7 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Пожарная безопасность в помещениях

Тип занятия Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 7 класс
Тема занятия Пожарная безопасность в помещениях.
Цель Закрепить представления о причинах пожаров в помещениях и способах их профилактики.
Опорные знания Причины пожаров в жилых и общественных зданиях: неисправность электроприборов и проводки, неосторожность при обращении с огнём при курении, использовании свечей.
Приготовление пищи, детская шалость с огнём.
Необходимость держать свободными пути эвакуации.
Формирующиеся ценности: Ответственность за свои поступки: каждое действие имеет последствия.
Бережное отношение к материальным ценностям, жилищу.
Соблюдение правил пожарной безопасности как часть законопослушного поведения.
Планируемые результаты
Личностные:
  • закрепление навыков соблюдения пожарной безопасности в жилище и в школе;
  • знание причин возгораний в быту;
  • представления о роли обычного человека в предотвращении возгораний бытовых приборов, в соблюдении чистоты эвакуационных выходов, о соблюдении осторожности при обращении с открытым огнём.
Метапредметные:
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 7 класс учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. – М.: Просвещение, 2021. – 239 с.

Образовательные викторины:

«Кто ты из сказки «Морозко» – Марфуша или Настенька? Полезные советы юным хозяюшкам»
«Чем опасен ХЛАМ?»

Материал сайта ВДПО.рф

«Комплекс мер пожарной безопасности в зданиях»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данная тема в 7 классе изучается не во всех линейках учебников ОБЖ. Так, в линейке под ред. А. Т. Смирнова рассматриваются только виды природных ЧС и действий в них.

Актуализация знаний проводится на сновании беседы с привлечением жизненного опыта обучающихся – примеры и кейсы возгораний в жилых домах, офисах данного населённого пункта или широко освещенные в СМИ.

Следует предложить проанализировать основные причины пожаров (например, курение на балконе или использование пиротехники привело к попаданию искры на балкон ниже этажом, который был захламлен, в результате чего возник пожар, то есть виноваты 2 человека. Каждый на своем месте нарушил правила пожарной безопасности).

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Основная часть строится на разборе материала учебника с опорой на образовательные викторины «Кто ты из сказки «Морозко» – Марфуша или Настенька? Полезные советы юным хозяюшкам» и «Чем опасен ХЛАМ?»

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Завершение урока проводится по вопросам в конце параграфа 5.

Материал сайта ВДПО.рф «Комплекс мер пожарной безопасности в зданиях» можно порекомендовать как дополнительный при выполнении творческого домашнего задания. Он содержит активные ссылки на компоненты данных мер, и обучающийся по главной ссылке найдёт определения таких понятий, как «вероятность возникновения пожара», «установки пожаротушения» и другие.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Самым первым помещением, в котором стал жить человек, было что? (Ответы обучающихся: Пещера, затем хижины и землянки.)

Учитель: С первых дней обитания человека в помещении возникла необходимость его защиты не только от наводнения или диких зверей, но и от пожара. Почему? (Ответы обучающихся: Почти всё, чем пользуется человек, горит. Это ткани, деревянные изделия, одежда из шкур животных, сушеные запасы продуктов.)

Учитель: Возможно, вы к 7 классу накопили информацию о возникших в нашем городе, районе пожарах? Это негативная информация, о ней неприятно, но необходимо говорить, чтобы проанализировать чужие ошибки и сделать выводы (Ответы обучающихся: …..)

Учитель: Вы уже знакомились с пожарной безопасностью в помещениях. Изучали отдельно безопасность в жилище и действия при пожаре в общественных местах – магазине, школе, театре. Причины возгораний в разных помещениях могут быть разными. Какое самое опасное помещение в квартире в плане пожара? (Ответы обучающихся: Кухня, так как там готовят либо на газовой плите с открытым огнём, либо на раскаляющихся электрических поверхностях. И в кухне много электроприборов, облегчающих жизнь хозяйки, но являющиеся источником опасности. Гладят тоже обычно на кухне, есть риск оставить утюг подошвой на столе, на ткани.)

Учитель: Что общего может быть у причин пожаров в абсолютно любых по назначению помещениях в современных зданиях? (Ответы обучающихся: Во всех современных зданиях есть электропроводка.)

Учитель: Что необходимо делать при возгорании, задымлении в помещении? (Ответы обучающихся: Вызвать специалистов по телефону «112», затем либо попытаться потушить возгорание, либо эвакуироваться.)

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Предлагаю уточнить, знаем ли мы, как обезопасить наше жилище. В этом нам поможет викторина «Кто ты из сказки «Морозко» – Марфуша или Настенька? Полезные советы юным хозяюшкам»

Плакаты:

Кто помнит, кто такие Марфуша и Настенька? Что вообще хотел сказать автор викторины? Ведь любая сказка рассказывает о средневековом быте – с печками, колодцами, а мы уже живём в другой реальности. (Ответы обучающихся: Возможно, имена героинь выбраны потому, что Марфуша была ленивая и неумелая, а Настенька – трудолюбивая и знала, как правильно всё делать.)

Учитель: Давайте проверим.

Вопрос 1. Учитель: Сложность этого вопроса, на мой взгляд, что здесь надо проанализировать целый алгоритм, а не один шаг. О какой плите речь? И как вы обоснуете свой выбор? (Ответы обучающихся: Это газовая плита. Выбираем тот алгоритм, где все делают аккуратно и спичку выбросили в баночку с водой. Если бросить в мусорное ведро и уйти, то содержимое ведра может загореться: источник пожара не газовая плита в таком случае, а мусорное ведро. И если включить газ и долго не подносить спичку, то образуется облако газа и может произойти взрыв.)

