18 апреля 1992 года постановлением Правительства Российской Федерации № 261 создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, в дальнейшем преобразованная в 1995 году в Единую государственную систему по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций – РСЧС.
Целью создания такой системы стало объединение усилий и возможностей органов государственной власти, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Наиболее ярко выражены две целевые функции РСЧС:
- предупреждение возникновения и снижение размеров ущерба от ЧС;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Решение о необходимости создании данной системы возникло, когда практика действий по защите населения и ликвидации последствий ЧС показала, что существующая система гражданской обороны по своему статусу, структуре и силам не может обеспечить эффективное решение всех проблем. Стало очевидным, что стране необходим орган, который смог бы разобрать и внедрить в практику концепцию создания принципиально новой государственной системы безопасности жизнедеятельности населения.
Законодательной основой РСЧС стал Федеральный закон РФ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который был принять 21 декабря 1994 года.
По состоянию на 2022 год в состав РСЧС входят 36 ведомств (15 министерств, 8 федеральных служб, 11 федеральных агентств, 2 госкорпорации), создающие 45 функциональных подсистем.
В основу создания РСЧС были положены следующие принципы: - защите от чрезвычайных ситуаций должно подлежать все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;
- организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- реализация мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
- при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
- система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т.е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Источник: МЧС Медиа