Катастрофа в Московском метрополитене

1
июля
2
июля
3
июля
4
июля
5
июля
6
июля
7
июля
8
июля
9
июля
10
июля
11
июля
12
июля
13
июля
14
июля
15
июля
16
июля
17
июля
18
июля
19
июля
20
июля
21
июля
22
июля
23
июля
24
июля
25
июля
26
июля
27
июля
28
июля
29
июля
30
июля
img

Катастрофа в Московском метрополитене произошла во вторник 15 июля 2014 года в 08:39 (по московскому времени) на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии. В результате катастрофы, которая стала крупнейшей техногенной аварией в московском метро, погибли 24 человека.

Причиной стало отсутствие блокировки регулятора стрелочного движения при строительстве Солнцевской линии.

Около 08:35 по московскому времени в перегоне тоннеля между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии у строившегося пошёрстного съезда к пути Солнцевской линии по направлению к станции «Минская» Московского метрополитена три передних вагона электропоезда модели 81-740/741 «Русич» (состав поезда: 0210-0766-0765-0764-0211, тип 81-740.4 / 81-741.4, год постройки — 2010, депо «Измайлово»), следовавшего на скорости 70 км/ч, столкнулись с тюбингом, поперечной стеной съезда и сошли с рельсов.

Участок от «Парка Победы» до «Кунцевской» был оцеплен и закрыт для движения до устранения последствий катастрофы, с этих станций началась эвакуация пассажиров. Для перевозки пассажиров на участке «Киевская» — «Молодёжная» было пущено 66 автобусов. В период ликвидации последствий аварии также вводились ситуативные ограничения движения поездов по Филёвской линии для обеспечения пропуска хозяйственных поездов, вывозивших строительный мусор с места аварии, также призывали пользоваться электропоездами Смоленского направления МЖД во избежание перегрузки Филёвской линии. Информация о прекращении движения поезда-челнока по Солнцевской линии, примыкавшей к закрытой станции «Парк Победы», в СМИ не поступала.

Сотрудники МЧС России и спасатели общественных аварийно-спасательных формирований немедленно приступили к спасению пассажиров. В ходе эвакуации выяснилось, что один из вагонов очень сильно деформирован. Некоторые пострадавшие не могли самостоятельно выбраться на поверхность, их спасатели эвакуировали с помощью гидравлических инструментов. К входу на станцию «Славянский бульвар» прибыли около 10 автомобилей скорой помощи, пожарные автомобили, сотрудники спасательных служб и полиции.

Всего спасатели вывели из метро на поверхность 189 человек, а наиболее деформированный вагон «деблокировали», чтобы выпустить из него пострадавших: их стали выводить и выносить на поверхность. Около 10:20 к станции «Славянский бульвар» прилетел медицинский вертолёт, который через некоторое время эвакуировал двоих пострадавших мужчин.

Около 10:55 на место происшествия прибыл мэр Москвы Сергей Собянин, который на месте заслушал доклад оперативных служб о ходе их действий.

Глава МЧС сообщил, что инцидент не рассматривают как теракт.
Число погибших составило 24 человека, из которых 20 человек скончались на месте катастрофы, позже ещё 4 человека от полученных травм скончались в больнице.

Пострадали 217 человек, из них 150 госпитализированы, 47 человек в тяжёлом состоянии (по другим источникам — 42).

Среди пострадавших, по сообщению вице-премьера РФ Ольги Голодец, россияне из 12 регионов, а также граждане 5 других государств: Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана и Украины.

15 июля Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту аварии по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263.1 УК РФ («Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). Место аварии было обследовано следователями, проведен опрос свидетелей, очевидцев, сотрудников метрополитена и Мосэнерго. Расследование проводил центральный аппарат СК РФ. Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что следствие рассматривает несколько причин аварии: неисправность вагонов, неисправность стрелки, проседание полотна. Все они являются техногенными, из возможных причин исключён террористический акт. В первые часы после аварии СМИ заявляли со ссылкой на МЧС, что возможной причиной мог стать скачок напряжения, из-за которого началось резкое торможение состава, однако следователи не обнаружили подтверждения данной гипотезы.

16 июля были задержаны двое подозреваемых — старший дорожный мастер службы пути Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов, имевшие отношение к работам по укладке стрелочного перевода. По данным следователей, стрелочный механизм был зафиксирован ненадлежащим образом, что и привело к катастрофе. Представитель профсоюза метрополитена согласился с этой версией, но поставил под сомнение то, что стрелка была неверно зафиксирована именно трёхмиллиметровой проволокой[28]. Позже обвинение по этой же статье было предъявлено директору по производству ООО «Спецтехреконструкция» Анатолию Круглову и заместителю начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексею Трофимову.

Ущерб от крушения составил 331 млн 740 тыс. рублей.

Есть также версия, что причиной аварии стала неисправность вагона поезда «Русич». Подвагонное оборудование оторвалось от вагона и при наезде на стрелку заблокировало тележки вагонов.

8 июля 2015 года Дорогомиловский суд Москвы начал рассмотрение дела по обвинению в катастрофе Трофимова, Башкатова, Гордова и Круглова. 8 ноября 2015 года суд вынес приговор, признав всех виновными и назначив наказание Гордову в 6 лет колонии, Башкатову, Трофимову и Круглову — 5,5 года и взыскав с обвиняемых в общей сложности 15 млн рублей в пользу потерпевших.

В 2017 году Московский метрополитен подал в арбитражный суд Москвы иск о взыскании ущерба, который был причинён его имуществу, на общую сумму 331,7 млн руб. к ООО «Спецтехреконструкция», выполнявшему работы на Арбатско-Покровской линии, и к генеральному подрядчику АО «Мосинжпроект». В феврале 2018 года арбитражный суд Москвы принял решение отказать в удовлетворении исковых требований.

Поделиться: