Основные пожарные автомобили – автомобили пожаротушения, предназначенные для доставки личного состава пожарно-спасательных подразделений, ОТВ и оборудования на место вызова и подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов и др.) в зону горения, а также для проведения личным составом первоочередных АСР.
Основные пожарные автомобили (ОПА) имеют соответствующую их назначению и определяемую нормами комплектацию пожарно-техническим вооружением и аварийно-спасательным оборудованием.
В зависимости от вывозимых ОТВ и способа их подачи ОПА имеют следующую классификацию: пожарная автоцистерна (АЦ); пожарная автоцистерна для Севера (АЦ (С)); пожарная автоцистерна бронированная (АЦ (Б)); пожарная автоцистерна с лестницей (АЦЛ); пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦПК); пожарный автомобиль порошкового тушения (АП); пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ); пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ); пожарный автомобиль газового тушения (АГТ); пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ); пожарный микроавтомобиль (МАП); пожарный автомобиль первой помощи (АПП); пожарный автомобиль первой помощи для Севера (АПП (С)); рукавный пожарный автомобиль (АР); пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД); пожарная автонасосная станция (ПНС); пожарный пеноподъемник (ППП); пожарно-спасательный автомобиль (АПС); пожарно-спасательный автомобиль с лестницей (АПСЛ); пожарный аэродромный автомобиль (АА). В последние годы ведутся работы по созданию пожарно-технических автомобилей, перевозящих, в зависимости от решаемых задач, пожарные модули различной номенклатуры, в т.ч. основного назначения (порошковый, газового тушения, насосная станция, насосно-рукавный и т.д.).
В зависимости от преимущественного использования и направлений оперативной деятельности ОПА подразделяются на автомобили общего применения – для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах (АЦ, АПС, АР, АВД, АПП) и автомобили целевого применения – для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на др. специальных объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ, ППП).
Основные конструктивные элементы ОПА:
базовое шасси (различной допустимой полной массы и проходимости) с дополнительной кабиной и салоном для личного состава расчёта или без них;
сосуды для хранения ОТВ, насосный агрегат с гидравлическими коммуникациями и трансмиссией для привода или без них, система вытеснения ОТВ (для АП, АКТ);
кузов с отсеками для размещения пожарно-технического вооружения и оборудования.
АЦ тяжёлого класса АП, АКТ имеют, как правило, стационарно установленные лафетные пожарные стволы.
Литература: Пожарные автомобили предприятий России: Сб. нормативных док. Вып. 8. М., 2000;
Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.;
Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных автомобилей, изготавливаемых с 2006 г. Приложение к приказу МЧС России от 25.07.2006 № 425.