Взрыв жилого дома в Москве на ул. Гурьянова

25
августа
26
августа
27
августа
28
августа
29
августа
30
августа
31
августа
1
сентября
2
сентября
3
сентября
4
сентября
5
сентября
6
сентября
7
сентября
8
сентября
9
сентября
10
сентября
11
сентября
12
сентября
13
сентября
14
сентября
15
сентября
16
сентября
17
сентября
18
сентября
19
сентября
20
сентября
21
сентября
22
сентября
23
сентября
img

В ночь на 9 сентября 1999 г. (8 сентября в 23 часа 58 минут) в Москве на ул. Гурьянова (Юго-восточный административный округ) в результате мощного взрыва были полностью уничтожены два подъезда девятиэтажного жилого дома №19.

Шестиподъездное здание оказалось рассеченным на две части. Конструкции находящегося рядом здания жилого дома № 17 были деформированы, а в радиусе полукилометра оказались выбитыми почти все стекла. В разрушенном доме проживали семьи рабочих и сотрудников Автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК).

В результате теракта 100 человек погибли, 690 получили ранения и пострадали.

Информация о взрыве и пожаре в доме № 19 по улице Гурьянова поступила на пульт оперативного дежурного МЧС России 9 сентября в 00.10. Через три минуты на место чрезвычайного происшествия прибыли первые спасатели. Позже был развернут мобильный госпиталь, который принимал пострадавших. Разбор завалов не прекращался ни на минуту.
 
Первым на место прибыли спасотряд № 4 и пожарные. Повезло, что у эмчеэсовцев уже было современное гидравлическое оборудование для спасработ во время землетрясений. Поэтому они быстро развернули спасательные работы — вытаскивали людей из-под обрушившихся конструкций, спускали на верёвках тех, кто остался на верхних этажах. НПЗ в Капотне предоставил тяжёлые машины для разбора завалов, спецтанк МЧС освобождал дорогу, чтобы к дому могли подъехать скорые. То и дело устраивали минуты молчания — слушали, откуда идут стоны. На завалах работали собаки-спасатели — помогали обнаруживать и живых, и мёртвых. Работники коммунальных служб освобождали тех, кто застрял в лифтах.
 
Но настоящий ад начался, когда на место обрушения стали приезжать родственники погибших — те, кто в один миг лишился всех родных. Тамара Горбылева узнала о трагедии из новостей. В такси не могла даже назвать адрес — выла от горя. Чувствовала сердцем — погибли все: дочь, внук, зять... Таксист всё понял, ведь у него было включено радио, и отвез женщину на место трагедии. Люди рвались через оцепление к обрушенным подъездам, мужчины плакали навзрыд, женщины без сил опускались на землю. Другие метались по больницам, надеялись, вдруг именно с ними случилось чудо — и близкие люди живы?

Потом было жуткое опознание погибших. Тел было много, приходилось ездить по разным моргам, искать среди погибших своих. Некоторых так никогда и не нашли. "Пропал без вести", — так писали в документах. Анализы ДНК иногда были ошибочными. Бывало так, что мать собственными глазами по телевизору видела тело сына, но так и не могла его потом найти ни в одном из моргов столицы.

На месте происшествия работали порядка 40 пожарных расчетов и 60 бригад скорой медицинской помощи. Также были задействованы сотрудники поисково-спасательных отрядов города Москвы и Московской области (всего порядка 400 человек), в том числе 89 спасателей "Центроспаса", включая кинологов. Поиски пострадавших и погибших затруднялись из-за пожара, вызванного взрывом, и сильного задымления.

13 сентября 1999 года был объявлен днем национального траура по погибшим. В этот день во всех храмах российской столицы были отслужены заупокойные панихиды. Были отменены различного рода увеселительные и развлекательные мероприятия.

Семьи, проживавшие в двух домах, поврежденных взрывом, были переселены в новые квартиры, а сами дома подорваны взрывотехниками. Пострадавшим жителям из близлежащих домов по улице Гурьянова за счет города отремонтировали и восстановили межквартирные перегородки и двери, остеклили окна.

В 2000 году на месте взорванного дома № 19 по улице Гурьянова был установлен полутораметровый бронзовый монумент, стилизованный под часовню, в память о жертвах теракта. Вокруг памятника разбит газон. В 2003 году возле места трагедии по просьбе жителей и в соответствии с постановлением Правительства Москвы был возведен храм-часовня в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", который стал местом поминовения всех невинно убиенных людей. Средства на строительство часовни были пожертвованы физическими и юридическими лицами города Москвы. Организацию работ по возведению храма взяло на себя Патриаршее подворье храмов Николо-Перервенского монастыря, а в качестве инициатора выступил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Каждый год на месте трагедии проходит траурная церемония.

Почти сразу же после происшедшего взрыва дома по улице Гурьянова следственными органами на первый план была выдвинута версия террористического акта. По результатам экспертизы, проведенной сотрудниками ФСБ РФ, взрыв такой мощности являлся профессионально подготовленным и мог произойти при детонации 300-400 килограмм тротила (или эквивалентного количества какого-либо другого взрывчатого вещества). Позже выяснилось, что в качестве взрывчатки террористами был использован циклотриметилен-тринитроамин (гексоген).

Следователи также выяснили, что эта же взрывчатка использовалась еще в двух взрывах, которые произошли позже – 13 сентября 1999 года был взорван дом на Каширском шоссе в Москве, а 16 сентября этого же года взорвался грузовик, припаркованный возле жилого дома в городе Волгодонске Ростовской области. Состав взрывчатой смеси полностью совпадал в трех терактах, поэтому следователи пришли к выводу, что они были произведены одной и той же бандитской группировкой.

В апреле 2003 года Генеральная прокуратура России завершила расследование уголовного дела о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске. Следствие установило, что непосредственными организаторами терактов являлись граждане иностранных государств Эмир Аль-Хаттаб и Абу Умар, которые впоследствии были ликвидированы спецслужбами РФ на территории Чечни.

Хаттаб и Умар на территории Северокавказских субъектов РФ создали организованную группу, в планы которой входило совершение серии актов терроризма в России. Следствием было установлено, что в первой половине августа 1999 года члены этой группы в поселке Мирный Предгорного района Ставропольского края кустарным способом незаконно изготовили свыше 14 тонн самодельного смесевого взрывчатого вещества, которое упаковали в мешки. В середине августа мешки с взрывчатой смесью привезли на продовольственную базу в Кисловодске, где они до конца месяца хранились в кузове "КамАЗа", арендованного одним из террористов. В начале сентября террористы перевезли свыше 10 тонн взрывчатой смеси, замаскировав и документально оформив этот груз как сахар, в Москву, а остальную взрывчатку (свыше четырех тонн) под видом картофеля отправили в город Волгодонск Ростовской области. В Москве взрывчатую смесь сначала хранили в складском помещении на Краснодарской улице. 7-8 сентября члены преступной группы развезли взрывчатку по трем адресам — на улицу Гурьянова, на Каширское шоссе и на улицу Борисовские Пруды.

Следствием было установлено, что в Москве преступники подготовили взрывы по четырем адресам — на улице Гурьянова, Каширском шоссе, Борисовских прудах и на Краснодарской улице. Взрывы на Борисовских прудах и Краснодарской улице правоохранительным органам удалось предотвратить.

На улицу Гурьянова террористы переправили со склада свыше двух тонн взрывчатого вещества и средства его подрыва, которые сложили в арендованном нежилом помещении на первом этаже дома № 19.

В ночь на 9 сентября они совершили взрыв в этом доме, использовав самодельное взрывное устройство большой мощности с электрическим взрывателем замедленного действия с электронным таймером, располагавшееся в нежилом помещении на первом этаже в этом здании.

По информации следствия, к организации терактов в Москве (6 и 13 сентября) и Волгодонске (16 сентября) были причастны Ачимез Гочияев, Хаким Абаев, Денис Сайтаков, братья Заур и Тимур Батчаевы, Юсуф Крымшамхалов и Адам Деккушев.

Из всей преступной группы правоохранительным органам удалось задержать лишь Юсуфа Крымшамхалова и Адама Деккушева. Следствие установило, что они занимались доставкой взрывчатки к местам проведения терактов. В январе 2004 года Мосгорсуд приговорил их к пожизненному заключению.

Деккушев и Крымшамхалов были признаны виновными в терроризме, незаконной перевозке, хранении и изготовлении взрывчатых веществ, участии в незаконном вооруженном формировании, убийстве с особой жестокостью, покушении на убийство, а также в незаконном пересечении госграницы.

Большинство остальных членов преступной группы, осуществивших взрывы домов в Москве и Волгодонске, были убиты. В Чечне погибли Денис Сайтаков и Заур Батчаев. Его брат Тимур Батчаев был уничтожен на территории Грузии.

Хаким Абаев и Ачимез Гочияев были объявлены в федеральный и международный розыск. В 2004 году в ходе операции, проводимой спецназом в Ингушетии, Хаким Абаев был убит.

14 мая 2003 года Кисловодский городской суд приговорил к четырем годам лишения свободы бывшего сотрудника ГАИ Станислава Любичева, с помощью которого террористы летом 1999 года доставили в Москву взрывчатку.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Поделиться: