Смачиватель

Смачивательповерхностно-активное вещество (ПАВ), водные растворы которого, обладая пониженным поверхностным натяжением, применяются для тушения пожаров, прежде всего, плохо смачивающихся водой твёрдых гидрофобных горючих веществ (древесина, хлопок, торф, резина, угольная пыль и др.). Молекулы ПАВ, как правило, состоят из длинной неполярной и короткой полярной частей. За счёт своего дифильного строения ПАВ концентрируются на границе раздела воздух – жидкость, при этом полярная часть молекулы (гидрофильная) растворена в воде, а неполярная (гидрофобная) обращена в воздух. Благодаря этому смачиватель становится посредником контакта между молекулами воды и молекулами трудносмачиваемого твёрдого гидрофобного вещества. Хорошее смачивание и растекание возможно при высокой адгезии (когда молекулярная природа жидкости и твёрдого тела близки) и при низкой когезии (когда поверхностное натяжение жидкости мало).
При тушении раствором смачивателя огнетушащая эффективность воды повышается в 1,5-2 раза. Ранее, когда в России основными пенообразователями, применяемыми для тушения пожаров, были протеиновые пенообразователи, обладающие плохой смачивающей способностью, наряду с пенообразователями выпускались в качестве смачивателей индивидуальные биологически неразлагаемые химические соединения (НБ, ЦБ, ОП-7, ОП-10 и др.).

В настоящее время роль смачивателя выполняют отечественные пенообразователи общего назначения (ПО-ЗНП, ПО-6ТС, ТЭАС и др.), которые выпускаются в жидком виде и могут быть использованы для получения пены. В России стандартная проверка смачивающей способности и выбор рабочей концентрации пенообразователя осуществляются по ГОСТ Р 50588 и заключаются в определении времени смачивания рабочим раствором гидрофобной ткани.

Литература: ГОСТ Р 50588-2012 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний

Поделиться:
Другие разделы портала
  • img Методические материалы
    Методические материалы
    Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.
    Читать полностью