Принят Федеральный закон №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»

22
апреля
23
апреля
24
апреля
25
апреля
26
апреля
27
апреля
28
апреля
29
апреля
30
апреля
1
мая
2
мая
3
мая
4
мая
5
мая
6
мая
7
мая
8
мая
9
мая
10
мая
11
мая
12
мая
13
мая
14
мая
15
мая
16
мая
17
мая
18
мая
19
мая
20
мая
21
мая
img

Федеральный закон от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», регулируюет общественные отношения, связанные с реализацией гражданами и юридическими лицами права на участие в профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ.

Законом определены понятия «добровольной пожарной охраны», «добровольной пожарной дружины», «добровольной пожарной команды» и «добровольного пожарного».

Добровольной пожарной охраной являются общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических и юридических лиц. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности таких объединений осуществляется за счет собственных средств, взносов, пожертвований, средств учредителя, средств поддержки, сказываемой органами государственной власти и местного самоуправления, иных средств, не запрещенных законом.

К задачам добровольной пожарной охраны закон относит: осуществление профилактики пожаров; спасание людей и имущества при пожарах, проведение аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи потерпевшим; участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных. Добровольным пожарным может стать любой гражданин, достигший 18-летнего возраста и способный по состоянию здоровья принимать участие в мероприятиях по профилактике, тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ. Соответствующий статус приобретается с момента обязательной регистрации в реестре добровольных пожарных. Не имеющих специального профобразования добровольных пожарных обязательно обучат по программам первоначальной и последующей профподготовки.

Форма и размеры материального стимулирования добровольных пожарных устанавливаются учредителем общественного объединения добровольной пожарной охраны в зависимости от объема средств и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности. Добровольные пожарные освобождаются от работы или учёбы на время участия в проводимых мероприятиях, а также на время прохождения ими профессиональной подготовки, с сохранением за ними мест работы или учебы. Если лицо 3 года и более является добровольным пожарным и числится таковым в соответствующем реестре, то оно имеет право на поступление вне конкурса, при условии успешного прохождения вступительных испытаний, в пожарно-технические образовательные учреждения.

Кроме того, добровольным пожарным представляются по месту работы дополнительные отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней.

Справка:

Данный Федеральный закон (далее - Закон № 100-ФЗ) принят в целях правового регулирования на законодательном уровне деятельности по оперативному тушению пожаров силами добровольцев и неспециализированных организаций. Следует отметить, что в настоящее время действует Приказ МВД РФ от 02.04.2001 № 390 «О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных». Он принят во исполнение норм, закрепленных в абз. 6 ст. 34 и абз. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В Заключении Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций от 13.01.2011 на законопроект, ставший затем Законом № 100-ФЗ, отмечалось, что лесные и торфяные пожары летом 2010 г. в ряде субъектов РФ нанесли огромный ущерб экономике нашей страны и тысячам российских граждан. В данном акте говорилось: «сложившаяся ситуация выявила несовершенство противопожарной инфраструктуры, отсутствие первичных мер пожарной безопасности на уровне сельских поселений, садоводческих, дачных и огороднических некоммерческих объединений граждан».

Таким образом, Закон № 100-ФЗ призван способствовать своевременному реагированию на пожароопасную ситуацию в случае, если соответствующие подразделения Государственной противопожарной службы не могут должным образом предотвратить пожар, уменьшить наносимый им вред и (или) провести аварийно-спасательные работы.

Понятие и формы осуществления добровольной пожарной охраны

В Законе № 100-ФЗ под добровольной пожарной охраной понимаются такие общественные объединения пожарной охраны, которые созданы по инициативе частных лиц (физических лиц или общественных объединений) для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Такие организации должны быть социально ориентированными. Другими словами, они должны осуществлять один из видов деятельности, предусмотренных в п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 2.1 ст. 2 указанного Федерального закона).

Отметим, что в п. 4 Приказа МВД РФ № 390 предусматривается, что подразделения добровольной пожарной охраны могут создаваться по инициативе главы органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 9 Закона № 100-ФЗ основными задачами добровольной пожарной охраны являются:

1) профилактика пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, проведение аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Добровольную пожарную охрану в соответствии с Законом № 100-ФЗ могут осуществлять общественные объединения добровольной пожарной охраны в форме общественных организаций или общественных учреждений. Общественные организации пожарной охраны формируются на основе членства и призваны защищать интересы членов таких организаций и уставные цели (п. 1 ст. 7 Закона № 100-ФЗ). Что касается общественных учреждений добровольной пожарной охраны, то они не имеют членства и осуществляют противопожарную деятельность на определенной территории или объекте (п. 1 ст. 8 Закона № 100-ФЗ).

Поделиться: