Пожарно-тактическое занятие (учение) – составная часть процесса обучения личного состава, направленного на практическое повышение его профессиональных знаний, формирование необходимых умений управления силами и средствами на пожаре, совершенствование навыков ведения боевых действий. В пожарно-тактическом занятии выделяют теоретическую и практическую части. Теория тактического занятия должна показать рациональные организационные формы обучения пожарных, начсостава подразделений по тушению пожаров. Целью практической части – является обучение личного состава подразделений способам и приёмам тушения возможных пожаров на различных объектах в разнообразной обстановке.
Пожарно-тактическое занятие (учение) призвано решать следующие задачи: подготовить отделения и караулы к ведению боевых действий на пожарах, авариях и стихийных бедствиях; выработать у личного состава самообладание, выдержку и психологическую устойчивость к работе в экстремальных условиях, навыки тактического мышления; подготовить подразделения и гарнизоны пожарной охраны к ведению умелых и слаженных действий в условиях сложной оперативной обстановки и ГО днём и ночью во взаимодействии с др. службами и ведомствами; совершенствовать навыки у начсостава в организации обучения и воспитания подчинённых; изучать передовой опыт и внедрять его в организацию и проведение боевой и политической подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны; совершенствовать пожарно-тактические знания и практические навыки начсостава по управлению силами и средствами на пожаре; изучать оперативно-тактические особенности взрывопожароопасных и особо важных объектов в районе выезда части. Пожарно-тактические занятия организуют и проводят с учётом особенностей современного процесса тушения пожаров и характера боевых задач, которые приходится выполнять при этом.