Сообщение новых знаний. Закрепление
Учитель: Предлагаю уточнить, знаем ли мы, как обезопасить наше жилище. В этом нам поможет викторина «Кто ты из сказки «Морозко» – Марфуша или Настенька? Полезные советы юным хозяюшкам»
Плакаты:
Кто помнит, кто такие Марфуша и Настенька? Что вообще хотел сказать автор викторины? Ведь любая сказка рассказывает о средневековом быте – с печками, колодцами, а мы уже живём в другой реальности. (Ответы обучающихся: Возможно, имена героинь выбраны потому, что Марфуша была ленивая и неумелая, а Настенька – трудолюбивая и знала, как правильно всё делать.)
Учитель: Давайте проверим.
Вопрос 1. Учитель: Сложность этого вопроса, на мой взгляд, что здесь надо проанализировать целый алгоритм, а не один шаг. О какой плите речь? И как вы обоснуете свой выбор? (Ответы обучающихся: Это газовая плита. Выбираем тот алгоритм, где все делают аккуратно и спичку выбросили в баночку с водой. Если бросить в мусорное ведро и уйти, то содержимое ведра может загореться: источник пожара не газовая плита в таком случае, а мусорное ведро. И если включить газ и долго не подносить спичку, то образуется облако газа и может произойти взрыв.)
Учитель: Обратите внимание, карточка ответа содержит инструкцию по пользованию газовой плитой.
Вопрос 3. Учитель: Какая поговорка есть в русском языке на эту тему? (Ответы обучающихся: «Не подливай масла в огонь», «Огонь маслом не тушат».)
Учитель: Да, все органические масла являются легковоспламеняющимися жидкостями, даже розовое масло. Поэтому все пищевые органические масла при нагревании до определённой температуры воспламеняются. Обратите внимание на совет карточки ответа: «Опасаться надо не только воспламенения, но и брызг раскалённого масла».
Вопрос 4. Учитель: На чём основан способ накрывания крышкой? Почему нельзя водой, объяснено в карточке. А физический смысл крышки? (Ответы обучающихся: И крышка, и вода прекращают доступ кислорода к горящему маслу.)
Учитель: Можно использовать и негорючие сыпучие вещества, если они есть под рукой в большом количестве – соль, соду, стиральный порошок. Это будет эффект порошкового огнетушителя. С тем же результатом можно засыпать огонь грунтом или землёй из цветочных горшков.
Вопрос 6. Учитель: Чаще всего чайники перегорают как раз по вине человека, не налившего воду. Редко, но бывает, по привычке ставят электрический чайник на конфорку, и он расплавляется. А после использования надо выключать чайник из розетки – он очень легко приводится в действие, и может сработать самопроизвольно или включит домашнее животное.
Вопрос 9. Учитель: Только ли к плойке относится этот совет? (Ответы обучающихся: Нет, к любому электроприбору. Надо вначале прочитать инструкцию.)
Учитель: Имеет ли эта викторина отношение только к девочкам или это была просто шутка? (Ответы обучающихся: Шутка, так как приготовить себе поесть должен каждый, все пользуются электроприборами.)
Учитель: Поработаем с учебником, параграф 5.
Работа с учебником.
Учитель: Мы говорили уже, что важным фактором выполнения правил пожарной безопасности является возможность эвакуироваться тогда, когда борьба с возгоранием не имеет смысла. Правила требуют держать пути эвакуации свободными. За это жёстко штрафуют магазины, школы. А какие пути эвакуации у нас дома? (Ответы обучающихся: Коридор, лестничная клетка, балкон.)
Учитель: Более того, захламление квартиры, офиса приводит к тому, что увеличивается пожарная нагрузка этого помещения. И даже случайная искра находит себе «пищу». Образовательная викторина с не самым красивым названием проиллюстрирует эту мысль.
Вопрос 1. Учитель: Наш язык удивляет своим богатством. Очень часто разными словами называют в целом одно явление, но имеющее разные нюансы, оттенки, стороны. Почему не подходит слово «запасы» (Ответы обучающихся: Запасы всегда полезные и запланированные, синонимом слова «хлам» является слово «рухлядь».)
Вопрос 2. Учитель: Вопрос непростой. На картинке не все предметы можно отнести к хламу. Великий физик Эйнштейн сказал, что грязь – это частицы вещества не на своём месте. Что с этой позиции вы можете сказать о предметах, изображённых на фото? (Ответы обучающихся: Некоторые вещи из представленных на картинке могли бы занять место в музее истории быта, истории техники. Но валяясь на чердаках, балконах, сараях, они не радуют человека как экспонаты, а становятся причиной общего захламления.)
Вопрос 3. Учитель: Тоже очень сложный вопрос с точки зрения правовых и этических норм. Карточка ответа показывает, что официально запрещено хранить там, где твой личный хлам может стать причиной беды других людей. А у себя дома в шкафу. В своем гараже, сарае ты имеешь право хранить все, что разрешено к хранению. Но вот стоит ли? Возникнет пожар в квартире, пострадают и соседи.
Вопрос 5. Учитель: Ещё раз сталкиваемся с этической и эстетической проблемой. Да, с точки зрения правил пожарной безопасности внешний вид помещения не важен. А с человеческой? Не случайно психологи считают, что в чистом, отремонтированном помещении людям легче жить, работать, учиться. Это входит в науку Эргономику – науку об организации труда. И помехи при движении посетителей – это неуважение к ним. Согласны?
Вопрос 8. Учитель: Безусловно, как распорядиться вашей личной ненужной вещью, решать вам. Иногда мы действительно храним старые, вышедшие из употребления вещи как память о наших предках. Но помните, что при возникновении пожара эта вещь тоже пропадет… То есть, хранить, конечно, семейные реликвии надо, но с умом и аккуратно.