История знает немало случаев, когда старинные рукописи и редкие фолианты навсегда пропадали в огне. Иногда причиной всему были стихийные бедствия, а порой книгохранилища поджигали люди.
Одной из крупнейших культурных катастроф такого рода стал пожар, случившийся в ночь на 15 февраля 1988 года в Библиотеке Академии наук (БАН) СССР. Причины возгорания до сих пор остаются невыясненными. Итоги пожара были беспрецедентными. Несмотря на то, что человеческих жертв не было, произошла настоящая культурная катастрофа: в огне погибли все подшивки газет с 1922 по 1953 годы (всего 1/3 газетного фонда), а также около 300 тысяч книг, в том числе весьма редких и дорогостоящих.
Первый вызов пожарной охраны на место пожара был зафиксирован в 00:02 15 февраля 1988 года. Тогда загорелся газетный фонд, что на третьем этаже. Пожарные сумели локализовать очаг возгорания приблизительно в 00:40, после чего уехали. Однако уже в 4:30 возник новый очаг возгорания, на сей раз совершенно в другом конце здания, в фонде отечественной и иностранной литературы. В этот раз пожар был гораздо серьезней. Спустя час, когда стало ясно, что борьба с пожаром затянется надолго, все подъезды к Биржевой линии Васильевского острова были перекрыты пожарными машинами. Была объявлена общая тревога. Горели 4-й и 5-й этажи Библиотеки Академии наук СССР. Черный дым над Васильевским островом был виден из разных концов Ленинграда. Пожарные пытались потушить огонь, но их собственные запасы воды быстро иссякли, и тогда рукава были протянуты от Невы. Внутрь здания заливались тонны воды, в результате чего был нанесен огромный ущерб книгам. По воспоминаниям очевидцев, из окон летели куски книг и мебели. Борьба с огнем продолжалась без малого 15 часов.
В результате пожара и его тушения серьезно пострадали 3,5 миллиона единиц хранения. Часть книг была законсервирована в бескислотный картон, многие из них находятся там и сейчас. За три десятка лет реставраторам удалось восстановить лишь малую часть единиц хранения.
По факту возгорания в газетном фонде и фонде отечественной и иностранной литературы было возбуждено уголовное дело. Первой версией стало то, что работник библиотеки Константин Бутырин якобы оставил непогашенный окурок в урне около своего рабочего стола, что и привело к масштабному пожару.
На допросах Бутырин свою вину полностью отрицал, утверждая, что стол, рядом с которым находился очаг возгорания, не был его рабочим местом, окурок же, если он вообще существовал, мог быть оставлен кем угодно, и что в хранилищах он не курил никогда. Новые версии возникли лишь несколько месяцев спустя. Сотрудников библиотеки обвиняли в халатности, хищении книг, умышленном поджоге, но ни одна из этих версий так и не нашла подтверждения. Основной загадкой остается то, что в двух противоположных концах здания, отгороженных друг от друга железобетонной стеной, практически одновременно вспыхнули два фонда, что говорит в пользу сторонников версии об умышленном поджоге.
Для просушки пострадавших изданий применялись разные методы и способы. Книги сушили теплым воздухом, токами высокой частоты, в вакуумных камерах, часть из них была заморожена в морозильных камерах.
На помощь библиотеке пришли другие города. Ими были разработаны экстренные меры по борьбе с плесенью — массовая дезинфекция книг. Это позволило избежать нового стихийного бедствия — заражения фондов грибковыми образованиями. В тяжелые для БАН дни на помощь коллективу библиотеки пришли различные организации города и горожане; вся страна и мировая общественность включились в спасательные работы.
Несколько месяцев днем и ночью работали сотрудники БАН, а с ними студенты, школьники, военнослужащие, домохозяйки и читатели библиотеки. Жители города высушили в своих квартирах 13 тысяч книг.
Сейчас библиотека переживает не лучшие времена. Поток посетителей переместился в интернет, штат сократился вдвое, постоянно меняется работодатель: сначала долгие годы библиотека была под Академией наук, в 2013 году передана в Федеральное агентство научных организаций, а с 2018 года — Министерству по науке и высшему образованию. И каждый раз разговор о давно назревшем ремонте приходится начинать заново. Тем не менее БАН сейчас не так беззащитна, как в 1988 году. Здесь повсюду видеокамеры и датчики дыма, уже не первый раз меняют пожарные двери и автоматическую систему тушения на более модернизированные. Но это не главное, считает руководство библиотеки. Тех людей и той общности, которая помогала спасти библиотеку, уже нет…
Стоит отметить, что запах пожара и сейчас в некоторых уголках хранилищ можно почувствовать. Прошло более 30 лет, но книги все помнят.
Источник: портал propb.ru