Пожарный автомобиль порошкового тушения

Пожарный автомобиль порошкового тушенияпожарный автомобиль, оборудованный устройствами для хранения и подачи огнетушащих порошков и предназначенный для доставки на место пожара средств пожаротушения, личного состава и пожарно-технического вооружения. В качестве заряда в пожарном автомобиле порошкового тушения (АП) применяются порошки общего и специального назначения, которые могут эффективно использоваться для тушения нефтепродуктов, газов, установок под напряжением. Особенно эффективен АП при тушении больших проливов жидких горючих веществ.

Первый автомобиль порошкового тушения АП-2 (130)-146 с использованием для псевдоожижения аэроднища был освоен 1973  на Ладанском заводе ППО (затем переименован в ПО «Пожмашина») (Украина) при участии ВНИИПО. В качестве источника сжатого газа в нём применялись два ротационных компрессора, которые обеспечивали рабочее давление в сосуде 0,15 МПа при расходе порошка 20 кг/с из лафетного ствола и 1,2 кг/с – из ручного. В 1979 этот автомобиль был модернизирован (с доведением рабочего давления до 0,4 МПа и подачей воздуха в сосуд из баллонов). В начале 1980-х годов ПО «Пожмашина» приступило к производству АП-5 мод. 196 на шасси КамАЗ-53213 массой вывозимого порошка до 6000 кг и расходом порошка до 60 кг/с. Этот автомобиль являлся базовой моделью более 10 лет. В 1990 Прилукское ПО «Пожмашина» совместно с ВНИИПО создали АП-4 на полноприводном шасси КамАЗ-43101. Он имел запас порошка в 4000 кг, рабочее давление 0,8 МПа и расход 80-115 кг/с (лучший из всех отечественных и зарубежных аналогов), что позволяло тушить проливы нефтепродуктов на площади 1000 м2 (по результатам экспериментов). До 1990 Прилукское ПО «Пожмашина» выпустило 1168 автомобилей порошкового тушения. В 1998 Тульское ПО «Гастройдеталь» изготовило опытный образец АП-4 на шасси КамАЗ-43101. Этот автомобиль имел в комплектации компрессор для создания избыточного давления газа при подаче порошка. АП оснащался прицепом для перевозки запаса порошка и его зарядки в «полевых условиях». В 2000 ОАО «Пожтехника» на шасси КамАЗ-53215 изготовило автомобиль АП-5000. Он был оснащён тремя сосудами для порошка и лафетным стволом с расходом до 50 кг/с. Для тушения сложных пожаров в городских условиях в 2003 ВНИИПО и ПО «Берег» (Московская обл.) изготовили партию опытных образцов АП-1000 на шасси ЗИЛ-5301. Этот автомобиль, по сравнению с аналогами, имеет лучшее соотношение между запасом порошка (1000 кг) и расходом (40 кг/с), что обеспечивает для данного количества заряда большую огнетушащую эффективность. АП-1000 дополнительно оснащался двумя съёмными передвижными огнетушителями ОП-50 (3). К производству АП в России приступили и др. предприятия.

Литература: Исавнин Н. В. Средства порошкового тушения. М., 1983;

Кузнецов Ю.С., Навценя Н.В. пожарные автомобили. Этапы разработки производства на предприятиях России /1 Юбилейный сборник трудов ВНИИПО. М, 1997;

Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.

Поделиться:
Другие разделы портала
  • img История
    История
    История возникновения и развития пожарной охраны в регионе. Интересные факты, архивные фотографии и документы. Музеи и памятные места. Ветераны и династии пожарных. Виртуальные экскурсии и фотоальбомы.
    Читать полностью
  • img Культура безопасности для населения
    Культура безопасности для населения
    Пожары всегда были и остаются страшным бедствием. Наиболее опасны среди них бытовые пожары, которые зачастую приводят к человеческим жертвам. Именно в них пострадавшие получают сильнейшие ожоги и травмы, остаются без крова и средств к существованию.
    Читать полностью