31 августа 1986 года произошла одна из самых страшных морских катастроф в истории нашей страны.
В 13 километрах от Новороссийска, в результате столкновения с сухогрузом «Петр Васев», затонул пароход «Адмирал Нахимов». В Черном море погибли 423 человека (359 пассажиров и 64 члена экипажа).
Злополучный рейс должен был стать одним из последних для парохода, спущенного на воду 24 марта 1925 года. На 4 квартал 1986 года был запланирован вывод «Адмирал Нахимов» из флота Черноморского пароходства.
29 августа 1986 г. лайнер вышел в очередной рейс по маршруту Одесса – Батуми – Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Круиз был рассчитан всего на неделю, пассажиры должны были вернуться 5 сентября. Благополучно преодолев часть маршрута, «Адмирал Нахимов» 31 августа в 14 часа 00 минут прибыл в Новороссийск. В 22 часа 00 минут корабль направился к выходу из Цемесской бухты, в то же время навстречу лайнеру в бухту следовал сухогруз «Петр Васев», перевозивший зерно.
Согласно международным правилам навигации, «Адмирал Нахимов» должен был пропустить сухогруз (морской принцип — пропускает корабль слева), но диспетчер порта связался с капитаном «Петра Васева» Виктором Ткаченко и спросил, может ли он пропустить пароход. Тот дал свое согласие. Оба корабля вышли на связь друг с другом и подтвердили маневр.
В 23:00 капитан парохода Вадим Марков выставил курс 160 градусов (менять его имеет право только капитан) и передал управление своему помощнику Александру Чудновскому, а сам пошел в свою каюту. Он мог следить за обстановкой и с дивана — у него были дублеры курсоров.
Через пару минут А. Чудновский обратил внимание на появившиеся огни судна. Он запросил пеленг (метод, позволяющий понять расстояние до объекта) у рулевого парохода. «Изменение пеленга за две минуты — два градуса, пеленг тянет к носу, мы сближаемся», — ответил ему Евгений Смирнов, рулевой «Адмирала Нахимова».
Через пару минут Чудновский снова запросил пеленг и опять получил подтверждение, что расстояние между судами стремительно сокращается. Помощник капитана «Адмирала Нахимова» занервничал и по радиотелефону вышел на связь с экипажем сухогруза. Он уточнил, в силе ли договоренность и пропускает ли их грузовое судно, и получил подтверждение.
Но расстояние между судами продолжало сокращаться. Вопреки инструкциям, Чудновский не сообщил о происходящем Маркову и трижды изменял курс парохода.
В это же время капитан сухогруза Виктор Ткаченко, полагаясь на САРП (систему автоматической радиолокационной прокладки курса), не следил за обстановкой. Команду уменьшить ход, а затем «полный назад» капитан Ткаченко отдал слишком поздно.
В 23:12 произошло столкновение судов почти под прямым углом. Сухогруз протаранил правый борт теплохода, образовав пробоину величиной около 10 метров. При этом лайнер продолжал движение (капитан пытался спасти судно и увести его на мель), из-за чего пробоина увеличилась в размерах. Вода за несколько секунд заполнила машинное отделение, и судно пошло ко дну. Из-за жары во многих каютах были открыты иллюминаторы вблизи ватерлинии. Открытыми оставили и клинкетные двери в поперечных переборках. Вода, хлынувшая в пробоину, заливала один отсек за другим. В результате «Адмирал Нахимов» перевернулся на правый борт и затонул за восемь минут. Команда пассажирского корабля успела спустить лишь несколько надувных плотов. По невыясненным причинам не была объявлена эвакуация. На борту началась паника. Многие люди, оказавшись в воде, попали под винты сухогруза, продолжавшие работать. Из 897 пассажиров и 346 членов экипажа погибли 423 человека.
Спасательная операция на месте гибели «Адмирала Нахимова» продолжалась несколько дней, хотя всех выживших спасли еще в ночь катастрофы. Активное участие в этом приняла команда «Петра Васева» — они вытащили из воды 37 человек.
Кроме того, в спасении участвовал лоцманский катер ЛК-90 — он шел к сухогрузу, чтобы помочь ему зайти в грузовой порт. Командир катера увидел, как пароход после столкновения завалился на борт, и сообщил о ЧП в порт. Также на месте катастрофы работал корабль пограничников.