Пожарный автомобиль с насосом высокого давления – пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и другим пожарным оборудованием для работы при высоком давлении, ёмкостями для жидких ОТВ и предназначенный для доставки на место пожара личного состава и пожарно-технического вооружения. Основная область применения пожарного автомобиля с насосом высокого давления (АВД) – тушение пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
В СССР первый проект АВД на шасси «Урал-43202» был разработан в 1982 ОКБ пожарных машин (г. Прилуки) совместно с ВНИИПО. Практическую реализацию он нашёл в 1988, когда на шасси КамАЗ-4310 был создан экспериментальный образец насосно-рукавного автомобиля с насосом высокого давления ПНВ-20/300. В 1993 совместно с ПО «Пожмашина» (Украина) ВНИИПО разработана модификация автоцистерны с насосом высокого давления на шасси КамАЗ-5321 1 с цистерной вместимостью 5,9 м3, пенобаком вместимостью 0,6 м3, с комплектацией специальным гидравлическим оборудованием для работы при 2,0 МПа: рукавами высокого давления Ø51 и 61 мм общей длиной 340 м, рукавной катушкой со стволом высокого давления при работе 3,0 МПа. Впервые в России в 1998 Московский карбюраторный завод АМО ЗИЛ изготовил АВД-20/200 на шасси ЗИЛ-433104. Этот автомобиль был оснащён насосом НЦПВО-20/200 и комплектом гидравлического оборудования для работы при 2,0 МПа. В связи с актуальной проблемой по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях к производству АВД подключаются и др. предприятия.
Литература: Кузнецов Ю.С., Навценя Н.В. пожарные автомобили. Этапы разработки производства на предприятиях России /1 Юбилейный сборник трудов ВНИИПО. М, 1997;
Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.