Учитель: Обратите внимание, карточка ответа содержит инструкцию по пользованию газовой плитой.

Вопрос 3. Учитель: Какая поговорка есть в русском языке на эту тему? (Ответы обучающихся: «Не подливай масла в огонь», «Огонь маслом не тушат».)

Учитель: Да, все органические масла являются легковоспламеняющимися жидкостями, даже розовое масло. Поэтому все пищевые органические масла при нагревании до определённой температуры воспламеняются. Обратите внимание на совет карточки ответа: «Опасаться надо не только воспламенения, но и брызг раскалённого масла».

Вопрос 4. Учитель: На чём основан способ накрывания крышкой? Почему нельзя водой, объяснено в карточке. А физический смысл крышки? (Ответы обучающихся: И крышка, и вода прекращают доступ кислорода к горящему маслу.)

Учитель: Можно использовать и негорючие сыпучие вещества, если они есть под рукой в большом количестве – соль, соду, стиральный порошок. Это будет эффект порошкового огнетушителя. С тем же результатом можно засыпать огонь грунтом или землёй из цветочных горшков.

Вопрос 6. Учитель: Чаще всего чайники перегорают как раз по вине человека, не налившего воду. Редко, но бывает, по привычке ставят электрический чайник на конфорку, и он расплавляется. А после использования надо выключать чайник из розетки – он очень легко приводится в действие, и может сработать самопроизвольно или включит домашнее животное.

Вопрос 9. Учитель: Только ли к плойке относится этот совет? (Ответы обучающихся: Нет, к любому электроприбору. Надо вначале прочитать инструкцию.)

Учитель: Имеет ли эта викторина отношение только к девочкам или это была просто шутка? (Ответы обучающихся: Шутка, так как приготовить себе поесть должен каждый, все пользуются электроприборами.)

Учитель: Поработаем с учебником, параграф 5.

Работа с учебником.

Учитель: Мы говорили уже, что важным фактором выполнения правил пожарной безопасности является возможность эвакуироваться тогда, когда борьба с возгоранием не имеет смысла. Правила требуют держать пути эвакуации свободными. За это жёстко штрафуют магазины, школы. А какие пути эвакуации у нас дома? (Ответы обучающихся: Коридор, лестничная клетка, балкон.)

Учитель: Более того, захламление квартиры, офиса приводит к тому, что увеличивается пожарная нагрузка этого помещения. И даже случайная искра находит себе «пищу». Образовательная викторина с не самым красивым названием проиллюстрирует эту мысль.

Вопрос 1. Учитель: Наш язык удивляет своим богатством. Очень часто разными словами называют в целом одно явление, но имеющее разные нюансы, оттенки, стороны. Почему не подходит слово «запасы» (Ответы обучающихся: Запасы всегда полезные и запланированные, синонимом слова «хлам» является слово «рухлядь».)

Вопрос 2. Учитель: Вопрос непростой. На картинке не все предметы можно отнести к хламу. Великий физик Эйнштейн сказал, что грязь – это частицы вещества не на своём месте. Что с этой позиции вы можете сказать о предметах, изображённых на фото? (Ответы обучающихся: Некоторые вещи из представленных на картинке могли бы занять место в музее истории быта, истории техники. Но валяясь на чердаках, балконах, сараях, они не радуют человека как экспонаты, а становятся причиной общего захламления.)

Вопрос 3. Учитель: Тоже очень сложный вопрос с точки зрения правовых и этических норм. Карточка ответа показывает, что официально запрещено хранить там, где твой личный хлам может стать причиной беды других людей. А у себя дома в шкафу. В своем гараже, сарае ты имеешь право хранить все, что разрешено к хранению. Но вот стоит ли? Возникнет пожар в квартире, пострадают и соседи.

Вопрос 5. Учитель: Ещё раз сталкиваемся с этической и эстетической проблемой. Да, с точки зрения правил пожарной безопасности внешний вид помещения не важен. А с человеческой? Не случайно психологи считают, что в чистом, отремонтированном помещении людям легче жить, работать, учиться. Это входит в науку Эргономику – науку об организации труда. И помехи при движении посетителей – это неуважение к ним. Согласны?

Вопрос 8. Учитель: Безусловно, как распорядиться вашей личной ненужной вещью, решать вам. Иногда мы действительно храним старые, вышедшие из употребления вещи как память о наших предках. Но помните, что при возникновении пожара эта вещь тоже пропадет… То есть, хранить, конечно, семейные реликвии надо, но с умом и аккуратно.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Приведите пример, в каком случае два соседа совершенно независимо друг от друга нарушили правила пожарной безопасности при эксплуатации балкона, и это привело к пожару у обоих? (Ответы обучающихся: Сосед с 5 этажа курил на балконе, или его дети кидали горящие «самолётики». Сосед с 4 этажа сложил на балконе старую мебель для дачи и банку краски, флакон растворителя тоже для дачи. В итоге сгорели балконы и квартиры у обоих.)

Учитель: При выполнении творческого домашнего задания советую обратиться к материалу сайта ВДПО.рф «Комплекс мер пожарной безопасности в зданиях». Он содержит активные ссылки на компоненты данных мер, и вы по главной ссылке найдёте определения таких понятий, как «вероятность возникновения пожара», «установки пожаротушения» и другие. Это поможет вам глубже понять тему урока.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить