17 июня 1997 года в г. Сарове Нижегородской области во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики при сборке специального изделия произошел инцидент, в результате которого началась цепная ядерная реакция. Ситуация в любой момент грозила выйти из-под контроля. Последствия могли стать катастрофическими. Физики обратились за помощью к МЧС России.
В Саров самолетом МЧС России прибыли спасатели и робототехники с отечественным роботом, которого спасатели называли «Кузя». Сюда же доставили немецкий робот MF-4 из аварийно-технического центра Минатома России. С помощью этих роботов из помещения, где произошел инцидент, удалили контейнеры с радиоактивными веществами, но затем немецкий робот отказал. Всю остальную работу по ликвидации последствий радиационного инцидента выполнил робот отечественного производства «Кузя».
Это был первый, после Чернобыльских событий, опыт использования робототехнических
средств в условиях высоких уровней радиации, который показал, во-первых, высокую эффективность использования робототехники в ликвидации радиационных аварий а, во-вторых, работоспособность отечественных роботов в таких условиях.
В конце этого же года в МЧС России поступили сведения о радиационной аномалии в Чечне, на автотрассе Грозный-Аргун, где обнаружили контейнер с мощным радиоактивным источником. Операция по его извлечению из промерзшей земли, а также выемке загрязненного грунта была вновь успешно выполнена с помощью робота «Кузя».
С целью развития и внедрения робототехнических технологий в МЧС России была в 1997 г. разработана и утверждена Программа создания и внедрения робототехнических средств для решения задач МЧС.
Из воспоминаний А.Н. Карпова, заместителя директора Департамента тыла и вооружения МЧС России:
«Снимать верхнюю часть аварийного изделия решили с помощью вакуумной присоски. Навесив шланги для откачки воздуха, робот MF-4 застрял и под воздействием нейтронного потока потерял способность двигаться. Надо было его эвакуировать. «Кузя» сделал не только это, но и выполнил все остальные работы для обеспечения действия вакуумного насоса и
демонтажа изделия. «Кузей» управляли сотрудники «Лидера» и МГТУ им. Баумана».
Из воспоминаний ликвидатора аварии – Начальника-Главного конструктора ООО «СКТБ ПР» - Александра Федоровича Батанова:
«В начале 1997 года мы завершили создание робототехнического комплекса - МРК-25 «Кузнечик». А в конце мая – начале июня 1997 года был подведен итог на лучшую концепцию по роботизации МЧС и мы, в лице МГТУ им. Н.Э. Баумана, победили. Заместитель министра МЧС – Фалеев М.И. поздравил нас и 18.06.1997 года, а Министр МЧС – Шойгу С.К. подписал указ о ее реализации.
19.06.1997 в начале первого ночи на пороге моей квартиры стоял офицер МЧС, он настоял на том, чтобы я срочно поехал с ним в 294 ЦСООР «Лидер» для демонстрации Шойгу С.К. макетного образца нашего робота МРК-25 «Кузнечик», который в это время стоял на выставке. Я понял, что «показ» будет связан с аварией в Арзамасе-16 и договорился с одним из операторов, сотрудником нашего КБ, что он выедет со мной.
МЧС забрали с выставки наш МРК, привезли на аэродром и погрузили в самолет, куда погрузили также МРК «HOBO» и «Rascal» фирмы «Kentre», Ирландия, использовавшиеся в ФСБ России. Ранее мы работали с сотрудниками этого подразделения ФСБ и хорошо их знали. Оказалось, что в Арзамасе-16 также был МРК немецкого производства «MF-4» фирмы «Telerob».
В самолете, во время полета, Министр МЧС Шойгу С.К. на мои слова, что это всего лишь макетный образец, а не серийный и даже не опытный образец, сказал: «Это Ваш дебют в МЧС».
В центре Арзамас-16 оказалось, что в помещении, где была сборка, находились ещё контейнеры с плутонием, и их надо было вытащить в первую очередь, т.к. неизвестно, что могло случиться.
Был организован сводный коллектив из специалистов Центра «Лидер» МЧС, МГТУ им. Н. Э. Баумана и ФСБ России, который и ликвидировал последствия этой аварии…»