В Новгородских Летописях за период с 1045 по 1712 годы отмечено более ста пожаров, десять из которых полностью уничтожали Новгород, по много раз огнем уничтожались Софийская и Торговая стороны. Особенно часто в Летописях встречаются сообщения о разгулах огненной стихии в 14-15 веках, когда Новгород достигает своих максимальных размеров, при этом максимально уплотняется городская застройка. Так, в 1340 году, пожар, начавшись в Неревском конце, перекинулся в Детинец, где сгорели Владычный и другие дворы, а также церкви. Далее огонь распространился в Людин конец и на всю Софийскую сторону, а затем перебросился на Торговую сторону через Волхов.
Самым ужасным по своим последствиям был пожар в засушливый 1508 год. 20 августа во время сильного ветра на Славковой улице в клети от свечи возник пожар. Огонь очень быстро охватил всю Торговую сторону, сопровождался образованием огненных смерчей, которыми деревья вырывало с корнем, а речные суда бросало в огонь. В огне погибло 3315 новгородцев, много людей, спасаясь от огня утонуло в Волхове.
Постоянная угроза возникновения опустошительных пожаров требовала принятия мер предупреждения и тушения их. Население предупреждалось о соблюдении мер предосторожности при обращении с огнем, ограничивалось использование огня жителями - в летнее время запрещалась топка печей в домах и банях, выпечка хлебов разрешалась в печах, отдаленных от строений, на окраину города выносились кузницы. Наблюдение за строгим соблюдением мер безопасности против пожаров вели объезжие головы. Суровые меры наказания предусматривались для домовладельцев, по неусмотрительности которых произошел пожар. Над поджигателями, как правило, устраивали самосуд. Их либо сжигали, либо с Волховского моста сбрасывали в воду. После пожара 9 мая 1531 года, при котором сгорело 125 человек, по приказанию Великого князя на Софийской стороне были размежованы улицы и на них поставлены “огневщики” -пожарные. Повидимому в древнем Новгороде организованного тушения пожаров не было. Этому, в определенной мере, мешало суеверие и внушение церкви, будто пожары посылает бог в наказание за грехи и поэтому бороться с огнем нельзя. Были святые и иконы, которые, как внушала церковь “защищают” от пожаров. В Новгороде к таким святым относили Никиту Новгородского. В одной из церквей Новгорода имеется икона “Никита Новгородский утишает пожар в Новгороде “. На этой иконе изображен молящийся “святой Никита” на фоне горящего Новгорода. Можно представить “огнегасительный эффект” его молитвы, если при пожаре 1097 года, на фоне которого он, повидимому изображен, продолжавшемуся три дня сгорел Детинец и вся Торговая сторона.
Создание пожарных команд, добровольных пожарных обществ и дружин.
Первая пожарная команда в губернии организована в городе Старая Русса в 1808 году. В Новгороде пожарная команда создана в 1853 году, в Холме в 1863 году, в Валдае и Боровичах в начале 70-х годах прошлого века. В Крестцах, Сольцах, Малой Вишере были организованы вольные пожарные команды, где дежурство людей неслось жителями в порядке очередности. При пожаре лошадей поставляли для вывоза обоза жители, имеющие лошадей.
В Обзорах Новгородской Губернии, выпускавшихся в то время, давались наряду с другими материалами также сведения о состоянии пожарной охраны. Так, в Обзоре за 1880 год отмечается : “Пожарная часть в городах, сообразно средств, коими они располагают, находятся в удовлетворительном состоянии, кроме города Демянск и Валдая, где требуется замена негодных рукавов к пожарным трубам и ремонт самих труб”. По состоянию на 1892 год в губернии было(на территории в пределах современных границ области) 10 пожарных команд из них в городах Новгород и Старая Русса полицейские, в Боровичах, Валдае, Демянске, Холме городские общественные, в Крестцах, Малой Вишере, Сольцах вольные, на ст. Окуловка сельские пожарные команды. В Новгородской полицейской пожарной команде имелась численность 48 человек, было 40 лошадей и 14 ручных пожарных насосов. В Старой Руссе численность полицейской команды 29 человек, имелось 17 лошадей и 17 ручных пожарных насосов. 20 мая 1889 года в Старой Руссе была организована вольная пожарная команда численностью 149 человек. 12 января 1892 года на станции Окуловка установлен один из первых в России пожарный поезд, состоящий из двух цистерн с водой, платформы с насосами и бочками и вагона для команды и мелкого инвентаря. Поезд обслуживал участок железной дороги от ст. Малая Вишера до ст. Вышний Волочек. Этот поезд, как образец, демонстрировался на первом Всероссийском пожарном съезде в Петербурге в 1892 году.
В Обзоре Новгородской губернии за 1900 год отмечалось: “личный состав пожарных команд крайне недостаточен и усилить его до размеров действительной потребности не имеется возможности за недостатком средств. Ввиду этого в некоторых городах возникли добровольные общества и дружины, члены которых путем упражнений приобретают нужную опытность в пожарном деле”.
Первое в Новгородской губернии пожарное общество организовано в городе Череповце(ныне Вологодская область) в 1881 году. в 1889 году организуется Старорусское, в 1895 году Боровичское, в 1896 году Демянское, в 1899 году Крестецкое, в 1900 году Новгородское, в 1902году Окуловское, в 1903 году Боровичское Спасо-Преображенское добровольное пожарное общество.
При добровольных пожарных обществах стали организовываться пожарные дружины. Дружины были достаточно многочисленны-так, вольно-пожарная дружина правобережной стороны города Боровичей численностью около 250 человек имела: 3 ручных насоса, 6 конных бочек, багровый ход, а также лошадей, за которыми ухаживали конюхи. В 1903 году организовалась также вольно- пожарная дружина на левобережной стороне города. Она была в составе начальника дружины, 5 начальников отряда, 87 добровольцев, на вооружении имела 3 ручных пожарных насоса, рукавный и багровый хода.
15 января 1895 года была организована пожарная дружина в Валдае. Первоначально в нее вступило 34 человека, а спустя немного времени еще 78. В ее состав входило 4 отряда: лазальщиков - 40человек, качальщиков - 20, охраны - 20, водоснабжения - 20, санитаров - 2. Она имела 6 лошадей, 2 ручных насоса, 18 бочек, 6 лестниц простых, 2 багровых хода.
14 июля 1896 года организована пожарная дружина в Демянске в количестве 76 человек и состояла из отрядов: лазальщиков - 34 человека, качальщиков - 21, водоснабжения - 12, охраны - 7, санитаров - 2. Она имела одну лошадь, 2 ручных пожарных насоса, 6 бочек, 4 простых лестницы, один багровый ход.
В 1889 году организована пожарная дружина на ст. Окуловка. Определенного штата она не имела и на пожары дляего тушения являлись жители поселка. Пожарный инвентарь дружины состоял из 3ручных пожарных насосов, 6 бочек и 15 багров.
20 мая 1889 года организована вольная пожарная дружина в городе Старая Русса. В ее составе числилось 149 человек, в том числе: начальник дружины, брандмейстер, машинист, три начальника отряда, медицинский врач, ветеринарный врач, один служитель и 140 дружинников. Она имела одну линейку, 2 ручных пожарных насоса, 2 пожарных трубы, 1 гидропульт, 6 бочек и багровый ход.
26 ноября 1900 организована добровольная пожарная дружина в городе Новгороде.
Члены городских добровольных пожарных дружин в большинстве городов имели форменное обмундирование.
Диплом к бронзовому наградному знаку Императорского Российского Пожарного Общества. Дан подтрубнику Боровичского Пожарного Общества Василию Верещагину. 1911 год.
В конце прошлого века стали организовываться добровольные пожарные дружины также и в сельской местности. К началу века таких дружин в губернии было 54, а в 1912 году 285.
Мероприятия по снижению пожарной опасности населенных пунктов.
Новгородские села нередко страдали от опустошительных пожаров. Так, за десятилетие с 1893 по 1902 год в губернии ежегодно возникало в среднем 1625 пожаров при которых сгорало 4451 строение. В 1982 году журнал “Пожарный” сообщал “ население Новгородской губернии ежегодно несет убытка от пожаров от 600 тысяч до миллиона рублей, а в 1890 году в одной только Медведской волости Новгородского уезда сгорело крестьянского имущества на 100 тысяч рублей”.
Одной из причин сильного распространения сельских пожаров при их возникновении являлись скученность построек, наличие соломенных крыш на домах, недостаточность или даже полное отсутствие средств борьбы с огнем. Интересна статистика количества сгоревших строений в зависимости от огнестойкости крыш : на каждые 10 тысяч строений ежегодно сгорало в селениях, имеющих от 0 до 15% соломенных крыш - 34 строения, от 15% до 50% - 54, от 50% до 80% - 69, от 80% до 100% - 102. Следовательно для губернии устройство огнестойких крыш было крайне важным противопожарным мероприятием. Начиная с 1888 года в селах начали устраиваться взамен соломенных глиносоломенные и черепичные крыши, а также начали строиться строения из кирпича и булыжного камня. Огнестойкое строительство в селах губернии внедрялось довольно успешно. С целью популяризации строительства глиносоломенных крыш в 1882 году Новгородским земством была издана брошюра, рассказывающая об устройстве таких крыш. Способ устройства глиносоломенных крыш, выработанный Новгородским земством, по своей целесообразности и дешевизне на Всероссийской пожарной выставке в 1892 году был признан лучшим. На 1 января 1902 года в губернии было устроено 14031 глиносоломенных крыш. Для устройства глиносоломенных крыш и ознакомления местных мастеров с приемами работы новгордские мастера с 1893 по 1895 год направлялись в 15 губерний, в том числе в Московскую, Казанскую, Черниговскую и Курскую.
В 1893 году начали работать три черепичных завода в Новгороде и Старой Руссе, принадлежащие земству в Крестцах. К 1903 году во многих деревнях Новгородского, Старорусского, Крестецкого и Демянского уездов значительное число домов было покрыто черепицей, из обоженного кирпича построено 509 и булыжного камня 383 строения.
В 1905 году в Новгороде начала работать первая в России школа огнестойкого строительства и печного мастерства, которая готовила специалистов сельского огнестойкого строительства и устройства печей, а также служила испытательной станцией пожарной техники.
В целях обеспечения селений пожарной техникой земством в 1892 году разработаны нормы обеспечения селений предметами тушения пожаров в зависимости от колисества домов. Этими нормами предусматривалось обеспечение бочками, летними и зимними ходами, ушатами и ведрами, баграми, ломами, ухватами, лестницами. В каждом селении должен был быть колокол или другой сигнал. Ручные пожарные насосы предписывалось иметь в селениях, имеющих свыше 50 домов. Нормы Новгородского земства рекомендовались для принятия другими земствами.
В конце прошлого века села стали оснащаться ручными пожарными насосами, наличие которых сказало несомненную пользу при тушении сельских пожаров. В 1897 году они применялись при тушении 248 пожаров в 210 селениях, а за 1897-1900 годы они применялись при тушении 1033 пожаров. К 1902 году в крестьянских поселках губернии было 1396 ручных пожарных насосов, из которых 390 принадлежали частным лицам и 48 железным дорогам. Но этого количества насосов было все же недостаточно - из 10034 крестьнских поселков губернии насосы имелись только в 991.
Несмотря на принимаемые меры, в губернии продолжались многочисленные пожары. В 1911 году произошло 2142 пожара на которых сгорело 5388 строений, причинив ущерб в сумме 863809 рублей. В 1912 году соответственно 1939 пожаров, 5454 строения, 905314 рублей.
Советская пожарная охрана.
Становление и развитие советской пожарной охраны неразрывно связано с именем основателя Коммунистической партии и первого в мире социалистического государства Владимира Ильича Ленина.
17 апреля 1918 года В.И.Ленин подписал декрет “Об организации государственных мер борьбы с огнем”. Эту дату принято считать днем создания советской пожарной охраны. Само название декрета говорит о том, что вопросы организации борьбы с пожарами уже в первые месяцы существования Советской власти были приравнены к важнейшим государственным задачам. В положениях Декрета были заложены основы производства и совершенствования пожарной техники, развития научно-исследовательской работы в области пожарного дела, подготовки кадров пожарных специалистов, широкого издания пожарно-технической литературы и других вопросов, важных для развития советской пожарной охраны.
Декрет “Об организации государственных мер борьбы с огнем” был основным, но не единственныи документом, подписанным В.И.Лениным по вопросам пожарного дела. Так, в Декрете ВЦИК и СНК от 27 мая 1918 года “О лесах” указывалось, что каждый гражданин обязан всеми доступными средствами охранять леса от пожаров, потрав и т.п. Каждый гражданин может быть привлечен по требованиям местной Советской власти к временному исполнению обязанностей к службе по тушению пожаров.
Вопросы борьбы с пожарами были отражены и в положении о сельских советах (Декрет ВЦИК от 15 февраля 1920 года). В частности, на сельский Совет было возложено наблюдение за неисправностью пожарных машин, принятие мер против пожаров и организации их тушения.
4 мая 1921 года Совет труда и обороны принял подписанный В.И.Лениным Постановление “О мерах к сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности”. В этом Постановлении говорилось: воспретить, под страхом предания суду, использование пожарных лошадей, инвентаря и рабочих на посторонние, не относящие к пожарному делу работы. А также “Воспретить всем должностным лицам при тушении пожаров вмешиваться в распоряжение брандмайоров, брандмейстеров, начальников добровольных пожарных дружин”. Это Постановление имело и сейчас и меет для пожарной охраны громадное значение. Кроме указанного Постановления в 1921 году В.И.Ленин подписал еще 11 постановлений и распоряжений по вопросам борьбы с пожарами и улучшения организации пожарной охраны в стране.
В губернии стояла острая небходимость в техническом перевооружении пожарных команд. До революции в пожарных командах губернии на вооружении находился только один пожарный автомобиль в команде огнеупорных заводов в Боровичах. Он поступил в 1915 году и наряду с конными ходами находился в боевом расчете. В середине 1925 года в стране стали выпускаться пожарные автомобили, вначале переоборудовались на пожарные грузовые автомобили иностранных марок, а с 1927 года на шасси отечественных автомобилей.
В 1928 году поступил пожарный автомобиль “Циклоп” в Малую Вишеру, в 1929 году “Джефери” в Парахино, “Аверланд” в Старую Руссу. В 1927 году Кулотинская фабрика получила советский автомобиль АМО-Ф-15 с коловратным насосом. Такие же пожарные автомобили в 1930 году получили Валдайская пожарная команда и команда заводов огнеупоров в Боровичах.
В 1934-35 годах отечественные пожарные автомобили получили пожарные команды Новгорода, Боровичей, Сольцов, Крестц. С этого времени началось оснащение команд вначале пожарными автонасосами, а затем автоцистернами.
Совет Народных Коммисаров 15 апреля 1927 года приеял Постановление “О мерах охраны государственных и имеющих государственное значение предприятий, складов, сооружений”, согласно которому ответственность за принятие противопожарных мер охраны фабрик, заводов, мастерских, складов возлагается персонально на их руководителей. Но Советское правительство не ограничилось мерами в отношении повышения ответственности руководителей за пожарную безопасность государственных предприятий. Оно приняло важное решение о создании в стране Государственного пожарного надзора. К концу 1927 года были осуществлены мероприятия по организации управления пожарным делом, по упорядочению учета пожаров, по налаживанию производства технических средств борьбы с пожарами, по поднятию боеспособности пожарных частей. Главные усилия были направлены на выполнение предупредительных мер и привлечение к их соблюдению рабочих и служащих.
В двадцатые годы к ранее организованным добровольным пожарным дружинам сельских населенных пунктов прибавилось большое число вновь организованных. Так, в Старорусском уезде по состоянию на 3 декабря 1925 года работало 61 ДПД численностью в городе 145 и селах 1470 человек, из них 43 ДПД организованы в 1924-25 годах.
Медведская ДПД, основанная в 1898году (Новгородский уезд) в 1925 году имела численность 75 человек, а ее отделения в селах волости 277 человек. Отделения были в Старом Медведе,Раглицах, Взъезе, Нижнем Прихоне, Костове, Вешенское, Шеленское, Верхнем Прихоне.
В Маловишерском уезде в 1924 году работало 18 ДПД - 668 человек, Дружины имели 70 обозов.
Добровольные пожарные дружины организовывались в городах, на промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, сельских населенных пунктах.
В 1934 году во вновь образованном общесоюзном Народном комиссариате внутренних дел было учреждено Главное управление пожарной охраны, на которое было возложено общее руководство пожарным делом в стране. На ГУПО и его местные органы пожарной охраны было возложено осуществление Государственного пожарного надзора.
В это время вновь созданы пожарные команды в районных центрах - Белебелке, Волоте, Любытине, Молвотицах, Лычкове, Батецкой, Шимске, Мошенском, Хвойной, Неболчах, Залучье, Уторгоши. В первое время они имели на вооружении конные насосные и бочечные хода, позднее к ним поступили мотопомпы, а затем и автонасосы.
Из рядов пожарных выросли крупные руководители народного хозяйства. В 1924 году в пожарной команде огнеупорных заводов в г.Боровичи работал бойцом ЛОГИНОВ Федор Георгиевич, который впоследствии стал известным гидростроителем, а с конца 1954 года министром строительства электростанций СССР.
Уроженец деревни Большая Уторгош ОБУХОВ Федор Васильевич длительное время работал начальником Главного управления пожарной охраны МВД СССР, а начал с члена ДПД родной деревни.
17 марта 1929 года в городе Боровичах возник крупный пожар на заводе в поселке Вельгия. Огонь угрожал уничтожением всего большого производственного корпуса. Необходимо было срочно перекрыть дверные проемы, через которые огонь мог беспрепятственно рспространиться на негорящую часть здания. Для перекрытия дверей направился свободный от дежурства, но выехавший по тревоге на пожар, помощник начальника пожарной команды огнеупорных заводов ЕМЕЛЬЯНОВ Степан Емельянович с двумя бойцами. Помещения были сильно задымлены. Бойцы в дыму потеряли сознание и Емельянов их вынес на свежий воздух. Сам же один направился на третий этаж. Находясь в сильно задымленных помещениях Емельянов стал терять силы, но тем не менее он добрался до открытого дверного проема, последними усилиями навалился всем телом на противопожарную дверь, закрыл ее, но сам выйти не смог. Расространение огня было остановлено. Спустя несколько лет, его сын, продолжая дело отца поступил на учебу в Ленинградский пожарный техникум, успешно закончил его и был направлен для продолжения службы в пожарную охрану столицы-Москву.
Он длительное время занимал руководящие должности в управлении пожарной охраны Москвы (начальник отдела, зам. начальника управления), руководил пожаротушением многих крупных пожаров, имел многие правительственные награды за успешную ликвидацию пожаров, возник ших в годы войны. В настоящее время внук Степана Емельяновича служит командиром бригады пожарной охраны Москвы.
Пожарная охрана области в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Немецкая авиация стала бомбить не только военные объекты, но и мирные города.
Город Старая Русса. 12 июля 1941 года 13 фашистских бомбардировщиков сбросили бомбы на промышленные и другие объекты. Возникли пожары. Очень сложная обстановка сложилась на возникшем пожаре авиагородка - горели производственные здания, 3-х этажная контора и другие постройки. Пожарные приступили к тушению пожара, но вражеская авиация вновь подвергла бомбежке горящий объект. Бомбы были сброшены также и на пожарные автомобили. Одна из бомб разорвалась вблизи автонасоса у которого находился шофер ЗАЛОГИН В.А. Были выбиты стекла автомобиля, пробиты пожарные рукава, двигатель заглох и подача воды на тушение прекратилась. Как только вражеские самолеты удалились, Залогин В.А. сумел быстро устранить неисправности и завести двигатель. Подача воды возобновилась, что позволило с минимальным ущербом ликвидировать крупный пожар, спасти оборудование и предотвратить разрывы баллонов с кислородом, находящихся рядом с пожаром и подготовленных к эвакуации по железной дороге в тыл.
19 июля 1941 года от бомбежки возник пожар на железнодорожной станции. Начались взрываться боеприпасы, находившиеся в горящих вагонах.
Одновременно горело 13 жилых домов. Пожар принял огромные размеры. Политрукпожарной команды КУЛАКОВ П.В., начальник караула ФЕДОРОВ И.И. и командир отделения СЕНКЕВИЧ Л.И. несмотря на взрывы и разлетающие осколки, продвинулись по канаве, идущей вдоль железной дороги, подошли к горящему составу, отцепили 12 вагонов с боеприпасами и другим военным снаряжением, которые паровозом были удалены с места пожара.
29 июля 1941 года бомбежке подвергся центр города и район льнозавода. Возник большой пожар. Одна из бомб попала в пожарное депо.
7 августа пожарная команда по приказу командования своим ходом эвакуировалась на восток области.
Город Новгород. 24 июня 1941 года горд в первый раз подвергся бомбежке вражескими самолетами. Возникшие пожары в районе Ильинской улицы были успешно потушены. Тушение пожаров имело также целью сбить ориентир для противника т.к. дым, а ночью зарево пожарищ позволяли противнику вести прицельный огонь по объектам города. В то время в пожарных командах бойцами работали женщины, мужчины были только начальники караулов и начальник команды.
Бомбежки города происходили каждый день, возникали многочисленные пожары. Большой пожар был вблизи ликероводочного завода, возникшего от бомбежки. Последствия этой бомбежки были ужасными - на площади у ларьков находилось много гражданского населения и в эту массу людей попала большая фугасная бомба. Как вспоминают участники тушения этого пожара: ГУСАРОВА П.Г., ГУСЕВА Л.А., ПАВЛОВА Г., ПАЛАНИНА И.Ф.(бывшие бойцы пожарной команды) и ЦВЕТКОВА П.Т. -политрук команды, было настолько много убитых и раненых людей, что рукавные линии пришлось прокладывать вблизи их - “кровь лилась рекой”. Пожары чаще всего возникали вблизи железнодорожных путей, где сосредотачивались вагоны с воинскими частями и грузами. Тушение пожаров производилось под бомбежкой. Политрук команды вспоминает: “При пожаре мельницы очень хорошо работал шофер КОВАЛЕНКО Григорий, не взирая на взрывы бомб он не отходил от своего автонасоса и подача воды на тушение производилась непрерывно. При налетах самолетов ему неоднократно приходилось нырять в воду”. Одной из бомб разрушило пожарное депо и вывело из строя пожарную машину.
Работали пожарные в сложнейших условиях, но свою задачу выполнили успешно. 1 августа 1941 года начальник штаба Северо-Западного фронта генерал Ватутин за успешную борьбу с пожарами объявил благодарность начальнику пожарной команды БОГДАНОВУ Б.А., политруку ЦВЕТКОВОЙ П.Т. и всему личному составу команды. За боевые заслуги политрук ЦВЕТКОВА П.Т. награждена орденом “Красная звезда”.
Кроме тушения пожаров личный состав команды выполнял и другие задания. Во исполнение приказания командующего обороной Новгорода генерала КОРОВНИКОВА И.Т. пожарные переправились на занятый немцами левый берег Волхова и уничтожили находившиеся там плавсредства, чем задержали переправу немцев на Торговую сторону.
18 августа 1941 года личный состав пожарной команды выехал из Новгорода в город Боровичи, где продолжал пожарную службу.
Город Малая Вишера. На железнодорожной станции сосредоточилось большое количество вагонов с военными грузами. В городе находились воинские части. В августе 1941 года город подвергся сильнейшей бомбардировке. Загорелись вокзальные постройки, жилые дома, школа, военкомат, склады, детские учреждения. Особенно ожесточенно авиация бомбила железнодорожный узел. Также возникли пожары на станциях Гряды, Большая Вишера, Красненка, Мстинский мост, расположенные на Октябрьской магистрали. Малая Вишера обстреливалась также бризантными снарядами дальнобойных орудий.
В этих условиях, не жалея сил, самоотверженно, полуголодные днем и ночью тушили пожары личный состав городской пожарной команды. При тушении пожаров особенно отличились начальник команды ИВАНОВ Иван Яковлевич, начальник караула АНДРИАНОВ Петр Григорьевич, представитель УПО УВД Ленинградской области ВОЛКОВ Александр Прокопьевич, награжденные орденами.
Работа пожарных инспекторов в то время была направлена на организацию населения на обмазку глиняным, известковым растворами деревянных конструкций чердаков зданий. Это делалось для снижения опасности загорания конструкций при попадании зажигательных бомб, которые противник сбрасывал на населенные пункты в громадном количестве. Успешно работали инспектора: ТИХОНОВ, ЖЕЛЕЗНЯК, ЯЦУЛЯК. Поздне Тихонов и Яцуляк добровольно ушли в партизанский отряд и погибли в борьбе с врагом.
Город Тихвин. В городе находилась эвакуированная из Чудова пожарная команда. Утром 14 октября 1941 года над железнодорожной станцией появились вражеские самолеты. Станция была забита эшелонами, в которых ехали эвакуированные из Ленинграда дети, женщины, раненые воины. Рядом стояли готовые к отправке составы с боеприпасами, вооружением, продовольствием, цистерны с бензином. Фашисты разбомбили стрелки и “закупорили” станцию. Одна из бомб попала в вагон с боеприпасами, другая в вагон с эвакуируемыми. Осколок бомбы пробил основание 50-ти тонной цистерны. Бензин загорелся. Пожарные и железнодорожники срочно эвакуировали за пределы станции людей. Пожарные проложили рукавные линии для тушения пожара и создания условий для расцепки состава и угона негоревших вагонов. Но... вдруг раздался взрыв. Столб пламени поднялся на громадную высоту. Но пожарные не дрогнули. Под руководством политрука команды СЕЧЕНИКОВА Алексея Николаевича тушение пожара продолжалось до полной его ликвидации. При взрыве погибли боец Чудовской пожарной команды ФАДИН Н.П. и командир этой же команды ЗАГЛЯДОВ П.Д. По окончании войны Сечеников А.Н. работал в отделе пожарной охраны области, в 1967 до ухода на пенсию работал начальником пожарной части химического комбината.
Крестцы. Во время войны в Крестцах распологались армейские базы, откуда происхолило снабжение войск.
В Крестцы были эвакуированы пожарные команды из Старой Руссы и других городов. Пожарную службу возглавлял КУЛАКОВ Павел Васильевич, начальником команды был ЕРОПКИН, политркком НЕЗЯЕВ. В поселке размещалось несколько госпиталей. Зимой 1943 года в одном из госпиталей возник пожар. В качестве осветительных приборов использовались коптилки, которые заправлялись лигроином. Коптилки были в виде лампад из гильз или консервных банок. Одна из коптилок была санитаркой опрокинута, лигроин вспыхнул и разлился. Загорелось в лестничной клетке. Окна ввиду отсутствия стекол были забиты досками и это сильно затрудняло эвакуацию больных. Из-за отсутствия вблизи водоисточников, тушение было весьма трудным, но удалось всех больных эвакуировать и сохранить здание.
Эвакуация пожарных команд.
В первый период войны противник ценою громадных потерь сумел временно занять часть советской земли. Примерно половина территории нашей области оказалась захваченной фашистскими ордами. В этих условиях встала необходимость срочной эвакуации промышленных и других объектов, жителей, скота из прифронтовых районов.
Пожарные команды городов, выполнив задачи, поставленные советскими и военными органами по ликвидации пожаров на жизненно важных участках и в частности железнодорожных станциях, местах сосредоточения военного снаряжения, боеприпасов, продовольствия, по приказу вышестоящих органов эвакуировались на восток.
Все пожарные команды, за исключением Залучской успешно провели эвакуацию.
9 июля в Старую Руссу прибыли по эвакуации пожарные команды городов Порхов, Дно, Сольцы, поселка Волот. Из Старой Руссы эти команды вместе со Старорусской эвакуировались 7 августа и двигались по маршруту: Старая Русса - Парфино - Крестцы. Старорусская команда была оставлена в Крестцах, где было сосредоточено большое число войск, создавались резервы военного снаряжения, боеприпасов, продовольствия, а также развернулись военные госпиталя. Остальные направились в Валдай и Боровичи.
Новгородская пожарная команда эвакуировалась 18 августа по марщруту: Новгород - Новоселицы (мост через Мсту был разрушен) - Малая Вишера - Боровичи. В Боровичах личный состав, частично работал в пожарной команде, организованной в поселке Вельгия, частично во вновь организованной пожарной команде поселка Опеченский Посад.
Батецкая пожарная команда эвакуировалась по маршруту: Батецк -Оредеж - Тосно - Колпино - Ленинград. Личный состав работал в Ленинградской пожарной охране.
Шимская пожарная команда эвакуировалась по маршруту: Чудово - Грузино - Тихвин. Шимская и Чудовская пожарные команды на переправе через Волхов у Грузино подверглись бомбардировке с воздуха, в результате чего среди пожарных были раненые.
Демянская пожарная команда следовала по маршруту: Демянск - Ксечки -Рахино - Валдай. Часть личного состава затем была напрвлена в Хвойную, где были сосредоточены запасы воинских грузов и продовольствие для переброски его воздухом в Ленинград.
Молвотицкая и Поддорская пожарные команды бали эвакуированы в Валдай. Лычковская команда вместе с милицией находилась в деревнях Горка и Литовкино Лычковского района.
Залучская пожарная команда не смогла эвакуироваться и личный состав ее погиб.
Боровичская школа начальствующего состава пожарной охраны. Во время войны остро стоял кадровый вопрос. Многие мужчины были на фронте и их место заняли молодые женщины. Во всех городах требовались квалифицированные пожарные работники, а их не было. Решением вышестоящих органов в Боровичах была организована межобластная школа, которая готовила начальствующий состав пожарной охраны. Школа начала работать в ареле 1942 года. Размещалась она в здании пожарного депо по улице Пролетарской. В двух учебных группах по 25 человек каждая. Кроме того было отделение, где готовили шоферов пожарных автомобилей(размещалось в поселке Вельгия) и отделение подготовки районных пожарных инспекторов. Кадры готовились для Ленинградской, Псковской, Новгородской, Смоленской, Калининской областей и Карельской АССР. Большинство курсантов составляли женщины. Школа имела столовую, общежитие, учебные классы. Имелось подсобное сельское хозяйство, где выращивали картофель, овощи. В связи с отсутствием лошадей и тракторов обработка земли велась вручную. Срок обучения в школе был четыре, а затем шесть месяцев. В ноябре 1953 года школа была расформирована.
В годы войны и послевоенный период большинство начальников пожарных команд, инспекторов профилактики области были выпускниками этой школы.
Восстановление материальной базы пожарной охраны.
По мере освобождения городов и населенных пунктов области от немецких захватчиков сразу же начиналось восстановление разрушенного хозяйства. Возвращались пожарные команды и наряду с тушением пожаров восстанавливали пожарные депо и принимали активное участие в восстановлении городского хозяйства.
В результате войны были полностью уничтожены пожарные депо в Батецке, Чудове, Уторгоши, Поддорье, Залучье, Поле, Лычкове, Молвотицах, первой части Новгорода.
Сильно пострадали пожарные депо в Сольцах, Волоте, Старой Руссе, Демянске, второй части Новгорода и Шимска.
Вот как вспоминают бывшие работники пожарной охраны прибывшие из эвакуации в Новгород:
ГУСАРОВА П.Г. - “Мы находились в Боровичах. В январе 1944 года нас новгородцев собрали, выдали обмундирование и по железной дороге через Болого е направили в Валдай. 20 января по радио услышали об освобождении Новгорода - вот радость то была! Нас на открытых пожарных машинах отправили в Новгород. До Синего моста ехали нормально. Синий мост был разрушен и у него собралась большая колонна машин. 21 января прибыли в Новгород. Ехали по Московской улице. Город весь в развалинах. Нас разместили в церкви Жен Мироносиц. Сразу стали строить сарай для машин. Тут же пришлось тушить пожар пединститута - горел чердак и перекрытия. Бойцами тогда работали одни женщины. Водопровод не работал, воду брали из Волхова. Был сильный мороз, рукава замерзли, а сушить негде. Но пожар мы потушили. Рукава сушили в своем сарае, где поставили железную печку”.
ОЛЬХОВОЙ Л.С. - “Подъехали к Новгороду и видим - город горит. Мост через Волхов разрушен. Целые кварталы города исчезли и на их месте снежное поле с неровными, едва видимыми грудами кирпичей, да остатки фруктовых садов. Другие кварталы - только коробки домов, ряд безжизненных продырявленных стен. Пожарное депо на Софийской стороне разрушено полностью, на Торговой стороне остались только стены. Еще горели постройки Антоньева монастыря. Надо сказать, что женщины - бойцы работали хорошо и ревностно несли пожарную службу, как по профилактике, так и по тушению пожаров”.
Много теплых слов сказано в адрес политрука Новгородской пожарной команды ЦВЕТКОВОЙ П.Т. Бывший боец пожарной команды ЧЕРЕНКОВА А.В. на страницах журнала “ Пожарное дело” вспоминает: “В первый военный год, когда к Новгороду подошли фашисты я стала бойцом пожарной команды. Об этой команде, о ее людях, спасавших древний Новгород от пожаров, вызванных фашистскими бомбами, я часто вспоминаю. И прежде всего о комиссаре Цветковой. Это была замечательная женщина. Смелая, по матерински заботливая к своим бойцам. Жесткие бомбежки, пожары не щадили людей. Мне в это время было 17 лет. Однажды во время налета меня ранило, но собрав все силы я нашла свою команду и отступала вместе с нею ...”
Боец ГУСЕВА Л.А. вспоминает: “Политрук Цветкова П.Т. была второй матерью, очень хороший человек, душевный политрук, внимательная, заботливая”.
Пожарные сразу же по возвращении из эвакуации приступили к восстановлению поврежденных зданий пожарных депо и строительству временных депо в поселках, где они были полностью разрушены. В Поддорье, Залучье, Лычкове под депо переоборудовали пустующие жилые дома. Ввиду недостатка пожарных автомобилей во многих командах были введены в расчеты конные хода с мотопомпами и ручными пожарными насосами.
В 1950 году началось строительство пожарных депо в Новгороде на ул. Желябова и закончилось в 1954 году. В то же время строилось пожарное депо в Чудове.
Большое строительство пожарных депо велось в шестидесятые годы. Были построены новые кирпичные пожарные депо в Батецке, Поддорье, Белебелке, Марево, Лычкове, Неболчах, Холме, Поле, Старой Руссе, деревянное в Уторгоши. Реконструкция и расширение пожарных депо проведены в Крестцах, Демянске, Окуловке, Хвойной, Угловке.
Встала острая необходимость замены устаревших марок пожарных автоцистерн и увеличение их количества. К середине шестидесятых годов автомобили старых марок были заменены на более совершенные, во всех командах были введены в расчет машины повышенной проходимости, с большей емкостью цистерн для вывозимой воды. Начали поступать на вооружение автомобили специального назначения: связи и освещения, технической службы, механические лестницы. В крупных гарнизонах введена в расчеты газодымозащитная служба. Сначала в Новгороде, а затем в Боровичах, Окуловке, Старой Руссе введены в штаты оперативные дежурные и укомлектованы наиболее квалифицированными работниками. Организуется и успешно работает пожарно-испытательная станция. В 1967 году организована первая в области военизированная пожарная часть по охране Новгородского химического комбината.
