В июне 1759 года пожаром было истреблено все заводское поселение в Егошихинском заводе, (место основания Перми), остались только церковь и несколько домов около нее. За время своего существования Пермь 9 раз подвергалась опустошительным пожарам до октябрьского периода 1917 года.
Вот как выглядит хронология пожаров в Пермской Губернии за вторую половину 19 и начала 20 века:
- 1842 год. Выгорела лучшая часть города Перми. Огнем было уничтожено 300 дворов.
- 1859 год. Сгорело несколько кварталов г. Перми.
- 1866 год. Значительно поврежден Мотовилихинский завод, сгорел склад древесного угля и 200 жилых дворов.
- 1879 год. Вновь выгорело несколько кварталов г. Перми.
- 1890 год. Сгорел Верхне-Уфалейский завод. 1000 дворов, фабрика, церковь и погибло 6 человек. В этом же году произошел пожар на Невьянском заводе, выгорели 1200 дворов, часть фабрики, церковь, погибло 12 человек.
- 1906 год. В селе Черновское уничтожено огнем 130 домов, деревне Сараши 146 домов, а в Перми Канатная фабрика.
- За 1910-1911 в Пермской Губернии сгорело 3 845 домов. Убыток от пожаров составил примерно 2,5 миллиона рублей.
- 1914 год. В г. Перми сгорело Духовное училище, при этом погибло 18 учащихся, а 30 получили травмы.
Население г. Перми и Губернии обеспокоенное частыми пожарами постоянно било тревогу и требовало от земского собрания и городского головы принятия более действенных мер в борьбе с огнем. Так во исполнение "Устава пожарного" 11 ноября 1865 г. состоялось собрание Пермского общества, на котором городской голова Егор Александрович Колпаков доложил об обстановке с пожарами и мерах по их предотвращению и тушению. Весь город был разделен на участки с назначением старост. С 1 мая по 1 октября все домохозяева обязывались нести ночной караул. При каждом доме должны быть лестницы и бочки с водой.
Купцы, дворяне обязывались высылать на пожары лошадей и людей, а мещане и рабочие лично являться к месту происшествия с пожарным инструментом. Отличившимся на пожаре выдавалась награда от 3 до 10 рублей. Извозчикам, явившимся на пожар раньше команды, выплачивалась награда:
за первую бочку - 80 копеек;
за вторую - 50 копеек;
за третью - 25 копеек.
Сторожам приходских церквей вменялось в обязанность при пожаре звонить во все колокола. В заключение собрание общества обратилось к Губернскому начальству с просьбой убрать из города всех нищих и бродяг.
Однако существующая численность и вооружение штатной пожарной команды, привлекаемое к тушению пожаров население не справлялось со все усложняющейся обстановкой. Губернские власти и городской пожарный комитет обратились в Министерство внутренних дел с письмом "Об устройстве пожарной команды в городе Перми на новых основаниях или замене ныне существующей из воинских чинов полицейско-пожарной команды общественной командою из горожан". Это стало возможным потому, что в примечании к продолжению свода законов России в 1861 г. Министру внутренних дел было представлено право впредь до общих преобразований по устройству пожарной части в городах разрешать ходатайство городских обществ об учреждении общественных команд. Чтобы все распоряжения по заведыванию пожарным обозом и командою были сосредоточены в городских думах, а при пожарных командах находились опытные и вполне благонадежные брандмейстеры и все постановления относительно наблюдения со стороны полиции за порядком и общественной безопасностью во время пожаров, оставались в своей силе.
Заготовление принадлежностей пожарного обоза в городах было возложено на обязанность городских дум или заменяющих оные мест с тем, чтобы освидетельствование заготовленных предметов производилось начальником полиции и уездным стряпчим с участием депутатов от домовладельцев и агентов страховых обществ от огня.
Просьба пермяков "Об устройстве в г.Перми общественной пожарной команды" 14 декабря 1867 г. МВД была удовлетворена.
Дальнейшим шагом в деле привлечения общественности к пожарным делам было учреждение Вольного пожарного общества в г. Перми. Таким образом, в восьмидесятых годах девятнадцатого столетия практически завершилось организационное становление пожарной охраны Пермской Губернии.
В "Пермских Губернских ведомостях" в мае 1881 г. было помещено "Краткое описание средств и организаций, которыми владеет г. Пермь при тушении пожаров".
В городе в данное время, находятся три особые отдела, принимающие участие в тушении пожаров:
- Городская вольнонаемная пожарная команда, состоящая на постоянном жаловании от города;
- Железнодорожная пожарная команда, состоящая из рабочих железной дороги и являющаяся на пожары безвозмездно;
- Городская вольная пожарная дружина, состоящая из вольноопределяющихся жителей города. Она состояла из 4 отрядов: охранного, лестничного, машинного и водоснабжения.
Пожарная команда была разделена на две части 1-ю и 2-ю. Состав команды Брандмейстеров 3, из них 1 старший и пожарных служителей: летом 72, а зимой 62. Лошадей в обозе: летом 68, а зимой 48.
В пожарном обозе имелись: машин больших и малых 21, ручных 3 и подплечных 2, бочек с летними и зимними ходами 63, котлов с печкою для согревания воды в зимнее время 1, шиповых ходов 5, на которых и вывозилась все необходимые спасательные предметы.
Необходимое количество воды доставлялось на пожары, как пожарными лошадьми, так и наемными извозчиками; последними от пожарных частей в бочках всегда готовых с упряжью и с городских бассейнов, в бочках также имеющихся в готовности, количеством более 35, но на их собственных телегах.
Работающие на пожарах извозчики получали плату по усмотрению Комитета, смотря по времени проведенному ими на пожаре.
Снабжение водой производилось из 4-х городских бассейнов и 7-ми устроенных для сего деревянных и 1 железного баков и из водопровода, устроенного на сенной площади. При баках имелись колодцы, из которых и накачивалась вода заблаговременно.
В 1889 г. пожарная команда имела выездов 15 выездов, 6 из которых для тушения сажи.
Случаев пожара, которые бы имели серьезные последствия для городского населения, в отчетном году не было, а пожары прекращались только тем зданием, которое загоралось.
На содержание пожарной части в 1889 году городом было израсходовано 24611 руб. 59 коп.
Независимые в финансово-хозяйственном отношении друг от друга они на пожаре составляли одно целое и возглавлялись начальником мастерских железной дороги Витлицким, выбранным городской думой распорядителем общественной пожарной команды. При его отсутствии на пожарах руководили члены общественного комитета или начальники отрядов.
Пожарною командою заведовал Комитет по выбору Думы. В 1889 году в пожарном комитете состояло 9 действительных членов и 2 почетных.
Действительные: Я.В. Яковкин, Д.Ф. Шибанов, И.Н. Николаев, И.И. Толянин, П.С. Баландин, А.А. Маллеев, Н.Е. Еремеев, А.В. Синакевич, Г.А. Нечаев и почетные Ф.Е. Еремеев и П.Е.Сигов.
Для осмотра обоза и других распоряжений по исправному содержанию пожарной части, комитет собирался 2 раза в неделю - по понедельникам и пятницам, при чем делался пробный выезд, но независимо от сего пожарные части почти ежедневно посещались членами комитета. Занятия членов разделены для наблюдения за командой понедельно.
На каждую неделю назначался по очереди 1 дежурный и кроме того особый дежурный назначался во время представлений в городском театре; в случае пожара некоторые из членов комитета прибывали на место действий команды, а дежурный прибывал обязательно, некоторые наблюдали при частях за своевременною подачею резервов и при бассейнах за быстрой подачею воды.
В 1889 году Пожарным Комитетом был устроен при первой пожарной части теплый железный бак в 2100 ведер и отменен наем на летнее время вольных лошадей, лошади же для этой цели покупались и по прошествии лета продавались на аукционе, вследствие чего получалась экономия и значительно обновлялся состав лошадей.
Пожарный отдел железной дороги имел на вооружении 4 насоса и насчитывал 40 рабочих, пользовавшихся ими.
Городская вольная пожарная дружина (отдел) насчитывала до 900 человек из них постоянно являлись на пожары и учения до 100 членов.
В сельской местности пожары тушились добровольцами, которые руководствовались "Нормативным уставом сельских ДПД", утвержденным господином министром внутренних дел от 5 августа 1897 г. Структура отряда была аналогичной городской вольной дружине, и для них вводилась нормальная и упрощенная форма одежды. Возглавлялись дружины сельскими старостами.
Одновременно с организационными мерами в Пермской губернии происходило техническое переоснащение, способствовавшее усилению противопожарной защиты населенных пунктов и городов. Так в 1886 году в Перми был построен первый водопровод. Трубы были сделаны из лиственничных пород дерева с чугунными муфтами. По ним вода из ключей реки Данилихи подавалась в Губернскую Земскую больницу и две богадельни. В 1887 г. была проложена труба к сенной площади, где было устроено водоразборное здание. Водопровод давал до 5 тысяч ведер воды в сутки. В 1888 г. было построено каменно здание второй полицейский части с пожарной каланчей.
В г. Перми в 1887 году основывается механический завод Сонина, на котором стали выпускать лучшие пожарные насосы производительностью 20 ведер в минуту. Большую финансовую помощь в укреплении пожарной безопасности города сыграло "Общество взаимного страхования имущества от огня".
За 50 лет своего существования до предоктябрьского периода им было выплачено 119 тысяч рублей пожарных убытков, и на противопожарные меры (устройство водопровода и сигнализации) еще выдано городу пособий 212 тысяч рублей. Трубочительство потребовало расхода 116 тысяч рублей, вознаграждение пожарных команд обошлось в 30 тысяч рублей.
Наряду с организационными мерами по тушению пожаров предусматривались и внедрялись профилактические противопожарные мероприятия. В целях упорядочения многочисленных правил и решений по вопросам пожарной безопасности был подготовлен и издан систематический свод постановлений Пермского Губернского Земского собрания, где излагались "Правила о распланировании селений и о мерах предосторожности от пожаров", принятые 12 чрезвычайным земским собранием в 1880 году. Этим постановлением запрещалась всякая неплановая застройка, давались рекомендации по прокладке улиц и площадей, строительству церквей, торговых домов и т.д. Особое внимание уделялось строительству пожарных водоемов и подъездов к естественным водоисточникам. Правила излагали режимные противопожарные мероприятия и рекомендации по устройству пожарной части. В целях доведения разработанных правил до всего населения губернии Пермское собрание постановило: утвержденные обязательные правила "О мерах предосторожности от пожаров и уменьшению их опустошенности" сгруппировать и отпечатать в достаточном количестве экземпляров, а затем разослать их в волостные правления, где эти правила должны быть вывешены на видных местах и в начале весны с целью напоминания они должны быть прочитываемы на волостных сходах".
Предупреждение и тушение пожаров потребовало подготовки соответствующих специалистов, в связи с чем, Пермское Губернское Земство в апреле 1905 г. открыло первые противопожарные краткосрочные курсы, на которых изучались правила пожарной безопасности в населенных пунктах, разрабатывались инструкции брандмейстерам по тушению пожаров и использованию пожарной техники на них.
Однако развитие пожарного дела в России было приостановлено в связи с начавшейся первой мировой войной, Октябрьской революцией, а затем и разрухой вызванной гражданской войной. В деле дальнейшего становления и развития пожарной охраны значительную роль сыграл декрет Совета Народных комиссаров 17 апреля 1918 года "Об организации государственных мер борьбы с огнем".
Декрет от 17 апреля явился в истории России первым законодательным актом, в котором задаче борьбы с пожарами придавалось общегосударственное значение. Учреждался пожарный совет под председательством Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем Елизаровым, которому вменялось в обязанность изыскание и применение предупредительных и оборонительных мер борьбы с пожарным бедствием в стране.
Объективные трудности, недостаток средств и реорганизация комиссариата в пожарно-страховой отдел. В СНХ свели на нет многие полезные решения декрета.
В пожарной охране в то время не хватало людей, продовольствия, техники, вооружения и фуража, на боеспособность пожарных частей крайне негативное влияние оказывало самовольное административное вмешательство в их деятельность новой власти, различного рода военных начальников и комиссаров.
Пожарные обозы использовались для посторонних работ, разъездов должностных лиц, различных услуг. К имеющимся трудностям, вызванным хаосом гражданской войны, в наследство новой власти достались тяжелые условия службы и бесправное положение пожарных. Дежурили в одну смену по 15 -16 часов, а в немногие часы отдыха привлекались на тушение больших пожаров. Вследствие отсутствия безопасных условий работы пожарные во время тушения пожаров часто получали травмы и увечья, а нередко и погибали. Так, за неполных 14 лет с 1901 - 1914 г. в России пострадало 2300 пожарных, из которых около 500 человек получили травмы со смертельным исходом.
Сложившееся положение с пожарной охраной в стране требовало незамедлительных конкретных мер организационной и технической перестройки.
В июне 1920 года члены президиума ВСНХ, делегаты 4 Всероссийского съезда профсоюза пожарных работников и 1 Всероссийского съезда представителей пожарно-страховых отделов Совнархоза на совместном заседании единогласно высказались за передачу управления пожарными делами в ведение НКВД. Совет народных комиссаров 12 июля принял постановление "О сосредоточении пожарного дела в НКВД". В составе Главного управления коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД был создан центральный пожарный отдел (НПО) с межведомственным советом. Заведующим отделом был назначен В.Г. Кривошеев.
В Пермской губернии общее руководство пожарной охраной в то время возглавлял заведующий подотдела НКВД М. Девятых, подчинявшийся Губернскому коммунальному отделу.
Последующая замена конных обозов в крупных городах на автомобильные позволила уменьшить время выезда, обеспечило быстрое прибытие к месту пожара и ликвидацию его с меньшими убытками за счет подачи большого количества огнетушащих средств, а следовательно снизить количество крупных пожаров.
Техническое перевооружение пожарной охраны потребовало структурных изменений руководства её и организации профилактической работы на объектах народного хозяйства и в населенных пунктах.
ВЦИК и СНК РСДРП 18 июля 1927г. утвердил положение "Об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР". В нем указывалось, что руководство пожарной охраной на территории РСФСР принадлежит НКВД РСФСР и НКВД автономных республик. НКВД осуществляет свои функции через центральный отдел Главного управления коммунального хозяйства, начальник которого утверждается Наркомом Внутренних дел РСФСР. Положением устанавливался порядок образования местных пожарных органов, определялись функции центральных и местных органов ГПН. В целях профилактики пожаров были введены пожарно-технические обследования, агитация и пропаганда мер пожарной безопасности. Так в "Кратком обзоре работы Пермского городского совета РК и КД17 за 1929 г. сообщалось, что в отчетном году для выяснения противопожарного состояния строений произведено 482 основных и 438 контрольных обследований по разным домовладениям, заводам, учебным заведениям, больницам и др. При этом проведена большая работа по инструктажу рабочих, служащих и поселений в целом.
В конце 1930г. с упразднением НКВД РСФСР Управление техники и Главное управление коммунального хозяйства перешло в непосредственное подчинение Совету народных комиссаров РСФСР, который в марте 1931г. произвел централизацию пожарной охраны республики за исключением НКПС, ВГФ и НК водного хозяйства.
Большую роль в деле дальнейшего совершенствования пожарного дела в стране сыграло создание в июне 1934 года общесоюзного комиссариата внутренних дал, в штат которого вошло Главное управление пожарной охраны (ГУПО), а на местах были созданы отделы и Управления пожарной охраны НКВД-УНКВД. С образованием ГУПО деятельность пожарной охраны стала носить сугубо централизованный характер. Главк стал заниматься разработкой уставов, наставлений, инструкций, методических пособий обязательных для выполнения в частях пожарной охраны. В централизованном порядке организуется производство и поставка для УПО пожарной техники, подготовка кадров пожарных специалистов, подготовка руководящего звена пожарной охраны, проведение научно-исследовательских работ в области пожарной безопасности.
Для защиты экономики народного хозяйства республики от пожаров требовались высококвалифицированные кадры, для подготовки которых в июне 1931г. были открыты средние учебные заведения пожарной охраны в Петрограде, Москве, Свердловске.
В составе Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства в 1933 году открылось отделение по подготовке инженеров пожарно-технического профиля, преобразованное затем в факультет противопожарной обороны. В городе Перми 5 мая 1939 г. была открыта школа младшего пожсостава в приспособленном здании бывшего соляного склада на Заимке в Дзержинском районе. В 1948г. на базе школы был организован Учебный отряд (позднее преобразованный в учебный пункт, в настоящее время - учебный центр федеральной противопожарной службы).
Уже а предвоенные годы в гражданских ВУЗах была введена дисциплина "Пожарная безопасность". С началом Великой Отечественной войны согласно постановления Совета народных комиссаров СССР от 2 июля 1941 года в стране началась обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне. Повсеместно во всех городах и населенных пунктах проводилось обучение населения умению пользования противогазами и тушению зажигательных бомб.
В подразделениях пожарной охраны была введена военная подготовка (с внесением отметки о ее прохождении в военный билет). Основы организации работы на пожарах регламентировались Боевым уставом, а внутренний распорядок и порядок охраны объектов уставом службы.
На вооружение пожарной охраны стали поступать новые пожарные автомобили, кислородно-изолирующие противогазы и электрические фонари. В организационном плане в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 28 октября 1932 года "О военизированной пожарной охране НКВД" на многих наиболее важных оборонных заводах Перми, Березниках, Соликамске, Краснокамске и Губахе пожарная охрана была военизирована.
Развернутая программа подготовки к пожароопасному периоду 1941г. была дана в циркуляре ГУПО НКВД СССР № 304 от 13 декабря 1940г., в котором говорилось о проведении противопожарных мероприятий во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в жилом секторе.
Для реализации этой программы в Молотовской (Пермской) области был составлен специальный план, утвержденный приказом начальника УНКВД, в котором предусматривалось проведение противопожарной недели с привлечением всех сил милиции и пожарной охраны, а также руководителей хозяйств и добровольных пожарных дружин к выявлению и устранению противопожарных нарушений. За лучшие показатели в этой работе начальником УНКВД сотрудники органов, хозяйственные руководители и добровольцы были поощрены.
В профилактике больше внимания уделялось очистке территорий от сгораемых отходов, разборке неплановых строений, огнезащите сгораемых конструкций, созданию пожарных звеньев и их обучению. С первых месяцев Великой отечественной войны весь личный состав пожарной охраны Молотовской (Пермской) области был переведен на двухсменное несение службы и казарменное положение.
В последствии приказом НКВД СССР № 001007 от 18 июля 1943г. городская пожарная охрана г. Перми была переведена на положение военизированной, что имело решающее значение в подборе, воспитании и обучении кадров, укреплении материально- технической базы и, в конечном счете, боеготовности пожарных частей.
С начала войны в 1941 году 250 человек пожарных города и области ушли добровольцами на фронт. Трудно перечислить всех участников Великой Отечественной войны, ушедших и пришедших в пожарную охрану в эти суровые годы, но память о них останется навечно.
Кроме непосредственного участия на фронтах войны, 180 человек пожарных г.Перми были направлены на помощь пожарным Москвы и Ленинграда для ликвидации пожаров, вызванных многочисленными бомбежками вражеской авиации. Их заменили женщины, ставшие профилактиками, пожарными, связистами, водителями пожарных автомобилей. Оставшиеся в тылу с честью обеспечивали пожарную безопасность оборонных предприятий, учреждений культуры, образования, в том числе и эвакуированных с запада заводов.
Личный состав военизированных пожарных частей НКВД Днепропетровского магниевого, Днепродзержинского азотно-тукового, Горловского коксо-химического, Калининского вагоностроительного и других заводов эвакуированных на Урал по прибытию в г. Молотов (Пермь) в количестве 468 человек был размещен в объектовые пожарные команды Березников, Соликамска, Губахи, Краснокамска и других.
Свыше 30 предприятий и организаций с учетом уже имевшихся было взято под пожарную охрану 20 подразделениями НКВД с общей численностью более полутора тысячи человек.
Самоотверженная работа личного состава по профилактике и тушению пожаров не раз спасала оборонные предприятия от уничтожения огнем, чем способствовала победе Красной Армии на фронтах Великой отечественной войны.
За самоотверженную работу на пожарах в годы Великой Отечественной войны 112 человек были награждены орденами и медалями, а за безупречную службу свыше 2000 человек. В фонд обороны страны было отчислено работниками пожарной охраны области облигаций займа 379320 рублей, на оснащение артбатарей- 362280 рублей, на подарки воинам Красной Армии 206275 рублей и отправлено на фронт 3315 предметов теплых вещей. Из личных средств работников пожарной охраны было собрано и передано на строительство эскадрильи самолетов 121466 рублей. Для оказания помощи пожарным Сталинграда было перечислено 50100 рублей, а пожарным Ростова-11348 рублей, а так же 766 предметов пожарно-технического вооружения и 407 метров выкидных пожарных рукавов.
В послевоенный период работники пожарной охраны активно участвовали в восстановлении народного хозяйства страны, самоотверженно защищали промышленные и сельскохозяйственные объекты от пожаров, нередко рискуя собственной жизнью.
К обеспечению пожарной безопасности в городах и на промышленных предприятиях стали широко привлекаться рабочие и служащие за счет введения инструктажа и участия в работе пожарно-технических комиссий.
Начали работать "институт общественных уполномоченных по пожарной охране", создаваться пожарно-производственные команды.
В 50-е годы выходят в свет Правила пожарной безопасности для промышленных предприятий, строительные нормы СН 102-54, которые упорядочили надзор забезопасностью проведения различных работ на производстве, проектировании и в строительстве.
В 1955г. Совет Министров СССР принял Постановление "Об усилении пожарной охраны в сельской местности", которым был определен список первоочередных мер. В этих целях разрешалась безвозмездная передача пожарных автомобилей в ДПД колхозов и совхозов из профессиональной пожарной охраны, предусматривалось строительство пожарных депо и водоемов, приспособление производственного оборудования для целей пожаротушения. Вследствие проведенной реорганизации в пожарной охране, были ликвидированы инспекции Госпожнадзора в городах, их функции были сосредоточены в пожарных частях.
В 1966г. Совет Министров СССР 3 мая принял постановление за № 344 "О передаче ведомственной пожарной охраны в профессиональную Министерства охраны общественного порядка (МВД)". Из оперативного подчинения вся местнобюджетная пожарная охрана городов и населенных пунктов, а также объектовые ведомственные пожарные части перешли под непосредственное руководство Управления пожарной охраны, причем последние на договорной основе. В Пермской области в ведение МВД-УВД-УПО было передано-принято свыше 60 частей.
Проведенная реорганизация пожарной охраны позволила устранить разобщенность усилий подразделений в деле обеспечения пожарной безопасности городов, населенных пунктов и промышленных объектов, улучшить материально-техническую базу, а за счет организации планового профессионального обучения повысить уровень знаний принятых кадров. Были созданы новые специализированные подразделения, центральные пункты пожарной связи, опорные пункты пожаротушения, что позволило более оперативно влиять на складывающуюся обстановку с пожарами. Для личного состава профессиональной пожарной охраны МВД была установлена единая форма и знаки различия.
15 июля 1977 года правительством страны было принято становления "О мерах по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства" (№ 654).
Впервые за послевоенный период был определен широкий круг правовых норм пожарной охраны МВД и предусмотрены конкретные меры по дальнейшему развитию и совершенствованию структуры пожарной охраны в городах и на объектах народного хозяйства, упрочению ее материально-технической базы, расширению научно-исследовательских работ в области пожарной безопасности и подготовки инженеров и техников пожарного профиля. Для реализации этого постановления предусматривалась реорганизация местной бюджетной, профессиональной пожарной охраны в военизированную с отнесением расходов по ее содержанию на федеральный бюджет. В нашей области до 1980 года в Кунгуре, Чайковском, Губахе, Лысьве, Чусовом городские профессиональные пожарные части были военизированы. Военизация пожарной охраны представила возможность существенно укрепить пожарную охрану на местах, в том числе, отделения и инспекции Государственного пожарного надзора. В частях появились более совершенная основная и специальная техника и вооружение, личный состав получил надежные средства газодымозащиты и связи. В профилактическом плане постановление Совмина обязывало Министерства, ведомства, руководителей предприятий и организаций широко использовать научно-технические достижения в деле противопожарной защиты народно-хозяйственных объектов, внедрять установки противопожарной автоматики, заменять в технологических процессах горючие моющие жидкости на безопасные растворы и препараты. Был установлен порядок, согласно которому отраслевые научно-исследовательские институты, лаборатории, занимающиеся разработкой новых веществ и материалов, обязывались определять и указывать в сертификатах их пожароопасные свойства.
В соответствии с Постановлением на предприятиях и организациях были введены обязательные противопожарные инструктажи, а на объектах с повышенной пожарной опасностью - обучение работающих пожарно-техническому минимуму. Кроме того, определялись необходимые меры пожарной безопасности в других отраслях народного хозяйства, но особенно в местах массового пребывания людей. Во исполнение постановления Совета Министров в УВД был разработан комплекс мероприятий по профилактике пожаров и совершенствованию их тушения.
Экономические реформы девяностых годов, разнообразие форм собственности вызванных ими, демократические преобразования всех сторон жизни нашего общества вызвали необходимость изменения законодательства в области пожарной безопасности.
В 1994 году Государственная дума приняла Федеральный закон "О пожарной безопасности", первый за многолетнюю историю пожарной охраны законодательный акт, устанавливающий правовые, экологические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Федеральный закон определил права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности граждан, предприятий, организаций, органов Федеральной исполнительной власти и местного самоуправления, а также полномочия последних по вопросам пожарной безопасности. Закон четко регламентирует виды пожарной охраны, основные ее задачи и санкции, включая Государственную противопожарную службу, пожарный надзор, добровольную пожарную охрану.