Квест

Тип мероприятия Итоговое мероприятие мониторингового характера – квест-игра по станциям
Класс 1-4 класс
Тема мероприятия Чему мы научились по пожарной безопасности за учебный год?
Игровое название может совпадать с названием модуля программы внеурочной деятельности по ПБ «Пожарная безопасность: знаем и действуем»:
1 класс. Огонь – коварный сосед.
2 класс. Пожар легче предупредить, чем потушить.
3 класс. Пожарам дружно скажем: Нет!
4 класс. Буду точно я пожарным

Как вариант: Аленький огнетушитель

Цель Систематизировать и закрепить на практике компетенции, получаемые обучающимися в курсе дисциплины «Окружающий мир» и внеучебной пожарно-профилактической работы в рамках классных часов и бесед
Формирующиеся ценности: Пожарная безопасность как неотъемлемая часть культуры человека, живущего в социуме и осознанно относящегося к сохранению жизни и здоровья своих и окружающих, экологии, материальных и культурных ценностей.
Планируемые результаты
Личностные:
  • стремление к упрочению своих компетенций в области пожарной безопасности; • понимание важности соблюдения правил пожарной безопасности в интересах коллективной безопасности;
  • проявление положительного эмоционального отношения к овладению компетенциями безопасного поведения.
  • понимание опасности пожара, причин возникновения возгораний, алгоритм действий ребенка 7-10 лет в случае возникновения возгорания в школе, дома, в общественном месте (вызов пожарных, эвакуация).
Метапредметные:
  • проявление активности при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
  • построение речевых высказываний: умение отвечать на вопросы, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
  • участие в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
  • формирование социальной ответственности за свои поступки;
  • умение действовать в коллективе;
  • готовность выполнять указания значимого взрослого;
  • стремление к взаимопомощи и поддержке.
Продолжительность занятия: 60 мин
Рекомендуемая форма занятия: Квест (игра по станциям), котораявключает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий, демонстрацию практических навыков.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Структура занятия – методические рекомендации

Данное мероприятие является итоговым, оно суммирует и обобщает все компетенции, полученные обучающимся к концу учебного года по итогам освоения программы внеурочной деятельности «Пожарная безопасность: знаем и действуем». Таким образом, оно несет еще и мониторинговую функцию, т.к. контрольные и зачетные мероприятия в внеурочной деятельности не предусмотрены. Педагог получает возможность включенного наблюдения за степенью уверенности действий обучаемого, а обучаемый – получает возможность в игровой форме и продемонстрировать свои достижения в соответствии с программой, и восполнить обнаружившиеся пробелы. Характер квеста – не экзаменующий, а обучающий. Основной прием – дать возможность обучаемым закрепить и уточнить свои компетенции.

В представленной разработке даны варианты этапов, которые педагог может менять по своему усмотрению, усложнять или упрощать на основании конкретных освоенных компетенций. Сценарий дан единый для 1-4 классов с учетом возможности проведения общешкольного мероприятия (если школа небольшая, и в параллели 2 класса), по одной или двум параллелям, а также внутри класса, разделив класс на малые группы (команды). В практике авторов использовался и прием смешанных команд, когда обучающиеся 4-х классов взаимодействовали с 1-2-3-классниками, и каждый делился знаниями и вносил свой посильный вклад в успех команды.

Для игры-кругосветки важно помнить! Для того, чтобы она началась и закончилась для всех команд единовременно, необходимо соблюсти следующие принципы:

  1. Количество команд и число этапов должны совпадать, тк на каждом этапе находится 1 команда. Можно сделать больше этапов. Но если этапов окажется меньше, чем команд – игра не состоится, тк все время будет «лишней», простаивающей 1 команда.
  2. Отводимое время на работу на этапе должно быть одинаковым, чтобы смена этапов происходила одновременно и равномерно

Рекомендуем организовать итоговое мероприятие в праздничной обстановке, в том числе использовать материалы творческих художественных работ, обучающихся для оформления выставки. Если в процессе занятий в соответствии с рекомендациями программы разучивались сценки, стихи и другие элементы художественной самодеятельности на противопожарную тематику, то наиболее удачные и яркие надо включить в раус-программу. Если, как того и рекомендует программа, налажено социальное взаимодействие с подразделением пожарно-спасательной службы, в районе выезда которой находится образовательная организация, то уместно пригласить в качестве жюри и почетных гостей сотрудников Пожарной охраны, районного отделения ВДПО.

  1. Мероприятие начинается с общего сбора. Звучат детские песни о пожарной безопасности. Руководитель программы представляет команду, произносит мотивирующую речь о важности практических навыков по ПБ. Проводятся вводные игры для активизации познавательной деятельности.
  2. Обучаемые делятся на смешанные команды по 10-12 человек. Каждая из 8 команд получает маршрутный лист, представляющий собой распечатку с очередностью прохождения этапов данной командой и контурным изображением огнетушителя. Команда выбирает себе название, которое вписывается на маршрутный лист. Выбирает командира из числа участников.
  3. Каждую команду возглавляет значимый взрослый из числа педагогического состава образовательной организации, который несет ответственность за поведение, сохранность здоровья обучаемых во время прохождения квеста. Это важно и с позиции того, что у сотрудников ОУ сформируются результаты включенного педагогического наблюдения о поведении и полученных компетенциях каждого обучаемого для учета в дальнейшей работе.
  4. Старт квеста происходит для всех команд одновременно, после общего сбора и инструктажа по технике безопасности. Важно подчеркнуть, что даже пожарная команда спешит, проявляя не спешку, а отточенные действия и сноровку – а это приходит с постоянными тренировками. Время пребывания на каждом этапе – одинаковое для всех, нет смысла пытаться обогнать другую команду.
  5. Смена этапов по общему сигналу для всех – это может быть удар колокола, звонок, пожарная сирена, фрагмент детской пожарной песни.

Важный момент в мероприятии – подведение итогов и рефлексия. Выявление лучшей команды или наиболее отличившихся участников – на усмотрение педагогического коллектива. Т.к. это не контрольное мероприятие, то приятное поощрение должен получить каждый участник – значок, брелок, сертификат. Игра не должна превращаться в борьбу за выигрыш своей команды, порождать зависть и противоборство, ее задача – объединить, дать почувствовать радость от совместного действия, подкрепленного осознанием: «Я теперь это могу! Мы все это можем! На мир стал безопаснее!».

Итоговое мероприятие должно стать мотивирующим для следующего учебного года и для летних каникулярных интенсивов на базе школы.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Скачать PDF

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить