20 ноября 1997 г. четверо рыбаков ТОО «Владимир» на 5-ти местном катере вышли в море к своим сетям, поставленным накануне. Через пару часов после выхода в море двигатель катера отказал. Все бы ничего, пограничники заметили бы стоящий неподвижно катер, вызвали бы подмогу, но тут начался шторм. Рыбаки привязали катер к бую и были уверены, что его не сорвет. Но во второй половине дня разыгрался шторм, силой до 5-ти баллов. В поселке Солоники, откуда были рыбаки, забили тревогу и их товарищи обратились к экипажу вертолета КА-32, который ставил в поселке опоры строящейся ЛЭП, с просьбой о помощи. Командир винтокрылой машины поднял вертолет в воздух, подлетел к катеру и сбросил на него трос. Но отбуксировать, таким образом, судно не удалось.
Около 18 часов оперативному дежурному Сочинского управления ГО и ЧС поступила информация, что рыбаков смыло в море. Уже в 18 ч. 10 мин. спасатели выехали со своей базы в аэропорт и в 18 ч. 52 мин. вертолет МИ-8 авиакомпании «Сочиспецавиа» взял курс к месту ЧС. На его борту находились 2 спасателя поисково-спасательной службы аэропорта Сочи, врач, 3 члена экипажа и 6 спасателей СТПСС. Примерно через 20 минут полета вертолет был на месте. Катер нашли по лучу прожектора, направляемого пограничниками. Рыбаки сидели на катере, то есть информация о том, что их смыло в море, не подтвердилась.
Руководитель спасательной операции Николай Каргин, принял решение спустить на катер спасателя Василия Ильяшенко, чтобы он помог рыбакам подняться в вертолет на лебедке. Это часто применявшийся и давно отработанный способ спасения. Машина тем временем выполняла разворот, гася скорость, снижалась. Как обычно, нос вертолета задрался, хвост «просел», появилась небольшая вибрация. Никаких сбоев в работе двигателя не наблюдалось.
То, что произошло дальше, выжившие спасатели рассказывали неоднократно и сослуживцам, и следователям.
- Вдруг вода стала стремительно приближаться, как будто вертолет пошел на посадку. Через мгновенье мы уже рухнули в море. МИ-8 опрокинулся, и вода хлынула через открытые двери и разбитое стекло кабины пилотов,- так описывают произошедшее свидетели аварии.
Машина продержалась на плаву 15 секунд. Покинуть вертолет смогли лишь 7 человек. Василий Ильяшенко до последнего момента боролся за свою жизнь, но будучи пристегнут сзади тросом, не успел освободиться от него, когда вертолет тонул. Травмы, полученные Николаем Ремизовым при столкновении вертолета с поверхностью воды, не позволили ему спастись.
Справка:
Василий Владимирович Ильяшенко, 1972 г. рождения. 11 мая 1992 г. был принят на работу в Сочинский оперативно- спасательный центр, а в августе был переведен в Сочинский ПСО. Общий стаж работы спасателем составил 5 лет и 6 месяцев. Спасатель 2 класса.
Василий владел следующими специальностями: водитель категории «В, С», водолаз 2 класса, спелеолог 4 категории, альпинист 2 разряда, парамедик. Имел допуск к работам со СДЯВ, на электроустановках до 220 В., спуску-подъему на лебедке, десантированию с вертолетов МИ-8, КА-32 и других, был допущен к выполнению парашютных прыжков.
К месту катастрофы были срочно переброшены специальные поисковые суда МЧС России. Но ни экраны гидролокаторов, ни эхолоты не смогли обнаружить затонувшую машину. Лишь на третий день вертолет был обнаружен. Два спасателя - Николай Никитенко и Андрей Рожков - опустились к затонувшей машине на глубину 40 метров. Им удалось достать тело одного из спасателей и зацепить трос за элемент вертолета. Используя этот трос, смог приступить к работе водолаз с тяжелым снаряжением. Ему предстояло тщательнее осмотреть корпус вертолета и завести за него тросы с плавучего крана, который и поднял на поверхность упавший вертолет. По итогам этой операции Андрею Рожкову было присвоено звание «Самый глубоководный спасатель года».
В память о Василии Ильяшенко его именем назван пожарно-спасательный катер проекта «Мангуст», который сейчас находится в Байкальском поисково-спасательном отряде МЧС России.