Крушение двух поездов на станции Каменская. Одно из крупнейших ж/д аварий в истории СССР и России.

24
июля
25
июля
26
июля
27
июля
28
июля
29
июля
30
июля
31
июля
1
августа
2
августа
3
августа
4
августа
5
августа
6
августа
7
августа
8
августа
9
августа
10
августа
11
августа
12
августа
13
августа
14
августа
15
августа
16
августа
17
августа
18
августа
19
августа
20
августа
21
августа
22
августа
img

7 августа 1987 года — эта дата навсегда осталась в истории Советского Союза и современной России как символ одной из крупнейших железнодорожных катастроф. В ночь на пятницу на станции Каменская Ростовской области, на Юго-Восточной железной дороге, произошло столкновение грузового состава №2035, гружённого кубанским зерном, с пассажирским поездом №335 «Ростов — Москва».

Тяжёлый грузовой поезд, ведомый локомотивом ВЛ80, из-за отказа тормозов по вине железнодорожников не сумел затормозить на крутом уклоне и, разогнавшись до значительной скорости, въехал на станцию Каменская. При следовании по станции состав расцепило на несколько частей, при этом отделившийся локомотив с одним вагоном проехал ещё несколько сотен метров и столкнулся с хвостом пассажирского поезда, стоявшего в это время у платформы. В результате катастрофы грузовой поезд и несколько пассажирских вагонов были повреждены до степени исключения из инвентаря. Погибли 107 и были ранены 114 человек.

Хронология событий

Грузовой поезд, состоявший из 54-х вагонов — свыше 5,5 тысяч тонн — следовал из Армавира через станции Батайск и Лихая. На станции Лихая прошла смена локомотива и бригады, осмотрщики вагонов формально проверили тормозную систему, но заметные неисправности были оставлены без внимания. Особо трагично: 49 из 55 вагонов имели отключённые тормоза из-за грубых нарушений, что позже установила следственная комиссия.

В околополночные часы состав начал движение по уклонному участку в сторону Каменской, стремительно набирая скорость. Машинист понял, что поезд неконтролируемо разгоняется, и попытался сообщить дежурной и диспетчеру станции о потере управляемости.

В это время на первом пути уже стоял пассажирский поезд. Дежурная пыталась по радио дать команду на срочный отход — но радиосвязь не работала. Поезд всё же начал движение, но один из проводников, чтобы обеспечить посадку пассажиров, по инструкции сорвал стоп-кран. Это стало фатальной ошибкой: состав не успел отойти достаточно далеко.

В 1 час 31 минуту на предельной скорости (до 140км/ч) грузовой поезд вошёл на станцию. На стрелочном переводе вагоны не выдержали нагрузки: автосцепка между первым и вторым вагонами разорвалась, часть состава сошла с рельсов, образовав гигантский завал высотой до 15 метров. Оторвавшийся локомотив с вагоном продолжил движение и через 464 метра врезался в хвост пассажирского поезда, сплющив три вагона и часть электровоза.

Последствия и ликвидация аварии

В катастрофе погибло 107 человек: 104 пассажира, две проводницы и электромонтёр станции. Среди жертв — целые семьи, дети, родственники и знакомые. Особо трагичным эпизодом стало то, что электромонтёр Ткаченко, занимающийся ликвидацией последствий аварии, получил смертельный удар током от контактных проводов, повреждённых при крушении.

Более ста человек были ранены. В расходившихся последних вагонах выжили только те, кого выбросило из вагонов при ударе. Раненых эвакуировали в местные больницы, работы по ликвидации завалов и поиску тел велись круглосуточно: на станции работали военные, милиция, спасатели, заводчане, студенты.

По материальным потерям катастрофа оценивается в 1,5 миллиона рублей: разрушены две секции электровоза, 54 грузовых и три пассажирских вагона, повреждено 300 метров пути, две стрелки, восемь опор контактной сети, тысяча метров контактного провода, потеряно 330 тонн зерна.

Движение поездов по станции Каменская было парализовано — по главному пути на 1,5 часа, а по второму — более чем на 82 часа. Восстановительные работы продолжались трое суток, после чего по станции снова проехал первый пассажирский поезд.

Судьбы и воспоминания очевидцев

Рассказ Евгении Ефимовны Кабановой, начальника вокзала:

«Мне сообщили о катастрофе по телефону, а через 10 минут я уже была на рабочем месте. Я помню зловещую тишину, молча сидящих на бордюре людей. С места трагедии доносились стоны. Слышала, как пассажиры успокаивали женщину, которую зажало грудой металла».

Алексей Кучеров, в то время сотрудник пожарной охраны МВД, участвовал в поиске тел:

«Определили, где примерно находился каждый пассажир, и разделили территорию на участки. Искали каждого по лоскуткам от одежды, каким-то вещам. Складывали отдельно каждую косточку. Падали в обморок, плакали... Конечно, картина была страшная. Но нужно было найти всех, кто остался под завалами».

Родственники погибших приезжали с разных концов страны. Один мужчина из Подмосковья — потерявший жену и троих детей, другой — из Благовещенска, также утративший семью. Город предоставил им бесплатное жильё, медицинскую и психологическую поддержку.

В местном сквере уделили место для погибших. «Особенно страшно было смотреть на детей. Их маленькие тела выносили из завалов другие, недавние дети — солдаты гарнизона», — вспоминал председатель горисполкома Фомин.

В трагедии погибли жена и дочь актёра Игоря Ливанова. Он тоже приехал на опознание и похороны.

Выводы и уроки

После аварии была создана правительственная комиссия во главе с зампредом Совмина СССР Ведерниковым. По итогам расследования суд состоялся только над двумя осмотрщиками вагонов, допустившими грубые нарушения в проверке тормозной системы — их приговорили к 12 годам лишения свободы. Были сняты с должности начальники отделения дороги.

Уроки этой катастрофы стали фундаментом для изменений в правилах безопасности, технического контроля на железных дорогах СССР и России.

Память

В память о катастрофе у вокзала города установлен Поклонный крест. До сих пор это место служит напоминанием о той страшной ночи, когда равнодушие и грубые ошибки обернулись человеческой трагедией.

Поделиться:
Фотографии 3