Аварийная карточка опасного груза
Аварийная карточка опасного груза – документ, сопровождающий опасный груз и служащий руководством для оперативного устранения аварийной ситуации. Аварийная карточка содержит общие указания о свойствах опасного груза (внешний вид, проявление специфических свойств вещества при нарушении тары, поражающие факторы), о его взрывопожароопасности, опасных свойствах при действии на человеческий организм, о средствах индивидуальной защиты. На оборотной стороне Аварийной карточки указываются необходимые меры общего характера (зона возможного заражения, меры помощи пострадавшим и т.д.), действия при утечке или разливе опасного вещества, при возникновении пожара, а также меры первой доврачебной и врачебной помощи пострадавшим. Без наличия А. к. опасный груз к перевозке не принимается.
Литература: Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. М., 1984;
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. М., 1995.
Абрамов Вениамин Анатольевич (р. 26 августа 1936 г., г. Гаврилов-Посад, Ивановская обл.), генерал-майор, д-р юридических наук, акад. и проф. Российской Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, акад. Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы. Заслуженный работник МВД (1976). Юрист, специалист в области пожарной безопасности, организатор пожарного дела, один из руководителей пожарной охраны СССР. Внёс большой вклад в организационное укрепление и совершенствование деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных формирований страны, повышение эффективности управления подразделениями при чрезвычайных ситуациях, подготовку руководящих и инженерных кадров. Окончил юридический ф-т Московского государственного университет им. М.В. Ломоносова (1965). В 1957-1997 служил в органах внутренних дел. С 1970 – в Главном управлении пожарной охраны МВД СССР. Прошёл путь от нач. аналитического отделения до заместителя начальника Первого управления (1977). В 1985 назначен заместителем начальника Главного управления пожарной охраны МВД СССР – заместителя Главного государственного инспектора СССР по пожарному надзору. Одновременно: начальник противопожарной службы Гражданской обороны РФ, первый заместитель председателя координационно-методического совета добровольных пожарных обществ СССР, член президиума Центрального совета Всероссийского добровольного пожарного общества. Член Союза юристов СССР (1989). Член редколлегии реферативного журнала Всесоюзного ин-та научной и технической информации АН СССР «Пожарная безопасность» (1985-1995), заместитель председателя секции литературы по пожарной охране редакционного совета Стройиздата (1985-1995).Участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Организатор (1992) и первый начальник ф-та руководящих кадров Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД России (ныне Академия Государственной противопожарной службы МЧС России). Член Учебно-методического объединения по специальности «Пожарная безопасность», государственной аттестационной комиссии по специальности «Государственное и муниципальное управление», а также экспертной группы по законопроектам Комитета по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью Верховного Совета РСФСР, Государственной Думы РФ (1992-1995). С 1997 – проф. Акад. Государственной противопожарной службы МЧС России. Специалист в области теории государства и права, государственного управления. Автор более 60 публикаций по правовым проблемам деятельности пожарной охраны, профилактике пожаров и борьбе с преступлениями, связанными с пожарами, подготовки кадров. Награждён 2 орденами, 22 медалями СССР, медалью РФ «За спасение погибавших» и 10 юбилейными и ведомственными медалями России, медалями пожарной охраны ряда иностранных государств.
Аварийная ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих угрозу возникновения аварий и других происшествий, которые могут привести к взрыву, пожару, отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей. Аварийные ситуации могут быть вызваны природными катаклизмами (землетрясение, наводнение, тайфун, извержение вулкана, атмосферное электричество и т. д.), техногенными причинами (отказ, поломка, повреждение технических систем и/или транспорта). Большую долю в возникновении техногенных аварийных ситуаций занимает антропогенный (человеческий) фактор: ошибочные действия персонала промышленных предприятий, водителей транспортных средств, населения, несанкционированные и террористические действия людей. Для снижения вероятности возникновения природных аварийных ситуаций соответствующими службами проводится прогнозирование погодных условий, геомагнитных явлений, гидрологической обстановки и др. с оповещением населения и администрации о возможности создания аварийной ситуации. Для снижения вероятности аварийных ситуаций техногенного характера проводятся работы по повышению надёжности технологического оборудования и транспортных средств, созданию систем диагностики состояния опасных агрегатов, по оснащению опасных производств системами пожарной автоматики (пожарной сигнализации и пожаротушения). Для снижения вероятности возникновения аварийных ситуаций антропогенного характера проводится обучение персонала и населения: действиям, направленным на снижение материального ущерба и гибели людей при возникновении аварийной ситуации; правилам пользования первичными средствами пожаротушения и эвакуации при пожаре.Литература: Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-2003. ППБ 01-03 применяются в части, не противоречащей Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.