Авария в Сарове

3
июня
4
июня
5
июня
6
июня
7
июня
8
июня
9
июня
10
июня
11
июня
12
июня
13
июня
14
июня
15
июня
16
июня
17
июня
18
июня
19
июня
20
июня
21
июня
22
июня
23
июня
24
июня
25
июня
26
июня
27
июня
28
июня
29
июня
30
июня
1
июля
2
июля
img

17 июня 1997 года в г. Сарове Нижегородской области во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики при сборке специального изделия произошел инцидент, в результате которого началась цепная ядерная реакция. Ситуация в любой момент грозила выйти из-под контроля. Последствия могли стать катастрофическими. Физики обратились за помощью к МЧС России.

В Саров самолетом МЧС России прибыли спасатели и робототехники с отечественным роботом, которого спасатели называли «Кузя». Сюда же доставили немецкий робот MF-4 из аварийно-технического центра Минатома России. С помощью этих роботов из помещения, где произошел инцидент, удалили контейнеры с радиоактивными веществами, но затем немецкий робот отказал. Всю остальную работу по ликвидации последствий радиационного инцидента выполнил робот отечественного производства «Кузя».

Это был первый, после Чернобыльских событий, опыт использования робототехнических
средств в условиях высоких уровней радиации, который показал, во-первых, высокую эффективность использования робототехники в ликвидации радиационных аварий а, во-вторых, работоспособность отечественных роботов в таких условиях.

В конце этого же года в МЧС России поступили сведения о радиационной аномалии в Чечне, на автотрассе Грозный-Аргун, где обнаружили контейнер с мощным радиоактивным источником. Операция по его извлечению из промерзшей земли, а также выемке загрязненного грунта была вновь успешно выполнена с помощью робота «Кузя».

С целью развития и внедрения робототехнических технологий в МЧС России была в 1997 г. разработана и утверждена Программа создания и внедрения робототехнических средств для решения задач МЧС.

Из воспоминаний А.Н. Карпова, заместителя директора Департамента тыла и вооружения МЧС России:

«Снимать верхнюю часть аварийного изделия решили с помощью вакуумной присоски. Навесив шланги для откачки воздуха, робот MF-4 застрял и под воздействием нейтронного потока потерял способность двигаться. Надо было его эвакуировать. «Кузя» сделал не только это, но и выполнил все остальные работы для обеспечения действия вакуумного насоса и
демонтажа изделия. «Кузей» управляли сотрудники «Лидера» и МГТУ им. Баумана».

Из воспоминаний ликвидатора аварии – Начальника-Главного конструктора  ООО «СКТБ ПР» - Александра Федоровича Батанова:

«В начале 1997 года мы завершили создание робототехнического комплекса - МРК-25 «Кузнечик». А в конце мая – начале июня 1997 года был подведен итог на лучшую концепцию по роботизации МЧС и мы, в лице МГТУ им. Н.Э. Баумана, победили. Заместитель министра МЧС – Фалеев М.И.  поздравил нас и 18.06.1997 года, а Министр МЧС – Шойгу С.К. подписал указ о ее реализации.

19.06.1997 в начале первого ночи на пороге моей квартиры стоял офицер МЧС, он настоял на том, чтобы я срочно поехал с ним в 294 ЦСООР «Лидер» для демонстрации Шойгу С.К. макетного образца нашего робота МРК-25 «Кузнечик», который в это время стоял на выставке. Я понял, что «показ» будет связан с аварией в Арзамасе-16 и договорился с одним из операторов, сотрудником нашего КБ, что он выедет со мной.

МЧС забрали с выставки наш МРК, привезли на аэродром и погрузили в самолет, куда погрузили также МРК «HOBO» и «Rascal» фирмы «Kentre», Ирландия, использовавшиеся в ФСБ России. Ранее мы работали с сотрудниками этого подразделения ФСБ и хорошо их знали. Оказалось, что в Арзамасе-16 также был МРК немецкого производства «MF-4»  фирмы «Telerob».

В самолете, во время полета, Министр МЧС Шойгу С.К. на мои слова, что это всего лишь макетный образец, а не серийный и даже не опытный образец, сказал: «Это Ваш дебют в МЧС».

В центре Арзамас-16 оказалось, что в помещении, где была сборка, находились ещё контейнеры с плутонием, и их надо было вытащить в первую очередь, т.к. неизвестно, что могло случиться.

Был организован сводный коллектив из специалистов Центра «Лидер» МЧС, МГТУ им. Н. Э. Баумана и ФСБ России, который и ликвидировал последствия этой аварии…»

Поделиться:
Фотографии 2