Пожарный автомобиль связи и освещения – пожарный автомобиль для доставки на место пожара личного состава, оборудованный средствами связи и освещения. Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) предназначен для освещения места работы пожарно-спасательных подразделений на месте пожара или аварии и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
Первые отечественные АСО появились в Московской и Ленинградской пожарной охране в начале ХХ в. и были созданы силами пожарных. АСО предназначались для обеспечения проводной телефонной связи на месте пожара и радиотелефонной с центром. АСО имели в комплектации оборудование для связи, кабельные катушки с прожекторами, распределительные щиты, питаемые от домовой сети (переменного тока) и от генератора постоянного тока. В СССР наибольшее распространение нашли АСО-12 на шасси ГАЗ-66 производства Варгашинского завода ППО и АСО-12 на шасси ПАЗ-672 производства технических подразделений пожарной охраны страны. Эти автомобили имели стационарно установленный генератор мощностью 12 кВт, напряжением 230 В, 2 стационарные радиостанции с радиусом действия 30 км, соответственно 6 и 4 переносные радиостанции с радиусом действия 2 км, по 2 телефонных аппарата, соответственно 5 и 2 прожектора мощностью 1500 Вт и др. оборудование. В 1993 Иркутское ПО «Восток» изготовило современный АСО-8 на шасси ГАЗ-66 с подбамперным генератором мощностью 8 кВт. Автомобиль имел комплект стационарных и переносных радиостанций, стационарные прожекторы на выдвижной мачте, переносные прожекторы и др. оборудование. В 1995 Жуковский машиностроительный завод совместно с ВНИИПО изготовил АСО-20 на шасси автобуса ПАЗ-3205. На автомобиле впервые был установлен генератор частотой 400 Гц с системой автоматического регулирования частоты и напряжения тока при ступенчатом изменении величины нагрузки. В дальнейшем к производству АСО в России подключились и др. предприятия.
Литература: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения;
НПБ 192-2000. Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний; Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.