Пожарный автомобиль – оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащённое пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемое при пожарно-спасательных работах. На пожарный автомобиль (ПА), как и на др. аналогичные транспортные средства оперативных служб, распространяются требования стандарта, устанавливающего цветографические схемы, надписи, специальные световые и звуковые сигналы для транспортных средств (автомобилей, автобусов, мотоциклов) специальных и оперативных служб. Для указанного транспорта принята единая цветографическая схема, формируемая основным и контрастирующим цветами, которыми для пожарной охраны являются соответственно красный и белый. Аналогично др. транспортным средствам оперативных и специальных служб, ПА оборудуются специальными световыми сигнальными маяками синего цвета. В зависимости от оперативного назначения ПА подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Первоначальным типом пожарного автомобиля явилась автолинейка, пришедшая на смену конной линейке, как транспортное средство для перевозки пожарных, кроме того, автолинейки использовались в качестве тягача прицепной мотопомпы тяжёлого типа, часто имея в комплектации и мотопомпу лёгкого типа и др. пожарное оборудование. В ряде случаев переоборудованные автолинейки использовались для перевозки пострадавших.
История отечественного пожарного машиностроения начинается с 1904, когда сначала петербургская фирма «Фрезе и К°», а затем завод «Лесснер» освоили производство пожарных автомобилей – линеек соответственно на 10 и 14 человек. К серийному производству пожарных автомобилей – автонасосов на шасси первенца советского автостроения АМО-Ф-15 приступили сразу 2 предприятия в 1925 и 1926: Миусский авторемонтный завод в г. Москве (в последствии Московский завод пожарных машин) и завод «Промет» в Ленинграде. На крупных предприятиях СССР производство ПА началось в 1939 на Новоторжокском заводе противопожарного оборудования (г. Торжок) и в 1945 на Варгашинском заводе ППО (г. Варгаши, Курганская обл.); в 1949 – на Прилукском заводе ППО (Украина). Определённый подъём в отрасли пожарного автомобилестроения в СССР наблюдался с 70 по 90 гг. ХХ в. Помимо указанных выше, к производству ПА приступили еще более 10 предприятий. С 1992 по 2006 этими предприятиями подготовлено к серийному производству более 140 моделей ПА. При создании новых образцов ПА и их серийном производстве учитываются требования разработанных в последнее десятилетие НПБ и ГОСТ Р, а также других документов.
Литература: Пожарные автомобили предприятий России: Сб. нормативных док. Вып. 8. М., 2000;
ГОСТ Р 50574-2019. Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования;
Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.