Партийный форум, открывшийся 22 февраля 1981 года, оказался последним, на котором выступал тогдашний Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. А поскольку на следующий день вся страна собиралась отмечать День Советской Армии, то по давней традиции во всех учреждениях и организациях страны женщины поздравляли мужчин. Куйбышевское УИТУ не стало исключением. Но именно здесь всего через несколько часов произошел крупный пожар. К счастью, обошлось без жертв.
Поначалу все было как всегда. Во второй половине дня по поводу предстоящего праздника сотрудники Управления исправительно-трудовых учреждений (УИТУ) УВД Куйбышевского облисполкома (ныне ГУФСИН по Самарской области) собрались в кабинете начальника политотдела. Помещение располагалось на пятом, последнем этаже здания, а сам хозяин кабинета в тот момент был в отпуске. Как и положено, в таких случаях зачитывались поздравления, вручались цветы и подарки, играла музыка.
Но тут обнаружилось, что проведению торжественной церемонии мешает включенный телевизор, с экрана которого Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев зачитывал свой отчетный доклад. Выключить телеприемник было неудобно – все-таки шла прямая трансляция о крупнейшем политическом событии страны. И тогда кто-то из присутствующих поступил проще: до предела убавил звук, чтобы голос генсека не заглушал поздравительные выступления сотрудников.
Вскоре торжественная церемония завершилась, а все ее участники разошлись по рабочим местам. Однако никто при этом не заметил, что злополучный телевизор по-прежнему работал. Некому было его выключить и после того, как рабочий день закончился, и все сотрудники УИТУ разошлись по домам. В итоге телевизор перегрелся и среди ночи воспламенился, что и стало причиной серьезного пожара в здании.
Впоследствии при разборе завалов на месте происшествия удалось обнаружить обгоревшие остатки телевизионного стабилизатора, а также некоторые части самого телевизора. Примечательно, что все это было найдено не на пятом этаже здания, а на втором, куда приборы провалились сквозь огромные прогары в перекрытиях. Все собранные остатки скрупулезно изучили эксперты, которые затем дали однозначное заключение: именно перегревшиеся телевизор и стабилизатор стали причиной возгорания.
Как это ни странно, но дежурные офицеры УИТУ не смогли вовремя заметить пламя. А на пульт областного УПО сигнал о пожаре в здании УИТУ поступил не от дежурных, а от водителя случайного такси, проезжавшего мимо по улице. Увидев на пятом этаже языки пламени, он стал ломиться в дверь учреждения, но ему долго никто не открывал. Лишь после того, как на улицу вышел дежурный и убедился, что в дверь стучит не пьяный хулиган, а его невольный спаситель, он наконец-то позвонил «01». А через несколько минут к пылающему зданию стали прибывать пожарные подразделения.
«Я прыгну вниз»
Чуть позже на месте происшествия стали собираться руководители УПО. К этому моменту пламя успело далеко уйти от очага возгорания. В результате разведки выяснилось, что по коридорам и по внутренним перекрытиям пламя фактически добралось до соседнего здания, где располагалось облУВД. К этому моменту на месте пожара уже находились начальник областного управления пожарной охраны полковник Николай Кириленко и начальник УВД Куйбышевского облисполкома генерал-майор Василий Шарапов. О дальнейших событиях, происходящих в здании УИТУ УВД Куйбышевского облисполкома в ночь на 23 февраля 1981 года, рассказал полковник внутренней службы Анатолий Карпов, который в феврале 1981 года работал в должности заместителя начальника УПО УВД Куйбышевского облисполкома.
- Мы с Кириленко еще раз отправились по этажам, чтобы уточнить обстановку в наиболее опасных точках пожара. Со стороны двора поднялись в конференц-зал, и тут же увидели, что на потолке сразу в нескольких местах пробивается пламя. Скоро на наших глазах перекрытие рухнуло. Объем рухнувших конструкций был таким, что ударной волной нас с Кириленко буквально выбросило в дверной проем. Однако, к счастью, серьезных травм мы не получили, быстро сумели отдышаться и снова включились в борьбу с огнем.
Тут же Кириленко приказал мне возглавить самый сложный участок тушения пожара – чердак и крышу корпуса УИН, в том месте, где они переходят на здание областного УВД. Здесь следует заметить, что огонь дошел до конференц-зала только по внутренним перекрытиям, а вот пробраться на верхние точки горящего объекта он к тому времени еще не успел. Поэтому главной нашей задачей было отсечение пламени от еще неповрежденных конструкций, чтобы ни в коем случае не пропустить его на кровлю областного УВД.
Борьба с огнем на верхнем этаже и на чердаке всего корпуса оказалась очень сложной, и временами пожарным казалось, что стихия вновь набрала силу, и уже через минуту-другую они окажутся просто не в состоянии сдерживать ее наступление. В один из таких моментов Карпов сказал Кириленко: «Если нам не удастся справиться с огнем, и он все-таки уйдет в здание облУВД, то я сразу прыгну вниз, поскольку речь идет о моей профессиональной чести, и я потом просто не смогу смотреть людям в глаза. Кириленко, помню, в ответ мне только махнул рукой».