Сообщение новых знаний. Закрепление
Учитель: Для начала мы ознакомимся с материалом учебника, чтобы создалось систематизированное представление о наших правах и обязанностях, обязанностях наших соседей, руководителей жилищных организаций и учреждений, где мы бываем или учимся.
Работа с текстом параграфа 14 учебника.
Учитель: Мы живём в правовом государстве, и нашу жизнь регламентируют Законы. Есть целый ряд законов, охватывающих различные стороны безопасности нашей жизни – «Об обороне», «О безопасности дорожного движения» и другие. Федеральный закон «О пожарной безопасности» является обязательным для исполнения в любой точке России. Периодически к закону, как и любому другому, могут приниматься поправки, это нормально. Познакомиться с данным документом в общих чертах мы можем в материале портала ВДПО.рф
Внимательно прочитайте его. Как данный закон связан с темой нашего урока? (Ответы обучающихся: Есть раздел «Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности».)
Учитель: Закон регламентирует также деятельность официальных структур, тем самым защищая население от пожаров. На прошлом уроке (параграф 13) мы говорили о работе Государственной противопожарной службы. Это специалисты, получившие образование, находящиеся на службе у нашего государства, и оно обеспечивает их необходимым снаряжением и техникой, заботится об их здоровье, гарантирует поддержку семьи в случае гибели или увечья сотрудника на пожаре.
Интересно, что есть отдельное подразделение, тоже занимающееся тушением пожаров, но не имеющее отношения в МЧС России, не входящее в его структуру. Это «Авиалесоохрана». Как вы думаете, чем они занимаются? (Ответы обучающихся: Это отряд пожарных-парашютистов и лётчиков-наблюдателей, которые выявляют лесной пожар и тушат лес.)
Учитель: Исторически сложилось, что относятся они к Министерству лесного хозяйства РФ. Первые опыты наблюдения за лесом начались в России в 1915 году, при появлении самолётов, имеющих практическое значение. И «Авиалесоохрана» сформировалась к 1931 году как специфическое подразделение по тушению пожаров в природной среде, в отличие от сухопутных пожарных команд на лошадях и автомобилях для зданий и сооружений.
Их работа резко отличается от работы лесничих – она более опасна и специфична. Тем не менее, наша страна богата лесами, и о лесных пожарах мы много говорили на уроках ОБЖ. При возникновении масштабных лесных пожаров штатные формирования не справляются, и на помощь «Авиалесоохране» приходят спасатели МЧС России, военные и добровольцы. Но есть и добровольные спасательные отряды, которые специализируются на тушении лесных пожаров, часто это студенческие спасательные отряды. Они не десантируются в очаг пожара, они работают на земле, методично проливая тлеющие площади из специальных заплечных ранцевых аппаратов.
Но всё же пожары в жилом секторе происходят чаще и беды приносят больше. Вы знаете, как могут быть связаны лесной пожар и пожар в населённом пункте? (Ответы обучающихся: При сильных лесных пожарах часто огонь перекидывается на посёлок, уничтожая его. Требуется много техники и людей, чтобы остановить массовое загорание.)
Учитель: Так как в нашей стране много небольших поселений, часто отстоящих очень далеко от расположения пожарных частей, то традиция пожарного добровольчества у нас продолжается.
Сейчас мы увидим, как это происходило на протяжении веков.
Образовательная викторина «Исторические факты о пожарных-добровольцах» в двух частях:
Современное состояние добровольной пожарной охраны можно уточнить с помощью материала портала ВДПО.рф