Рукавный пожарный автомобиль – пожарный автомобиль для транспортирования пожарных рукавов и прокладки рукавных магистральных линий.
Первые рукавные пожарные автомобили (АР) были созданы в начале ХХ в. на базе пожарных фургонов, в центральную часть которых устанавливались съёмно-перевозные катушки с рукавами; вдоль бортов укладывались в отдельные отсеки скатки резервных рукавов. АР применяются при тушении крупных пожаров для прокладки магистральных рукавных линий от водоисточника с насосной станцией. В комплектацию АР входят стационарные и переносные лафетные стволы, которые могут быть использованы для подачи водяных или пенных струй на большие расстояния, комплект рукавных мостиков и другое пожарно-техническое вооружение.
Одним из первых серийных образцов АР стал АРП-2,2 мод. ПРМ-43М на шасси ЗИЛ-157 производства Прилукского завода противопожарного оборудования. Автомобиль оснащался комплектом рукавов – 77 мм длиной 2200 м. Затем предприятие освоило производство АР-2 на шасси ЗИЛ-131 и КамАЗ- 43105. Автомобиль последней модели имел возможность перевозить пожарные рукава в количестве: 140 ед. – 77 и 95 ед. – 150. С 1959 по 1990 г. Прилукское ПО «Пожмашина» выпустило 2043 рукавных автомобилей. В 1997 к производству АР приступило впервые в России Торжокское ОАО «Пожтехника», освоив выпуск АР-2 (43101) с запасом рукавов: 60 ед. —77 и 40 ед. – 150. Затем АР на шасси КамАЗ и Урал стали производить и др. предприятия. В последних моделях прокладка рукавов осуществлялась путём механического самопроизвольного вытягивания их по ходу автомобиля. Скатка рукавов осуществлялась с помощью специального наматывающего устройства с гидроприводом.
Литература: Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.;
Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 г.