Первое упоминание о помещении для хранения пожарного инвентаря в Челябинске содержится в «Ведомости, учинённой состоящему в городе Челябинске казённому строению и разному имуществу…» (1782).
24 апреля 1817 года Челябинское городское общество учредило «заведение пожарных, инструментов и содержание оных в исправности для защиты городских обывательских строений от пожарных случаев…». Предлагалось «…собрать со всех обывателей,… с каждой имеющейся у них печи по 1 рублю 25 копеек, с купцов и мещан, не имеющих жительства в здешнем городе, взыскать с каждого семейства… по 2 рубля 50 копеек. По сборе употребить оные на предметы назначения, а остатки… хранить в Городской Думе и чинить из них расходы… на починку и содержание пожарных инструментов…».
В 1845 году в городе Челябинске был построен сарай для пожарных инструментов и лошадей при богадельном доме.
Окончательно решился вопрос о создании штатной пожарной команды в Челябинске только в конце 1849 года. По указанию оренбургского губернатора 29 декабря(по новому стилю – 10 января) были наняты 8 человек пожарных служителей с оплатой по 35 рублей в год, которые обязаны были находиться при 8 пожарных лошадях и следить за исправностью пожарных инструментов.
Таким образом, в январе 1850 года была создана пожарная охрана города Челябинска, а в 1853 году – пожарные части (по 8 человек) в Троицке и Верхнеуральске. На заводах, рудниках и в горнозаводских посёлках были организованы малочисленные объектовые пожарные команды со штатными единицами смотрителей, ответственные за сохранность пожарного обоза; для тушения же пожаров по тревожному сигналу собирались охрана, мастеровые и добровольцы.
Период Советского Союза
После Революции, 17 апреля 1918 года В.И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров «Об организации государственных мер борьбы с огнём», положивший начало ускоренному развитию противопожарной службы.
В годы Гражданской войны в Челябинске случалось по 18-20 пожаров в день. Команды работали в тяжёлых условиях: техника была изношена, не хватало лошадей, свирепствовал тиф, люди голодали.
В январе 1920 года специальная комиссия постановила: «…сохранить для Челябинска 5 пожарных частей со штатом 139 человек на 2 смены».
В конце 1922 года власти Челябинска начали планомерную организацию противопожарной службы. Губисполком рассмотрел вопросы комплектования пожарных частей и укрепления их боеготовности, проведения в губернии профилактических мероприятий, усиления Вольного пожарного общества.
27 апреля 1922 года издано «Обязательное постановление о мерах предосторожности от пожаров, об их тушении и порядке строительства в Челябинской губернии».
К 1925 году все пожарные части Челябинска были укомплектованы; создан сравнительно мощный пожарный обоз с трубобочечными ходами, фургонами для перевозки рукавов и линейкой, на которой размещались 10 человек с полным набором оборудования.
На основании «Положения о городских пожарных командах РСФСР» от 17 октября 1927 года пожарные части Челябинска и городов области были переименованы в пожарные команды, возглавляемые уже не брандмейстерами, а начальниками.
1930-ые годы для области ознаменованы мощной индустриализацией. Предупреждение пожаров на крупнейших стройках требовало умения организовать работу в невиданных ранее масштабах. Потому здесь создаются самостоятельные пожарные команды, сюда направляются яркие организаторы, способные за короткий срок создать образцовую охрану новостроек. Так, со строителями пришли в Магнитку Иван Асафов, сформировавший первую пожарную команду Магнитостроя, Илья Караваев, организовавший на стройке добровольную пожарную дружину.
В эти годы вступают в строй первая на Урале Челябинская ГРЭС, электролитно-цинковый, ферросплавный, станкостроительный и другие заводы города. В Верхнем Уфалее строится никелевый комбинат, в Карабаше – медеэлектролитный. И гордость всей страны, гиганты индустрии – Челябинский тракторный завод, Магнитогорский металлургический комбинат.
На базе отряда военизированной пожарной охраны Магнитогорского комбината были организованы курсы подготовки младших командиров ВПО НКВД СССР. Выпускники курсов продолжали службу на объектах области: в 1932 году созданы части ВПО на тракторном заводе и на ЧГРЭС, в 1934 году – на нынешнем «Станкомаше».
С развитием индустриализации на Урале совершенствуется пожарная техника. Идёт постепенная моторизация пожарного обоза Челябинска. В 1930 году из Москвы и Ленинграда поступили два пожарных автомобиля с насосами, собранные из частей разных машин иностранных марок. В 1931 году из Ленинграда получен первый отечественный пожарный автонасос «АМО-Ф-15», оборудованный цистерной. В 1933 году получены уже три машины и одна самодельная автоцистерна. А к концу года вся конная тяга пожарной команды Челябинска заменена на автомобили.
В 1934 году в стране был образован Наркомат внутренних дел СССР, при котором учреждено Главное управление пожарной охраны – ГУПО. На него было возложено общее руководство пожарным делом в стране, включая оперативное руководство добровольными пожарными организациями и работой военизированной пожарной охраны объектов, имеющих особо важное государственное значение.
В 1936 году постановлением Правительства утверждено «Положение о Государственном пожарном надзоре». Созданные в союзных республиках и областях управления и отделы пожарной охраны возглавили профилактическую и боевую работу пожарных подразделений всех ведомств. По итогам Всесоюзного соцсоревнования 1937 года среди пожарных команд Наркомтяжпрома СССР первое место заняла инспекция охраны предприятий Южурало-Казахстанского промышленного округа, центром которого был Челябинск. Многие работники области были награждены знаком «Ударник пожарной охраны». Соревнование сыграло огромную роль. Оно помогло пожарным Южного Урала подойти к новым испытаниям в полной боевой готовности – впереди уже маячили «сороковые роковые» годы и занимались пожары нового военного лихолетья.
22 июня 1941 года, в день вероломного нападения фашистской Германии на СССР, в бой с врагом немедленно вступили не только пограничники. На защиту страны встали и огнеборцы. Не растерявшись, не прячась от бомб в убежищах, они применили активную тактику тушения пожаров. На митингах в челябинских пожарных частях принимались решения помочь армии самоотверженным трудом по сохранности социалистической собственности.
В 1941 году добровольцами из пожарных команд области на фронт ушли более 500 человек. В области были проведены пожарно-технические обследования промышленных предприятий, созданы курсы подготовки начальников пожарных объектов, издавались противопожарные листовки. Бдительность была необходима, случались и диверсии: на ЧТЗ от явных поджогов в мае 41-го сгорел пролёт перекрытия цеха и был повреждён подъёмный кран, а в июне сгорело здание склада металла. Общий убыток составил 185,2 тысячи рублей.
В перестройке промышленности на военный лад Урал сыграл большую роль. По решению Комитета обороны в нашу область было эвакуировано 178 промышленных предприятий из западных районов страны с полным оборудованием и людьми. Население одного только Челябинска увеличилось на 100 тысяч человек. Вместе с некоторыми заводами прибыли и пожарные команды с личным составом и техническим вооружением. В результате Челябинский гарнизон стал одним из крупнейших в стране.
В октябре 1942 года было создано Управление пожарной охраны УНКВД Челябинской области. Пожарной охраной области и крупнейшими гарнизонами руководили люди, в совершенстве знающие своё дело: П. Замниус, А. Симонов, С. Петухов, С. Московский, П. Голиков, П. Подшивалов, Г. Шовковый.
Особая задача легла на органы Госпожнадзора. Нужды фронта требовали срочного ввода производственных мощностей, а стране не хватало цемента, кирпича, приходилось размещать цехи и склады в неприспособленных помещениях. В этих условиях требовались методы работы, отличные от мирного времени. Порой приходилось отступать от противопожарных норм и правил. Допускалось, например, применение деревянных конструкций при обработке их огнезащитными красками и обмазками.
В дни войны пожарные на предприятиях ликвидировали захламлённость, сносили временные деревянные строения, устраивали противопожарные преграды и разрывы, усиливали дозорную и постовую службу, внедряли стационарные средства тушения. Там, где не хватало гидрантов, сооружали временные резервуары и ёмкости для хранения пожарных запасов воды. Но, несмотря на строгий противопожарный режим по «нормам военного времени», на охраняемых ВПО объектах происходили и взрывы, и пожары. Так, осенью1942 года произошёл взрыв на одном из промышленных объектов Челябинской области, на боевом посту погиб пожарный Н.Н. Чигинцев и получил травму политрук команды И.Ф. Лучко.
Повсюду ушедших на фронт мужчин заменяли женщины, пришли они и в пожарную охрану. Находясь на казарменном положении наравне со всеми, служили бойцами, шофёрами, мотористами. Кроме того, в пожарные части области было мобилизовано более 300 комсомолок. На хрупкие плечи этих девушек легла вся тяжесть боевой работы и дозорно-постовой службы по охране оборонных объектов. Но, несмотря на тяготы сурового военного быта, находились силы и на общественную работу, и на сбор добровольных пожертвований в фонд обороны. Только на строительство танковой колонны пожарные Южного Урала собрали и передали государству 1 миллион 240 тысяч рублей.
Пожарная команда Магнитогорского металлургического комбината была военизирована с начала работы предприятия, с августа 1929 года. В 1943 году была военизирована пожарная охрана Челябинска, а в апреле 1945 года – Златоуста.
Во время войны пожарные Челябинской области с честью выполнили свой долг. Более 500 пожарных были награждены орденами и медалями.
Вернувшись к мирному труду, фронтовики встали в строй огнеборцев, чья работа зачастую сродни солдатскому подвигу. Теперь пожарная охрана имела кадры, закалённые и боями, и самоотверженной работой в тылу.
Среди тех, кто в послевоенные годы умножил традиции пожарной охраны области, кавалеры боевых орденов и медалей: начальник оргстроевого отдела УПО Ф.С. Жданов, оперативный дежурный по Челябинску Н.М. Биличенко, начальник СВПЧ-5 Челябинска М.А. Булдашов, начальник СВПЧ-4 Челябинска Н.Е. Простак и многие другие.
Расширение производства, развитие науки и техники в 50-ые годы привело к перестройке работы пожарной охраны. В Постановлении Совета Министров СССР от 2 марта 1954 года об организации добровольных пожарных дружин руководителям всех предприятий и учреждений области, Управлению сельского хозяйства и его районным звеньям было предложено создать новые и укрепить существующие дружины и оснастить их пожарной техникой. Весной 1969 года новое постановление рекомендовало колхозам ввести должность начальника пожарно-сторожевой охраны.
Высокую боеготовность и мужество проявили пожарные области в 50-60-ые годы. В марте 1956 года возник пожар в здании туберкулёзного диспансера города Копейска. Огонь быстро распространился, пламя и задымление создали угрозу жизни 45 больным. Правильно оценив обстановку, пожарные в считанные минуты эвакуировали людей и потушили пожар. Даже в свободное время огнеборцы всегда на посту. Проходя мимо жилого дома по улице Воровского в Челябинске, А.Ф. Козлов услышал женский крик: «Помогите! Горим! Там мой ребенок!..» Не раздумывая, пожарный бросился в здание, ползком пробрался внутрь, отыскал малыша и вынес из огня. Затем вызвал пожарную команду и вместе с товарищами ликвидировал пожар.
Однако наряду с положительными моментами возник ряд серьёзных противоречий, которые привели к ослаблению боеготовности подразделений и ухудшению противопожарного режима на предприятиях. Причина в том, что сразу после окончания войны были развоенизированы пожарные команды, охранявшие оборонные предприятия: на Челябинском заводе им. Колющенко, Чебаркульском металлургическом заводе и других. С созданием в 1956 году совнархозов были развоенизированы по всей области пожарные подразделения на объектах энергетики и на таких гигантах индустрии, как ЧТЗ,ЧЭМК, «Станкомаш», Златоустовский металлургический завод.
Квалифицированные специалисты, офицеры, окончившие пожарно-технические училища, были вынуждены перейти на работу в милицию, в другие пожарные подразделения и внутренние войска МВД. На смену им директора предприятий и заводов ставили пенсионеров пожарной охраны, простых пожарных, а то и людей, не имевших понятия о противопожарной службе. Из-за низкого уровня боевой подготовки, нарушений техники безопасности при работе на пожарах были случаи гибели пожарных в Троицке, Чебаркуле, других городах и районах области.
В 1966 году Советы Министров СССР и РСФСР приняли постановления о сосредоточении пожарной охраны в системе Министерства охраны общественного порядка (с 1968 года – МВД СССР). Была перестроена работа всех звеньев пожарной охраны. Усилился аппарат Государственного пожарного надзора, в большинстве городов и сельских районов были организованы его отделения и инспекции.
В 70-80-ые годы пожарная охрана укрепилась кадрами, улучшилась техническая оснащенность, связь с общественностью. На основании постановления Правительства 1977 года в области были созданы военизированные части в Троицке, Коркино, Копейске, Кыштыме, на ЧТЗ, ЧМК, ЧЭМК, Троицкой ГРЭС. Во всех городах завершилось создание службы тушения пожаров «01». Потребовались колоссальные усилия и материальные затраты на строительство пожарных депо и водопроводов, на вооружение подразделений механизированными средствами пожаротушения, наустройство круглосуточного дежурства и связи.
В условиях нового времени основополагающим для огнеборцев правовым актом стал принятый Государственной Думой 18 ноября 1994 года федеральный закон «О пожарной безопасности», который впервые законодательно подтвердил, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, и определил общие правовые, экономические и социальные основы её обеспечения.
В 1999 году был подписан указ президента об установлении Дня пожарной охраны и определении исторической даты создания российской противопожарной службы – 30 апреля 1649 года. Именно в этот день был обнародован «Наказ о градском благочинии» царя Алексея Михайловича – первый документ по организации контроля над противопожарным состоянием городов земли Русской.
Очередным этапом обеспечения противопожарной безопасности на Южном Урале явилось принятие 28 декабря 1999 года Законодательным собранием области закона «О пожарной безопасности в Челябинской области». Параллельно велась работа по подготовке областной целевой программы «Пожарная безопасность и социальная защита на 2001-2005 годы». 20 октября 2000 года Законодательное Собрание области утвердило программу.
Жизнь ставит новые задачи. С 1 января 2002 года ведомственная принадлежность пожарных обозначена знакомой всем аббревиатурой – МЧС. Именно с этого времени пожарная охрана была переведена из ведения МВД России в ведение МЧС России.
Безграничной благодарности, признания самоотверженного исполнения служебного долга, уважения и почёта заслуживают сотрудники, проходившие службу в пожарной охране Челябинской области в различное время и на различных должностях: Замниус Пётр Дмитриевич, Голованов Василий Алексеевич, Пацеля Григорий Фёдорович, Симонов Александр Михайлович, Каплан Абрам Львович, Жданов Фёдор Семёнович, Замниус Анатолий Дмитриевич, Костерин Валентин Алексеевич, Степанов Юрий Прокопьевич, Кореньков Василий Николаевич, Чистяков Виктор Александрович, Чебышев Василий Михайлович, Шицин Николай Васильевич, Тиунов Николай Дмитриевич, Полозков Сергей Петрович, Ведерников Геннадий Валентинович, Лаптиев Сергей Михайлович, Гиниатуллин Рашит Фирзанович, Пономарёв Владимир Анатольевич и многие другие.