Данное занятие носит в первую очередь познавательный характер и показывает как различные области применения огня («огонь-друг», «огонь-враг»), так и продолжает раскрывать разные стороны героизма пожарных (в викторине о маяках приведены сведения о подвиге пожарных при тушении пожара на НПО «Маяк», в викторине о пожарах на море есть вопрос о пожарных кораблях).
Место данного библиотечного часа – дни, посвященные флотским событиям. В рамках летних оздоровительных программ уместно провести занятие, посвятив его Дню мореплавателя (25 июня), Дню работников морского и речного флота России (первое воскресенье июля), Дню маячной службы (8 июля), а в течение учебного года – Дню создания Военно-морского флота России (30 октября).
В мае-июне отмечают свои дни Балтийский, Черноморский, Тихоокеанский и Северный флота ВМФ России.
Все эти даты дают возможность провести мероприятие как вспомогательное, раскрывающее различные аспекты опасной и суровой морской службы.
Актуализация знаний проводится в рамках того памятного флотского дня, к которому приурочено занятие. Учитель кратко рассказывает про знаменательную дату, её роль в развитии флота России.
Далее обучающиеся подводятся к мысли, что все морские технические новшества всегда идут в ногу со своим временем, что флот развивается постоянно, как и вся инженерная мысль – от плота, гребной лодки-долбленки до современных атомных ледоколов и электрических речных трамвайчиков.
Педагог при рассмотрении изменений в устройстве маяков, в частности, источника света, может провести аналогию сам или подтолкнуть к этому мысль детей: развитие инженерной мысли в маячном деле шло в ногу с развитием техники и технологий. Сначала это свечной фонарь, который освещает путь конной повозке. Затем это паровой двигатель, который не прижился в автомобилях, но успешно работал на паровозах и пароходах. Появляется двигатель внутреннего сгорания – и начинается эра теплоходов. Затем осваиваются новые виды энергии – атомная и электрическая.
Следует понимать, что и эволюция маяков проходит точно такой же путь – от маяков с открытым пламенем, создаваемым при горении масла или угля, затем появились газовые и керосиновые. Современные маяки работают на электричестве, вырабатываемом дизель-генератором, а самые современные работают на радиоактивных элементах, срок автономной службы которых достигает 20 лет.