Средства тушения пожара

Средства тушения пожара – вещества, способные прекратить процесс горения различных веществ и материалов. В качестве огнетушащих средств используются: вода и водные растворы некоторых солей, а также вода со смачивателями и другими добавками; водопенные растворы; инертные разбавители; хладоны; комбинированные составы; порошки и аэрозольные составы. Выбор огнетушащего средства определяется условиями возникновения и развития пожара и типом горючего вещества. При выборе средств тушения пожара необходимо учитывать эффективность тушения того или иного горючего материала (вещества), возможную порчу материальных ценностей.

Вода – наиболее распространённое средство тушения, она обладает высокой удельной теплоёмкостью и большой скрытой теплотой парообразования, химической инертностью к большинству веществ и материалов, низкой стоимостью и доступностью. Основные недостатки воды как огнетушащего средства – это высокая электропроводность, низкая смачивающая способность, недостаточная адгезия к объекту тушения. Основной механизм тушения – охлаждение горючего, разбавление паров горючего водяным паром. Растворы воды со смачивателями повышают её проникающую (смачивающую) способность. Добавки к воде полимеров, неорганических солей, антифризов повышают её эффективность. Пена представляет собой коллоидную систему, состоящую из пузырьков газа, окружённых плёнками жидкости. Пены характеризуются агрегативной и термодинамической неустойчивостью. Поскольку вода имеет большое поверхностное натяжение, для получения пены в систему вводят добавки, понижающие поверхностное натяжение воды. В качестве добавок, называемых пенообразователями и пенопорошками, применяют некоторые природные (содержащие белок) и синтетические (сульфокислоты, их соли и т.д.) ПАВ. Пены применяют, в первую очередь, для тушения нефтепродуктов, а также твёрдых и жидких веществ, не вступающих во взаимодействие с водой.

Инертные разбавители – сжатые газы (азот, аргон, азот их смеси), диоксид углерода, хладоны (227еа, 125, 318Ц и др.).

Ингибиторы – вещества, тормозящие процесс горения. Ингибиторы могут находиться как в жидкой, так и газообразной фазе. Эти вещества состоят из галогенопроизводных предельных углеводородов, в которых атомы водорода замещены полностью или частично атомами галогенов (бром, фтор, хлор, йод). Из подобных галоидоорганических соединений до недавнего времени наиболее широко применялись трифторбромметан, дифторхлорбромметан, дибромдифторметан. Но бромсодержащие хладоны оказывают разрушающее действие на озоновый слой земли и поэтому их производство запрещено.

Огнетушащие порошки представляют собой мелкоизмельчённые минеральные соли с различными добавками. Основой для огнетушащих порошков являются фосфорноаммониевые соли (моно-, диаммонийфосфаты, аммофос), карбонаты, бикарбонаты натрия и калия, хлоридьи калия и натрия.

Огнетушащие аэрозоли – это твёрдотопливные составы, содержащие рецептурные композиции, основой которых являются геторогенные конденсированные смеси кислородосодержащих и горючих компонентов с добавками (или без них) целевых и технологических компонентов. Огнетушащий аэрозоль образуется в результате химической реакции горения твёрдотопливного состава. Огнетушащий аэрозольный состав включает в себя твёрдые частицы солей и окислов щелочных и щёлочноземельных металлов микронного размера.

Литература: Баратов А.Н. Горение – Пожар – Взрыв – Безопасность. М., 2003;

Агафонов В.В., Копылов Н.П. Установки аэрозольного пожаротушения. М., 1999.

Поделиться:
Другие разделы портала
  • img Учебный центр
    Учебный центр
    В Российской Федерации в области пожарной безопасности выполняют работы (оказывают услуги) только в рамках лицензируемых видов деятельности порядка 50 тысяч организаций. Кроме этого, на предприятиях различных форм собственности свою деятельность осуществляют работники, на которых возложены обязанности по организации соблюдения требований пожарной безопасности и профилактики пожаров.
    Читать полностью
  • img Методические материалы
    Методические материалы
    Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.
    Читать полностью