ташкента были названы фамилиями погибших футболистов.
После этой трагедии ташкентский футбольный клуб удалось сохранить благодаря помощи команд высшей лиги, которые направили в "Пахтакор" по несколько футболистов. Команда продолжила выступать в чемпионате СССР. Кроме того, в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение трех лет, независимо от результатов, "Пахтакор" сохранял место в высшей лиге советского футбола. Но "Пахтакор" уже не смог играть как прежде. В 1984 году он выбыл из высшей лиги. Вернулась команда из Узбекистана в главное первенство Союза в последний год существования СССР – в 1991 году. В память о погибших футболистах "Пахтакора" в разных городах Узбекистана и за пределами республики ежегодно проходят футбольные матчи и турниры.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Поделиться:
Фотографии 2