Затонул пароход «Адмирал Нахимов»

17
августа
18
августа
19
августа
20
августа
21
августа
22
августа
23
августа
24
августа
25
августа
26
августа
27
августа
28
августа
29
августа
30
августа
31
августа
1
сентября
2
сентября
3
сентября
4
сентября
5
сентября
6
сентября
7
сентября
8
сентября
9
сентября
10
сентября
11
сентября
12
сентября
13
сентября
14
сентября
15
сентября
img

31 августа 1986 года произошла одна из самых страшных морских катастроф в истории нашей страны.

В 13 километрах от Новороссийска, в результате столкновения с сухогрузом «Петр Васев», затонул пароход «Адмирал Нахимов». В Черном море погибли 423 человека (359 пассажиров и 64 члена экипажа).

Злополучный рейс должен был стать одним из последних для парохода, спущенного на воду 24 марта 1925 года. На 4 квартал 1986 года был запланирован вывод «Адмирал Нахимов» из флота Черноморского пароходства.

29 августа 1986 г. лайнер вышел в очередной рейс по маршруту Одесса – Батуми – Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Круиз был рассчитан всего на неделю, пассажиры должны были вернуться 5 сентября. Благополучно преодолев часть маршрута, «Адмирал Нахимов» 31 августа в 14 часа 00 минут прибыл в Новороссийск. В 22 часа 00 минут корабль направился к выходу из Цемесской бухты, в то же время навстречу лайнеру в бухту следовал сухогруз «Петр Васев», перевозивший зерно.

Согласно международным правилам навигации, «Адмирал Нахимов» должен был пропустить сухогруз (морской принцип — пропускает корабль слева), но диспетчер порта связался с капитаном «Петра Васева» Виктором Ткаченко и спросил, может ли он пропустить пароход. Тот дал свое согласие. Оба корабля вышли на связь друг с другом и подтвердили маневр.

В 23:00 капитан парохода Вадим Марков выставил курс 160 градусов (менять его имеет право только капитан) и передал управление своему помощнику Александру Чудновскому, а сам пошел в свою каюту. Он мог следить за обстановкой и с дивана — у него были дублеры курсоров.

Через пару минут А. Чудновский обратил внимание на появившиеся огни судна. Он запросил пеленг (метод, позволяющий понять расстояние до объекта) у рулевого парохода. «Изменение пеленга за две минуты — два градуса, пеленг тянет к носу, мы сближаемся», — ответил ему Евгений Смирнов, рулевой «Адмирала Нахимова».

Через пару минут Чудновский снова запросил пеленг и опять получил подтверждение, что расстояние между судами стремительно сокращается. Помощник капитана «Адмирала Нахимова» занервничал и по радиотелефону вышел на связь с экипажем сухогруза. Он уточнил, в силе ли договоренность и пропускает ли их грузовое судно, и получил подтверждение.

Но расстояние между судами продолжало сокращаться. Вопреки инструкциям, Чудновский не сообщил о происходящем Маркову и трижды изменял курс парохода.

В это же время капитан сухогруза Виктор Ткаченко, полагаясь на САРП (систему автоматической радиолокационной прокладки курса), не следил за обстановкой. Команду уменьшить ход, а затем «полный назад» капитан Ткаченко отдал слишком поздно.

В 23:12 произошло столкновение судов почти под прямым углом. Сухогруз протаранил правый борт теплохода, образовав пробоину величиной около 10 метров. При этом лайнер продолжал движение (капитан пытался спасти судно и увести его на мель), из-за чего пробоина увеличилась в размерах. Вода за несколько секунд заполнила машинное отделение, и судно пошло ко дну. Из-за жары во многих каютах были открыты иллюминаторы вблизи ватерлинии. Открытыми оставили и клинкетные двери в поперечных переборках. Вода, хлынувшая в пробоину, заливала один отсек за другим. В результате «Адмирал Нахимов» перевернулся на правый борт и затонул за восемь минут. Команда пассажирского корабля успела спустить лишь несколько надувных плотов. По невыясненным причинам не была объявлена эвакуация. На борту началась паника. Многие люди, оказавшись в воде, попали под винты сухогруза, продолжавшие работать. Из 897 пассажиров и 346 членов экипажа погибли 423 человека.

Спасательная операция на месте гибели «Адмирала Нахимова» продолжалась несколько дней, хотя всех выживших спасли еще в ночь катастрофы. Активное участие в этом приняла команда «Петра Васева» — они вытащили из воды 37 человек.

Кроме того, в спасении участвовал лоцманский катер ЛК-90 — он шел к сухогрузу, чтобы помочь ему зайти в грузовой порт. Командир катера увидел, как пароход после столкновения завалился на борт, и сообщил о ЧП в порт. Также на месте катастрофы работал корабль пограничников.

Поделиться: