8 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Права и обязанности в области пожарной безопасности

Тип занятия Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 8 класс
Тема занятия Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Цель Закрепить знания обучающихся об ответственности граждан за нарушение правил пожарной безопасности и возможности населения принимать посильное участие в работе противопожарной службы.
Опорные знания Пожар легче предупредить, чем потушить.
Создание первого в России документа о пожарной безопасности – «Наказ о градском благочинии» 1649 г.
Формирующиеся ценности: Добровольная деятельность (волонтёрство) на благо своей страны и сограждан.
Готовность принимать участие в формировании системы безопасности личности, общества и государства.
Понимание роли каждого гражданина в обеспечении коллективной безопасности.
Планируемые результаты
Личностные:
  • влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров;
  • представление о Государственной противопожарной службе и Добровольных пожарных формированиях: общность целей, различия в организационно-правовых основах;
  • формирование желания выстраивать карьерную траекторию в зависимости от обстоятельств либо в ГПС, либо в ДПО.
Метапредметные:
  • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
  • владение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
  • умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
  • умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • освоение приёмов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересовж
  • умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
  • формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. – М.: Просвещение, 2021. – 239 с.

Образовательные викторины:

«Исторические факты о пожарных-добровольцах» Часть 1.
«Исторические факты о пожарных-добровольцах»Часть 2.
«Что ты знаешь о современных добровольцах?»
«Что ты знаешь об истории добровольчества?»

Материал портала ВДПО.рф

«Федеральный Закон «О пожарной безопасности»
«Добровольная пожарная охрана»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данный урок очень важен для формирования всестороннего представления о силах и средствах отечественной системы борьбы с пожарами. На фоне активной пропаганды и развития волонтёрского движения пожарное добровольчество становится актуальным и распространённым, в первую очередь в отношении борьбы с природными пожарами.

Возможно, если школа расположена в очень небольшом населённом пункте, и в нём действует Добровольная пожарная дружина – тогда учителю следует максимально использовать информацию, подготовить презентацию или даже пригласить её представителя по согласованию с администрацией школы и ДПД.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Опорным документом, регламентирующим права и обязанности всех структур, граждан и организаций в области защиты от пожаров, является Федеральный закон «О пожарной безопасности». Достаточно доступно его содержание передано в материале портала ВДПО.рф

Работа с данным материалом проводится после ознакомления с материалом параграфа 14 учебника.

В качестве дополнительного материала учитель предлагает исследовать историю российского пожарного добровольчества с позиции реализации права гражданина на посильное участие в обеспечении безопасности своего населённого пункта или предприятия.

Общеобразовательная викторина «Исторические факты о пожарных-добровольцах» в двух частях:

А современное состояние добровольной пожарной охраны можно уточнить с помощью материала портала ВДПО.рф «Добровольная пожарная охрана»

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Подведение итогов урока проводится с помощью творческих заданий и контрольных вопросов учебника.

самостоятельно дома ознакомиться с образовательными викторинами, где пожарное добровольчество представлено на фоне других видов волонтёрской деятельности граждан России на современном этапе.

Образовательные викторины:

Учитель (в зависимости от ситуации в конкретном классе, образовательной организации) может предложить обучающимся уточнить, входит ли в число волонтёров кто-то из родных и близких, какие задачи они выполняют. Но следует помнить, что любое вторжение в жизнь и деятельность семьи не всегда может быть правильно понято законными представителями обучающихся. Поэтому – максимально тактично и если это действительно уместно.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Есть хорошая поговорка о том, что права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинается нос другого человека. В этом есть здравый смысл, особенно тогда, когда вопрос касается пожарной безопасности. Ваше мнение? (Ответы обучающихся: Пожар по определению является неконтролируемым процессом горения. Поэтому мы не можем гарантировать, что пожар, возникший у одного человека в жилище, не перекинется на все другие квартиры или дома, если это на даче или в деревне.)

Учитель: Совершенно верно, и история каждого населённого пункта такие случаи помнит и знает. В старину, когда не было пожарных, по тревожному набатному колоколу бежали все, кто мог хоть что-то полезное сделать на пожаре. С чем это было связано? Только ли с сочувствием односельчанам? (Ответы обучающихся: если сразу не начать тушить деревянные, плотно стоящие дуг к другу строения, а большинство населённых пунктов России выглядело именно так в старину, то огонь уничтожит абсолютно всё.

Учитель: Конечно, во все времена и те, кто хотел просто полюбопытствовать, тоже бежали… Никого не напоминает? (Ответы обучающихся: Тех, кто вместо помощи людям снимает происшествие на телефон.)

Учитель: Население участвовало активно в борьбе с пожарами и тогда, когда появились первые настоящие пожарные команды. Более того, это входило в обязанность жителей. А закон регламентировал, какой инвентарь они должны иметь в своём распоряжении и с ним прибегать тушить соседа. Мы с вами из курса истории помним дату создания первых российских подразделений, на которые были возложены, в том числе и задачи предупреждения и тушения пожаров. (Ответы обучающихся: 1649 год, «Наказ о градском благочинии».)

Учитель: С 1803 года в крупных городах России стали создаваться военизированные пожарные команды, основной обязанностью которых стала борьба с пожарами. Но даже этим, хорошо оснащённым по тем временам командам не всегда удавалось вовремя прибывать на место пожара. Но речь идёт о городах, где были относительно хорошие дороги, достаточное количество пожарных команд.

Живущим в небольших сёлах, деревнях людям по-прежнему приходилось полагаться на свои силы. Не было ещё надёжной связи, не было удобных дорог между городом и дальней деревней, да и скорость пожарный обоз мог развить весьма небольшую – скорость конной повозки не превышает 10 км/ч.

Поэтому в деревнях и сёлах организовывали пожарные команды из числа жителей. Участие в них было добровольным. Эта традиция существует и сейчас. Сегодня на уроке мы узнаем всё подробно – какие права есть у каждого из нас в области пожарной безопасности. Причём не только быть защищенными кем-то, а какие права есть у нас активно в этом участвовать! А что мы обязаны сделать, чтобы пожаробезопасной была жизнь тех людей, которые находятся рядом с нами.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Для начала мы ознакомимся с материалом учебника, чтобы создалось систематизированное представление о наших правах и обязанностях, обязанностях наших соседей, руководителей жилищных организаций и учреждений, где мы бываем или учимся.

Работа с текстом параграфа 14 учебника.

Учитель: Мы живём в правовом государстве, и нашу жизнь регламентируют Законы. Есть целый ряд законов, охватывающих различные стороны безопасности нашей жизни – «Об обороне», «О безопасности дорожного движения» и другие. Федеральный закон «О пожарной безопасности» является обязательным для исполнения в любой точке России. Периодически к закону, как и любому другому, могут приниматься поправки, это нормально. Познакомиться с данным документом в общих чертах мы можем в материале портала ВДПО.рф

Внимательно прочитайте его. Как данный закон связан с темой нашего урока? (Ответы обучающихся: Есть раздел «Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности».)

Учитель: Закон регламентирует также деятельность официальных структур, тем самым защищая население от пожаров. На прошлом уроке (параграф 13) мы говорили о работе Государственной противопожарной службы. Это специалисты, получившие образование, находящиеся на службе у нашего государства, и оно обеспечивает их необходимым снаряжением и техникой, заботится об их здоровье, гарантирует поддержку семьи в случае гибели или увечья сотрудника на пожаре.

Интересно, что есть отдельное подразделение, тоже занимающееся тушением пожаров, но не имеющее отношения в МЧС России, не входящее в его структуру. Это «Авиалесоохрана». Как вы думаете, чем они занимаются? (Ответы обучающихся: Это отряд пожарных-парашютистов и лётчиков-наблюдателей, которые выявляют лесной пожар и тушат лес.)

Учитель: Исторически сложилось, что относятся они к Министерству лесного хозяйства РФ. Первые опыты наблюдения за лесом начались в России в 1915 году, при появлении самолётов, имеющих практическое значение. И «Авиалесоохрана» сформировалась к 1931 году как специфическое подразделение по тушению пожаров в природной среде, в отличие от сухопутных пожарных команд на лошадях и автомобилях для зданий и сооружений.

Их работа резко отличается от работы лесничих – она более опасна и специфична. Тем не менее, наша страна богата лесами, и о лесных пожарах мы много говорили на уроках ОБЖ. При возникновении масштабных лесных пожаров штатные формирования не справляются, и на помощь «Авиалесоохране» приходят спасатели МЧС России, военные и добровольцы. Но есть и добровольные спасательные отряды, которые специализируются на тушении лесных пожаров, часто это студенческие спасательные отряды. Они не десантируются в очаг пожара, они работают на земле, методично проливая тлеющие площади из специальных заплечных ранцевых аппаратов.

Но всё же пожары в жилом секторе происходят чаще и беды приносят больше. Вы знаете, как могут быть связаны лесной пожар и пожар в населённом пункте? (Ответы обучающихся: При сильных лесных пожарах часто огонь перекидывается на посёлок, уничтожая его. Требуется много техники и людей, чтобы остановить массовое загорание.)

Учитель: Так как в нашей стране много небольших поселений, часто отстоящих очень далеко от расположения пожарных частей, то традиция пожарного добровольчества у нас продолжается.

Сейчас мы увидим, как это происходило на протяжении веков.

Образовательная викторина «Исторические факты о пожарных-добровольцах» в двух частях:

Современное состояние добровольной пожарной охраны можно уточнить с помощью материала портала ВДПО.рф

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Давайте поработаем с вопросами, которые возникли к нам у авторов вашего учебника.

Работа с заданиями.

Учитель: Сегодня на уроке мы много говорили о пожарных-добровольцах. Эта традиция получила законодательное подтверждение в России 1892 году, а сейчас действует законное формирование «Добровольная пожарная дружина», которое создаётся на предприятиях и в небольших населённых пунктах.

Но пожарное добровольчество тесно связано с другими аспектами жизни. Это помощь пожилым людям, людям с особыми возможностями здоровья. Важно понимать, что ограничения в мобильности, трудности с координацией и скоростью движений могут привести к тому, что человек не сможет эвакуироваться самостоятельно. То же самое касается и людей с проблемами зрения, слуха. Мы понимаем, что есть люди, которым сложно усвоить некоторые навыки, спрогнозировать последствия своих действий – и они могут в силу этого стать не только жертвой пожара, но и его причиной. Задача пожарных добровольцев – терпеливо обучать таких людей навыкам эвакуации, аккуратному пользованию пожароопасными приборами и предметами, чаще навещать. Как вы считаете, как генеральная уборка волонтёров в жилище маломобильного пожилого человека убережёт его от беды? (Ответы обучающихся: освобождение путей эвакуации, снижение пожарной нагрузки помещения.)

Вносят свой вклад в противопожарную борьбу и волонтёры-экологи, расчищающие валежник и сухостой в природных локациях.

Поэтому советую посмотреть образовательные викторины:

Возможно, кто-то из ваших знакомых или в семье участвует в волонтёрском движении? Если кто-то из членов вашей семьи или знакомых участвует в волонтёрском движении, прошу подготовить небольшое сообщение об этом человеке.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить