6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Разбиваем бивак

Тип занятия Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 6 класс
Тема занятия Советы на всю жизнь. Разбиваем бивак.
Цель Сформировать отчётливые представления о необходимых и достаточных действиях по организации бивака на природе.
Опорные знания Способы разведения костра.
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.
Готовность уверенно и грамотно действовать в непривычной обстановке.
Формирующиеся ценности: Необходимость сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека.
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.
Планируемые результаты
Личностные:
  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные:
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. – М.: Просвещение, 2021. – 175 с. С. 77 -79.

Образовательные викторины:

«Что вам известно про особый противопожарный режим?»
«Палам травы – нет»

Плакаты:

«Профилактика возгораний в лесу»
«Безопасный костёр»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

В учебнике разведены по разным разделам способы разведения костра и способы его тушения в природной среде, а также правила поведения возле туристского костра.

При изучении данного раздела на с. 77-79 снова возникает тема костра. Отдельно сделан акцент на безопасное использование костра (в параграфе 12 рассматривалась безопасность костра для природы, в параграфе 14 – для человека). Ещё раз оговаривается необходимость и алгоритм тушения костра перед уходом с места стоянки.

На этом уроке также актуальны плакаты:

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

В рамках изучения темы урока необходимо отметить, что в нашей стране делается многое для обеспечения безопасности как человека, так и природы. При наступлении пожароопасного периода объявляется особый режим природопользования вплоть до запрета посещения леса.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Подведение итогов проводится по заданиям с. 77-79 учебника. При подготовке памятки по соблюдению пожарной безопасности обучающиеся могут обратиться к пройденным викторинам, а также, если осталось время, пройти викторину «Палам травы – нет!» или ознакомиться с ней самостоятельно.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: В жизни туриста, поисковика, геолога и других специалистов, вынужденных находиться в природной среде, есть необходимость организации быта. Такая стоянка называется бивак. Давайте подумаем, какие зоны деятельности возникнут по аналогии с нашим жилищем? (Ответы обучающихся: Нам надо спать, есть, пообщаться друг с другом, решить бытовые проблемы.)

Учитель: Получается, что для полноценного восстановления сил нам придётся организовать себе «квартиру» в лесу – как в песне бременских музыкантов: «Наши стены – сосны и лианы». Конечно, мы не возьмём с собой складной диван. Но если организовать свой ночлег кое-как, а тем более если речь о нахождении на месте несколько дней, то это приведёт к переутомлению, раздражительности.

При наличии возможностей обустраивать быт надо обязательно.

Есть такой юмористический рассказ «Советы бывалого туриста» Давайте проверим, такие ли полезные у него советы, и сверимся с нашим учебником.

«В поход надо брать только самое необходимое. Не советуем брать в поход всю вашу коллекцию картин. Достаточно взять лишь малых голландцев – они будут превосходно смотреться в отблесках костра.

Заранее договоритесь с друзьями, кто из вас берёт в поход книги, кто микроволновку, а кто – микроскоп.

Привал или стоянку следует устраивать там, где есть самое необходимое – дрова и вода. Поэтому самое выгодное место для лагеря – между лесопилкой и водонапорной башней.

Придя на место привала, первым делом обратите внимание, какая вокруг была красота...

Не разводите костры в палатках, иначе вам будет слишком горячо спать».

Как вы поняли фразу о том, что при разведении костра в палатке будет горячо спать? (Ответы обучающихся: Возникнет пожар.)

Учитель: Да, разведение костра – это важная часть стоянки, и самая опасная. Давайте вспомним материал, который мы изучали несколько уроков назад.

Плакаты:

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: На с. 77-79 учебника приведены рекомендации по организации бивака. Как вы объясните фразу из шуточного рассказа: «Придя на место привала, первым делом обратите внимание, какая вокруг была красота». (Ответы обучающихся: Надо при организации стоянки бережно относиться к природе, не оставлять после себя изуродованную природу.)

Учитель: Посмотрите внимательно, чем отличаются иллюстрации с кострами в параграфе 12 и в параграфе 14? (Ответы обучающихся: В параграфе 14 в основном показано, как размещать на костре посуду для приготовления пищи.)

Учитель: Если мы говорим не только о весёлой прогулке, а о серьёзном многодневном выходе в квалификационный турпоход или о работе экологической или этнографической экспедиции, то есть объективной, оправданной необходимости находиться длительно в природной среде, то нужно уметь планировать свою деятельность. В нашей стране делается многое для обеспечения безопасности как человека, так и природы. При наступлении пожароопасного периода может объявляться особый режим природопользования вплоть до запрета посещения леса. Давайте выясним, чем отличается противопожарный режим от пожароопасного периода. Проблема серьёзная, так как лесные пожары могут очень быстро развиться на значительной территории, и часто они захватывают населённые пункты, лишая людей жилья и всего имущества.

Учитель: Обратите внимание – повышенные требования предъявляются ко всем в связи с пожарной опасностью природных объектов. Это не только задача пожарных или местных властей – это задача каждого из нас.

Во время особого противопожарного режима посещать лес запрещено. Запрещено даже жарить шашлыки на даче. Как вы считаете, это произвол, ущемление ваших прав на отдых? (Ответы обучающихся: Нет, это забота и о сохранении леса, животных и других составляющих природы, а также и тех людей, которые могут оказаться в эпицентре лесного пожара.)

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Пожары в природной среде возникают не только в лесу. Сухая трава тоже пожароопасная. Сейчас мы познакомимся с образовательной викториной, и уточним, насколько опасно, если загорится трава в поле, на опушке.

Учитель: вывод, который мы видим в качестве финального итога викторины, и буде выводом данного урока.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить