Измитское землетрясение

3
августа
4
августа
5
августа
6
августа
7
августа
8
августа
9
августа
10
августа
11
августа
12
августа
13
августа
14
августа
15
августа
16
августа
17
августа
18
августа
19
августа
20
августа
21
августа
22
августа
23
августа
24
августа
25
августа
26
августа
27
августа
28
августа
29
августа
30
августа
31
августа
1
сентября
img

Измитское землетрясение — произошло 17 августа 1999 г. вблизи турецкого города Измит в 90 километрах на юг от Стамбула. Оно началось около трех часов утра (3:02 по местному времени) и за 45 секунд после главного толчка произошло 150 афтершоков.

Очаг землетрясения располагался на глубине 17 км, а его магнитуда составила 7,6 по шкале Рихтера. Сейсмические колебания ощущались на удалении до 450 км от эпицентра, на территории с населением около 18 миллионов человек. Протяженность тектонического разрыва составила 150 километров, протянувшись от города Дюздже по направлению к Мраморному морю.

В результате землетрясения в Мраморном море возникло цунами, высота волны достигала трех метров. По официальным данным количество жертв составило 17217 погибших (по другим — около 40000) и 43959 раненых. Около 600 тысяч остались без крова. Ущерб, нанесенный землетрясением, по первым оценкам превысил 25 миллиардов долларов, однако позднее сумма была скорректирована еще на 5-7 миллиардов в сторону увеличения.

Помощь из России

В тот же день в аэропорту Стамбула приземлился российский самолет Ил-76 со спасателями на борту. Уже позднее выяснилось, что российский сводный отряд спас больше всего людей.

Воспоминаниями о ликвидации последствий катастрофы с РИА Новости поделился участник той операции Кирилл Бородин, в то время – рядовой спасатель, а впоследствии – руководитель отряда Центроспас МЧС России.

Первого человека вытащили через полчаса

Российские спасатели, вспоминает Бородин, прибыли в район землетрясения одними из первых и сразу же приступили к работам.

"Первого человека мы достали спустя полчаса после того, как прибыли. Под каждым камнем, под каждым завалом были люди", - рассказывает Бородин.

Городок Гельджюк, в котором работали российские спасатели, был сильно разрушен, рассказал собеседник агентства – город застраивался в свое время без учета сейсмоопасности, поэтому многие современные панельные многоэтажки сложились, как карточный домик. Кроме этого, часть прибрежного города попросту "съехала" в море.

Большое число спасенных, как отметил Бородин, объясняется в первую очередь тем, что отряд из России прибыл в первые сутки после катастрофы.

"Потом уже подсчитали, что мы спасли больше всех людей. Объясняется очень просто – наш отряд прибыл очень быстро в Турцию, мы буквально работали с первого дня землетрясения. Это самое ценное время для спасательных работ – шансы на выживание у заваленных людей с каждым часом уменьшаются по экспоненте. Больше всего спасают обычно в первые трое суток, а после пятого дня, на мой взгляд, выживание людей уже можно отнести к разряду чуда", - делится он.

35 часов работы, 5 часов сна

В зоне чрезвычайной ситуации спасатели обычно работают, рассказывает Бородин, 30-35 часов, после чего спят примерно пять часов и снова приступают к работе.

"Первые сутки отряд расползался – сначала работали пятерками, потом тройками, двойками, а потом и по одному спасателю работали, координируя местных добровольцев. Берешь группу людей, объясняешь, что делать, как разбирать завал, потом бежишь в другое место, помогаешь там и возвращаешься к первой группе уже доставать человека", - вспоминает спасатель.

Общение с местными службами и добровольцами пришлось вести через переводчиков – большинство местных жителей не говорили по-английски, однако удалось найти несколько человек, которые знали русский и стали переводчиками.

К моменту землетрясения в Турции у российских спасателей, вспоминает Бородин, уже было необходимое оборудование, которое значительно упрощало работу.

"За время от Спитакского землетрясения (произошло в Армении в 1988 году – ред.) до Турции изменилось очень многое. В Армении были ломы, кувалды, пилы, кусачки и все. В Турцию же мы уже прилетели, и у нас было все – начиная от инструментов и заканчивая бетоноломами, отрезные машинки, поисковые приборы, появилась кинологическая служба, не говоря уже о хороших палатках, машинах, генераторах и так далее", - рассказывает собеседник агентства.

Однако одна вещь не поддается почти никакой технике и серьезно тормозит работу спасателей – это не плиты и не сталь, а простая ткань и матрасы.

"Бетон проходится очень быстро, к тому же у нас было оборудование уже специальное к тому времени. Стопоришься всегда на одежде - если плиту можно быстро разбить, то придавленную ткань так достать не получается и приходится ее по кусочкам выкусывать или вырезать. Хуже этого в Турции были только пружинные матрасы, очень качественные и хорошие – проволоку в них очень сложно перекусить, я, честно говоря, с трудом представляю, чем ее можно разрезать, кусачки просто ломаются", - рассказал Бородин.

Чудо все-таки случилось

Самым запоминающимся событием во время работы в Турции в 1999 году, рассказал Бородин, стало спасение мужчины – его доставали из-под завалов 36 часов, и до сих пор этот случай считается уникальным в истории отряда.

"Его доставали 36 часов, в моей карьере это самая долгая операция такого плана. Причем, подчеркну, что его именно извлекали 36 часов, нашли его еще раньше. Ему повезло – он отделался царапинами, при этом сам по себе он был худощавый, и воды ему требовалось немного", - рассказал спасатель.

Кроме этого, в момент обрушения мужчина находился на первом этаже, и благодаря удачно упавшей балке вокруг него образовалась пустота, а сложившиеся сверху плиты стали своеобразной теплоизоляцией, благодаря которой мужчина не замерз.

"Он повернул голову в одну сторону и покричал, мы начали к нему пробираться. Пока мы пробивались, он, видимо, повернул голову в другую сторону и стал кричать там – тогда мы поняли, что идем неправильно, а пробили шурф к тому моменту уже до третьего этажа. Тогда мы стали пробиваться к нему другим путем и получилось очень точно на него выйти", - вспоминает спасатель.

Причем пострадавший мужчина, рассказал Бородин, смог выбраться из ловушки по пробитому спасателями ходу самостоятельно – притом, что вытащили его между пятым и шестым днем после землетрясения, когда шансы на выживание у пострадавших очень малы.

В статье использованы материалы статьи Рамблер "Как МЧС России спасало людей после землетрясения в Турции 20 лет назад".

Поделиться: