24 декабря 1992 г. в четыре часа утра на Шелеховском кабельном заводе произошел пожар. Пожар возник в районе склада хранения красок и растворителей кабельного завода и был обнаружен в начале пятого утра. В 4 часа 20 от диспетчера завода «Иркутсккабель» на центральный пункт пожарной связи поступило сообщение о пожаре в цехе.
В результате горения расплавленная горящая масса стекала на сгораемые материалы, расположенные в цехе, это привело к быстрому распространению огня, скорость которого составляла 6 метров в минуту, однако к моменту прибытия первых пожарных подразделений скорость распространения увеличилась более чем в 4 раза. Интенсивному развитию пожара способствовало направление ветра вдоль производственного корпуса. До прибытия первых пожарных подразделений, в 4 часа 35 минут, произошло обрушение покрытия над цехом и складами пластмасс.
В первоначальный момент отмечались неоднократные взрывы бочек в складе красок тарно-сборочного цеха, а общая площадь обрушившего покрытия уже через полчаса составила 16 тысяч квадратных метров.
К месту пожара были стянуты пожарные подразделения города Иркутска, Шелехова, Ангарска, поселка Большой Луг, воинской части посёлка Горячие ключи – всего 669 человек. Фронт распространения огня составлял 48 метров. Тушение приходилось осуществлять подвозом воды с помощью водовозок. Привлекли 219 курсантов Иркутского пожарно-технического училища МВД РФ, 50 рабочих завода, 10 сотрудников милиции.
Пожар был ликвидирован на огромной площади лишь к следующему утру. Затем, в течение второго дня, осуществлялась проливка и разборка отдельных очагов пожара в завалах. Эта работа закончилась в 17 часов 25 декабря.
В течение всего времени тушения на месте пожара работали три бригады скорой медицинской помощи города Шелехова. Для замера уровня токсичности продуктов горения работали химики дозиметристы с полка гражданской обороны и областной СЭС.
В результате пожара огнем было повреждено одно строение на общей площади 16280 квадратных метров, уничтожено 530 тонн горючих материалов. Ущерб от пожара составил почти 200 миллионов рублей.
В Главном управлении МЧС России по Иркутской области создана и действует общественная организация ветеранов-спасателей, аварийно-поисковых и пожарно-спасательных подразделений, гражданской обороны, пожарного надзора и инспекции по маломерным судам Иркутской области.
Каждый год 24 декабря ветераны пожарной охраны по традиции собираются вместе, чтобы поделиться воспоминаниями о своих однополчанах и положить цветы к памятнику пожарным и спасателям.
Из воспоминаний ветеранов
Радик Хисматулин, преподаватель Иркутского пожарно-технического училища МВД:
«Когда мы заехали в цех, я дал курсантам команду натянуть подкасники и дышать через них, чтобы органы дыхания были защищены. На тушении пожара я находился в течение суток, все это время мы тушили склад материалов для производства кабеля.
Курсантов распределили по боевым участкам вместе с преподавателями. О том, что на этом пожаре могут выделяться опасные токсические вещества, мы не знали, не думали. На пожаре было задействовано огромное количество личного состава и техники, так как людей надо было постоянно менять. Наша цель была быстрее локализовать и потушить пожар, мы выполняли поставленную задачу».
Александр Васько, руководитель тушения пожара: «Тогда, в 1992 году, пожарные спасли основное производство завода, спасли от экологической катастрофы город Шелехов. И, вспоминая об этом, мы не должны забывать этих людей, тех, кто в борьбе с огненной стихией не дрогнул и исполнил свой служебный долгдо конца. Они рисковали жизнью, здоровьем, своим будущим».
Виктор Ветров, пожарный: «Огонь распространялся по кровле с такой скоростью, что пожарный, который получил приказ доставить рукава на кровлю, и со скаткой рукава бежал по подтоварнику вдоль цеха до пожарной лестнице, не смог догнать и поравняться с движением пожара. Вскоре произошло ее обрушение. Остановила распространение огняогнезащитная стена».
Игорь Уханов, начальник третьего боевого участка тушения: «На пожаре у меня всегда наступало спокойствие и полная уверенность в себе. Я чувствовал себя на своем месте, находился там, где должен был быть. Ставил себе целью мысленно увидеть всю обстановку в целом, анализировал, и только затем принимал решение, определял соответствующие задачи бойцам. К бойцам обращался спокойно, по имени-отчеству, старался четко определить конкретную задачу – все это настраивало их на уверенную работу.
Что касается моего восприятия того пожара, то для меня этот пожар не был чем-то особым. Это был рядовой пожар, на котором я делал свою работу, выполнял профессиональный долг. Высокопарные слова и крики о героизме не понимаю. Я сам не боялся, я вообще на пожарах никогда не боялся, не ощущал страха смерти – я ведь сам выбрал свою профессию. Мое дело было тушить огонь, спасать людей, поэтому или делай свое дело, или ищи другую работу. На этом пожаре было так же».