27 мая – 9 июня 1995 г. – поисково-спасательные работы и ликвидация последствий катастрофического землетрясения в поселке Нефтегорск на севере острова Сахалин.
27 мая (28 мая в 1:04 минуты по местному времени) 1995 года произошло катастрофическое землетрясение в поселке Нефтегорск на севере острова Сахалин, в результате которого погибло более 2 тысяч человек.
28 мая спасатели из Иркутска, Читы, Красноярска, Челябинска, Москвы приступили к поисково-спасательным работам. На место катастрофы в составе оперативной группы МЧС во главе с Сергеем Шойгу вылетела и группа спасателей Центроспаса под руководством начальника отряда Михаила Фалеева. Оставшиеся на базе специалисты и спасатели в экстренном порядке дополнительно стали готовить спасательное оборудование и инструменты. На аэродром из МЧС стали подвозить медикаменты, продукты, печки, одеяла. Вскоре выяснилось, что дополнительная помощь необходима, и сразу же была отправлена вторая группа спасателей.
За первые сутки из-под завалов было извлечено 258 человек. 29 мая поисково-спасательную операцию возглавил Министр Сергей Шойгу. За сутки спасены 55 человек. 30 мая в целях безопасности принято решение взорвать уцелевшие нежилые здания из-за их аварийного состояния. Впервые с 23.00 решено объявить «час тишины», прекратить работу всех механизмов, чтобы по слабым стонам находящихся под завалами определить направление поиска. Спасены 95 человек.
31 мая продолжают гореть три жилых дома, которые непрерывно тушат семь спецмашин. Из Хабаровска вертолет МИ-6 доставил 10 тонн дезинфицирующих средств для обработки территории поселка. Спасены 23 человека. 1-4 июня – из числа спасателей организован центральный аварийно-мобилизационный отряд для спасения только живых. Прибыло 25 шахтеров-спасателей с комплектом необходимо оборудования. В разборе завалов задействовано 67 автокранов, 33 самосвала. Как это ни удивительно, но последнего живого человека удалось найти и вытащить из-под руин на 7-ой день после трагедии, когда уже никто не рассчитывал на чудо. А чудо, может быть, и состояло именно в том, что трое спасателей - Владимир Легошин, Арсен Фараджев и Александр Криволуцкий взяли с собой собак Лоя, Фриду и Лесю, прошедших необходимую подготовку. Кстати, идея использования животных в поиске возникла еще в 1988 году при работах после землетрясения в Армении, где животные работали порой лучше, чем приборы. После Нефтегорска она окончательно сформировалась, благодаря чему в Центроспасе был создан кинологический отряд. Именно Лою В. Легошина обязан жизнью последний найденный житель Нефтегорска.
В ходе поисково-спасательных работах было задействовано более 1600 спасателей, значительное количество специальной техники, в том числе 25 самолетов и 16 вертолетов. В Нефтегорске были извлечены из завалов около двух тысяч человек, в том числе 218 детей. Остались в живых 406 человек, их них 40 детей. Около двухсот пострадавших были эвакуированы в Москву, Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, осуществлены экстренные меры по первоочередному жизнеобеспечению жителей поселка. Самолетами МЧС России было доставлено 60 тонн гуманитарного груза для нефтегорцев.
За проявленный высокий профессионализм при проведении аварийно-спасательных работ в Нефтегорске около 30 участников были награждены орденами и медалями. Среди них спасатели – братья А.Д. и В.Д. Легошины, Арсен Фараджев, З.З. Залиев – начальник Красноярского ПСО и М.В. Чебодаев – заместитель начальника Хакасской республиканской ПСС.
Было принято решение Нефтегорск не восстанавливать, а переселить уцелевших его жителей в другие населённые пункты Сахалинской области, прежде всего в Оху, Ноглики и Южно-Сахалинск. Для этого в указанных городах предусмотрено выделить из резерва или дополнительно ввести в строй необходимые жилые площади примерно для 500 человек. Администрация Сахалинской области сумела передать под эти цели 17,8 млрд руб., что достаточно для строительства 71 квартиры; ещё 12 квартир обеспечила администрация города Охи, но этого было недостаточно.
На месте посёлка установлена мемориальная плита с именами погибших. О местах нахождения разрушенных домов сегодня напоминают лишь плиты с высеченными на них номерами домов.