Порошковый пожарный ствол – устройство для формирования и направления струи огнетушащего порошка в очаг пожара. Различают ручные и лафетные порошковые пожарные стволы, которыми могут комплектоваться пожарные автомобили, прицепы и контейнеры порошкового тушения.
Конструкция порошкового пожарного ствола должна обеспечить подачу порошка с сохранением огнетушащей концентрации в струе. Для формирования потока порошковой струи с высокой концентрацией целесообразно использовать конфузорно-диффузорные насадки. Ручные порошковые пожарные стволы имеют рычажно-клапанный («пистолетный») или рычажно-шаровой тип запорно-пускового перекрывного устройства. Для тушения пожаров класса Д (металлы) используются ручные стволы со специальными насадками-успокоителями струи. Ручные пожарные стволы изготавливают с расходом не более 5 кг/с из-за значительной реакции струи на ствол при подаче порошка. Эффективная дальность струй из ручных стволов составляет 16-18 м, из лафетных, в зависимости от расхода (20-115 кг/с), – от 30 до 60 (и более) м. Лафетные пожарные стволы при больших расходах (50 кг/с и более) оснащаются запорно-пусковыми устройствами с пневмо- или гидроприводом. На пожарных автомобилях порошкового тушения отечественного производства устанавливаются лафетные порошковые пожарные стволы с расходом 40-50 кг/с при рабочем давлении в сосуде с порошком примерно 0,8-1,2 МПа.
Литература: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения;
Исавнин Н.В., Ульянов Н.И., Навценя Н.В. О некоторых вопросах теории порошковых струй / Пожарная техника и тушение пожаров: Сб. тр. № 17. М., 1978;
Ульянов Н.И. Обоснование параметров струеобразующих устройств для подачи огнетушащих порошковых составов: Дис. канд. техн. наук. М., 2000;
НПБ 163-97. Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний.