7 февраля 1981 года после окончания оперативно-мобилизационного сбора руководящего состава Военно-Морского Флота Советского Союза, делегации всех флотов вылетали с аэродрома города Пушкин на своих самолетах. Около 16 часов по местному времени пошел на взлет ТУ-104 ВВС ТОФ, но на высоте около 50 метров самолёт резко накренился на правое крыло, перевернулся и рухнул на землю, не выйдя за пределы взлетной полосы. Мгновенно вспыхнуло более 20 тонн горючего. В этой самой страшной в истории Военно-Морского Флота Советского Союза авиакатастрофе погибли 52 человека, в том числе 16 адмиралов и генералов и почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности. Столько высших морских военачальников не погибло за всю Вторую мировую войну...
Пожарные подъехали к месту трагедии, занесенному полуметровым снегом не сразу, да и спасать уже было некого. На месте самолета зияла черная воронка, над которой полыхало пламя.
Неподалеку от места катастрофы в снегу был обнаружен старший лейтенант техник Зубарев, случайно оказавшийся в кабине самолета и которого от удара выкинуло через носовой фонарь. По дороге в больницу он скончался. Остальные находившиеся на борту люди погибли практически мгновенно во время взрыва.
Ни в прессе, ни по радио, о катастрофе не было сделано никаких заявлений. Достоверные причины катастрофы неизвестны до сих пор, а часть документов расследования и сегодня остаются засекреченными.
Для всех Вооруженных сил Советского Союза этот день стал по-настоящему черным.
Даже спустя много лет после трагического события, сегодняшнее руководство Тихоокеанского флота признает, что образовавшуюся «дыру» не удалось заполнить до сих пор.
Информация об авиакатастрофе была практически полностью засекречена. Единственной газетой, написавшей о катастрофе, стала газета «Красная звезда», разместившая некролог на третьей полосе:
7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей.
Официальное извещение о гибели своих мужей вдовы погибших получили лишь в 1997 году при поддержке депутата Государственной Думы России Галины Старовойтовой.
Большинствопогибших было похоронено в Ленинграде на Серафимовском кладбище. Во время прохождения траурной процессии её сопровождали обычные жители города. В 1983 году по личному распоряжению Сергея Горшкова на могиле был воздвигнут мемориал. Вдовы погибших моряков лично участвовали в благоустройстве мемориала. В 2000 году на памятнике была сделана надпись:
...Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года...
Начиная с 1991 года, ежегодно 7 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга служится панихида по погибшим морякам. 15 июня 2000 года в нём была открыта мемориальная доска с их именами.
7 февраля 2017 года, памятник командованию Тихоокеанского флота, погибшему в авиакатастрофе в 1981 году под Ленинградом, открыли во Владивостоке. Мраморный монумент установили на 33-м причале.
«В 1980-е годы Тихоокеанский флот находился на пике своего развития. Погибшие в этой катастрофе воспитывались у тех, кто победил в Великой Отечественной — тех, кто учился на реальном боевом опыте... Сооружение памятного знака, можно сказать, завершило цикл увековечивания памяти жертв той катастрофы», — сказал Баранов.
«Ровно 36 лет назад в городе Пушкине, под Ленинградом, трагически оборвалась в авиакатастрофе жизнь 52 человек, из них 16 адмиралов. Погибли лучшие представители офицерского корпуса Военно-морского флота Советского Союза, а памятник во Владивостоке отсутствовал долгое время, — сказал Сергей Авакянц. — Сегодня мы открываем памятник, но открываем монумент не жертвам авиакатастрофы, а самым лучшим, достойным, честным и талантливым представителям офицерского корпуса Советского Союза и России. Люди, лишенные памяти и почитания своих предшественников, не имеют будущего. А оно у России должно быть — великое и замечательное будущее для великой страны и великого народа!»