Крушение парома «Эстония» в Балтийском море

14
сентября
15
сентября
16
сентября
17
сентября
18
сентября
19
сентября
20
сентября
21
сентября
22
сентября
23
сентября
24
сентября
25
сентября
26
сентября
27
сентября
28
сентября
29
сентября
30
сентября
1
октября
2
октября
3
октября
4
октября
5
октября
6
октября
7
октября
8
октября
9
октября
10
октября
11
октября
12
октября
13
октября
img

В ночь на 28 сентября 1994 года, в результате сильного шторма на траверсе Турку потерпел крушение грузопассажирский паром "Эстония" шедший рейсом из Таллина в Стокгольм.

Всего на борту находились 989 членов команды и пассажиров. Сигнал бедствия был передан в эфир, но паром практически в тот же момент исчез с экранов радаров. Как в последствии установлено - паром затонул в течении 30 минут.

Первым к месту катастрофы прибыл паром «Мариэлла», экипаж которого приступил к спасению терпящих бедствие. Всего удалось подобрать только 137 человек и 42 окоченевших трупа. Погибло 852 пассажира и члена экипажа. Катастрофа парома «Эстония» является кораблекрушением с самым большим числом жертв в Балтийском море в мирное время. Глубина на месте затопления парома составляет 83 метра.

Всего за полсуток до рокового рейса паром «Эстония» подвергся техосмотру. Беспристрастный взгляд специалистов на его состояние выявил ряд неисправностей, о которых было извещено руководство судовой компании. Несмотря на это, судно вышло в море.

В числе неполадок инженеры указали и на нарушения конструкции запорных устройств аппарели.

Паром «Эстония» — это единственное в мире судно, охраняемое законом о покое погибших, и его крушение — единственный случай, расследование которого без официального разрешения считается преступлением.

Погружение к останкам парома запрещено, исполнение запрета возложено на финские власти.

Многие люди, успевшие покинуть гибнущее судно, умерли от переохлаждения, травм или утонули, так как на море был шторм, и температура воздуха составляла +8—12 °C[31]. Согласно предположению следственной комиссии, число успевших выйти на палубу составляло около 310 человек, из которых 160 смогли сесть в спасательные шлюпки. Ко времени прибытия вертолётов треть людей в спасательных шлюпках была мертва, а в итоге на море смогли спасти менее чем половину людей, покинувших корабль. В течение следующих дней на море были найдены тела 94 погибших, 95-го погибшего нашли 18 месяцев спустя (11 мая 1996 года). Считается, что около 650 человек из 757 пропавших находятся во внутренних помещениях парома. С паромом погиб также его капитан Арво Андрессон, который, как можно предположить, сознательно остался на тонущем судне согласно морским традициям и не пытался спастись.

Из ответа руководившего спасательными мероприятиями на острове Утё капитан-лейтенанта ВМC Финляндии Паси Стаффа* (Pasi Staff) на вопрос журналиста Delfi «Когда вы поняли, что благополучного конца не будет?»:

Когда прилетел первый вертолёт. В нём были люди, но живых было только трое. Потом прилетел второй — с двумя выжившими, затем третий. Понял, что всё проходит не только неудачно, но до умопомрачения ужасно. В общей сложности привезли 64 погибших, в живых остались лишь 23 человека.

Это были одни из самых сложных часов: когда ты понимаешь, что вместо того, чтобы греть воду, подготавливать сотни коек, сотни одеял… в действительности тебе необходимы сотни гробов. Сложно, когда понимаешь, что вне зависимости от того, что ты делаешь и насколько ты готов выложиться, всё бесполезно — тебе остаётся лишь ждать. И ты ждёшь, ждёшь погибших.

Непосредственно после катастрофы 28 сентября 1994 года правительствами Эстонии, Финляндии и Швеции была создана Международная комиссия по расследованию причин крушения парома «Эстония», в состав которой входило по 3 члена от каждого государства.

Международная комиссия по расследованию крушения парома «Эстония» посчитала, что причинами катастрофы послужили несовершенство в конструкции, повышенная скорость движения судна и штормовая погода. Официальная версия катастрофы гласила: «Из-за сильных ударов волн на „Эстонии“ было повреждено запорное устройство носового визора (подъёмной надводной части парома), в результате аппарель автомобильной палубы оказалась незащищённой от проникновения воды. Вследствие этого внутрь парома в течение нескольких минут хлынули тысячи тонн забортной воды, увлёкшие судно на дно моря».

Согласно заключительному отчёту следственной комиссии, судно погибло из-за ошибок проектирования: крепления носового визора были слишком слабыми и разрушились из-за ударов больших водных масс. Волны подняли оторванный визор вместе с конструктивно связанной с ним аппарелью, и из-за того, что на пароме отсутствовала дополнительная перегородка, которая в случае открытия аппарели воспрепятствовала бы доступу воды на автомобильную палубу, вода проникла в трюм, что привело к сильному крену и гибели судна. Считается также, что на визор парома «Эстония» сила воды повлияла ещё больше из-за того, что у него был длинный поворотный нос. С капитанского мостика парома «Эстония» было невозможно увидеть визор, вследствие чего команда корабля не знала, что он отломился. Также оказались бесполезными контрольные лампы крепления визора, так как они показывали, что замки визора закрыты, однако не среагировали на поломку креплений замков.

Заключительный отчёт комиссии по расследованию причин крушения парома «Эстония» описывает 15 несчастных случаев с визором, произошедших в 1973-1993 годах.

19 февраля 2009 года было решено прекратить расследование крушения парома «Эстония».



Гибель парома "Эстония" (видео)
В фильме-расследовании речь пойдёт об основных версиях, связанных с гибелью парома. Участники событий - российские и западные эксперты.

Погибшим в катастрофе установлены памятники:

1995 год — на острове Хийумаа, на мысе Тахкуна, автор Мати Кармин; памятник построен с таким расчётом, что, если ветер достигает той силы, которая была в ночь гибели парома «Эстония», начинает бить колокол;
1995 год — в посёлке Кадрина, рядом с церковным садом. Расходы по установке памятника покрыла коммуна норвежской коммуны Трёгстад, куда в тот день направлялась делегация работников волостной управы;
1996 год — в Таллине, возле башни «Толстая Маргарита» — мемориал «Прерванная линия», авторы Виллу Яанисоо (Villu Jaanisoo) и Йорма Мукала (Jorma Mukala);
1996 год — в Выру, на площади Семинари, возле церкви Святой Катарины, автор Мати Кармин. На памятнике изображены руки, ладони которых сложены для молитвы и просят, чтобы такого несчастья больше не повторилось. На другой стороне памятника список погибших, которые были родом из Выру;
1997 год — в Пярну, на правом берегу реки Пярну, автор Мати Кармин;
1999 год — на острове Сааремаа, на обрыве Нинасе (Тагаранна);
на Лесном кладбище города Вильянди;
в Стокгольме, на острове Юргорден, недалеко от музея «Ваза», рядом с кладбищем моряков;
2019 год — 28 сентября, в 25-ю годовщину гибели парома «Эстония», в храме преподобного Сергия Радонежского в Палдиски была освящена мемориальная доска в память о погибших пассажирах и экипаже.

Поделиться: