Пожарно-спасательный автомобиль – пожарная автоцистерна, оборудованная расширенным комплектом пожарно-технического вооружения для проведения АСР. Пожарно-спасательный автомобиль (АПС) предназначен для тушения пожаров и проведения АСР в жилых и административных зданиях, на объектах промышленности и транспорте. Данный класс пожарных автомобилей появился в 2003 в связи с расширением функций пожарных подразделений МЧС России для проведения АСР и обладает функциональными возможностями пожарной автоцистерны (АЦ) и пожарного аварийно-спасательного автомобиля (АСА). АПС имеют меньший запас ОТВ по сравнению с их запасом на АЦ, изготовленных на шасси той же грузоподъёмности, но более широкий комплект оборудования, в частности, генератор, осветительную мачту, механизированный инструмент с электро- и гидроприводом и др. В ближайшие годы предусмотрено создание многофункциональных пожарно-спасательных автомобилей с функциями тушения пожаров и проведения АСР.
В 2003 АО «Ремонтно-механический завод» изготовил первый АПС-2,0-4012 на шасси Урал-42206 (4х4) вместимостью цистерны 2 м3, с комбинированным насосом НЦПК 40/100-4/400 и одной рукавной катушкой со стволом высокого давления с расходом 2 л/с. В 2005 ОАО «КамАЗинструментспецмаш» изготовил на полноприводном шасси КамАЗ-43118 АПС-2,5-40/4 с вместимостью цистерны 2,5 м3, комбинированным насосом и двумя рукавными катушками со стволом высокого давления с общим расходом 4 л/с. Оба эти АПС имели комплект аварийно-спасательного оборудования и пожарно-технического вооружения расширенной номенклатуры.
Литература: Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.;
Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 г. (утв. приказом МЧС России от 25.07.2006 № 425).