В 1966 году профессиональные пожарные команды городов и райцентров, а также ряда объектов народного хозяйства приняты в МВД. В связи с этим были усилены отделения и инспекции Государственного пожарного надзора в городе Новгороде и во всех районах. Созданы отряды профессианальной пожарной охраны в Новгороде, Боровичах, Старой Руссе, Демянске, Окуловке. Организован учебный пункт ОПО УВД Облисполкома. Приступила к работе часть технической службы. Большинство должностей началь-ствующего состава отделений и инспекций укомлектовано специалистами пожарной охраны.
В составе отдела пожарной охраны образованы три отделения: Государственного пожарного надзора, боевой подготовки и службы, пожарной техники и службы.
Пожарная охрана области сегодня.
Современный пожар. Пожары во все времена были опасными. Но в последнее время в связи с тем, что дома и другие строения строятся из негорючих материалов, значительно сократилось применение открытого огня для отопления и освещения, уменьшением количества пожаров при которых одновременно уничтожается несколько строений, у значительной части населения появилась ошибочная уверенность, что любой пожар будет быстро, без больших и тяжелых потерь успешно потушен, а пожарная опасность стала небольшой и пожаров бояться якобы нечего. Это ошибочное и опасное заблуждение приводит к пренебрежению требований пожарной безопасности и нередкому нарушению их.
Опасность современного пожара, как на производстве, так и в быту чрезвычайно велика. Это обусловлено появлением в промышленности, строительстве, в быту сотен, тысяч новых веществ и материалов, созданных искусственно с помощью достижений химии и физики; широким исполь-зованием огромных количеств нефти, нефтепродуктов и других горючих жидкостей; горючих газов; внедрением в производство энергоемких и сложных технологических процессов нередко протекающих под огромным давлением и высокими температурами, радиактивных материалов. Большинство синтетических материалов, пластмасс при горении и даже тлении выделяют значительно больше тепла и в несколько раз больше ядовитых продуктов горения - дыма. Высокие концентрации дыма в помещениях, где находятся люди, приводят к мгновенно наступающему обморочному состоянию и люди теряют способность двигаться. Этим в частности и объясняется частая гибель людей (особенно находящихся в нетрезвом состоянии) или даже при незначительных загораниях, возникших от тлеющих окурков при попадании их на постельное белье или мебель. Большая концентрация дыма приводит к панике, потере видимости, отравлению, а высокая температура его вызывает ожоги дыхательных путей человека. На пожарах даже в жилых домах нередко происходят взрывы горючих газов, продуктов разложения горючих материалов, образующих под воздействием высоких температур при недостаточном притоке воздуха. Происходят разрывы газовых баллонов, аэрозольных упаковок, емкостей с горючими жидкостями, кинескопов телевизоров и др.
Особенно опасны пожары в зданиях повышенной этажности, а также с массовым пребыванием людей.
Каждые девять пожаров из десяти в быту происходит по вине человека, по его беспечности, неосторожности, забывчивости, небрежности. Предупредить пожары от подобных причин можно только при условии, что все граждане проникнутся чувством личной ответственности за пожарную безопасность, будут знать, что нужно делать в случае возникновения пожара. А это можно достичь путем разъяснения всем гражданам, в том числе и детям, опасности пожаров, мерам, направленным на их предотвращение. С этой целью проводится инструктаж и обучение рабочих и служащих мерам пожарной безопасности, в учебных заведениях изучаются вопросы противопожарной защиты, проводятся специальные занятия в школах и беседы в дошкольных учреждениях. Для жильцов организуется обучение по месту жительства.
В области действует пожарно - техническая выставка, учебный пункт Всероссийского добровольного пожарного общества, работают инструктора обучения граждан. На предприятиях созданы кабинеты для противопожарного инструктажа, организуются лекции и беседы.
Еженедельно по областному радио и телевидению передаются оперативные сводки о пожарной обстановке в области, переодически выступают квалифицированные работники пожарной охраны. В кинотеатрах и других местах кинопоказа демонстрируются противопожарные кинофильмы. С 1994 года на базе одной из школ города Новгорода проводились факультативные занятия с учащимися по профилю “Пожарное дело”, одновременно проводилась работа по созданию кадетской роты. 21 сентября 1996 года состоялась презентация и принятие клятвы кадетами Новгородской кадетской роты, в которой ребята 5-ого, 6-ого и 10-ого классов будут изучать пожарную технику и средства связи, вопросы пожарной безопасности и овладевать пожарно-прикладным спортом. Вдохновителями, организаторами и исполнителями профессиональной ориентации кадетской роты стали инженеры пожарной охраны, окончившие ЛПТУ МВД СССР КОРНЕВ В.А., СЕМЫКИН Д.А., ЛИПАТОВ А.П. Влияние противопожарной пропаганды на усиление пожарной безопасности населенных пунктов и предприятий трудно переоценить, однако нельзя ждать немедленных результатов, от этого вида профилактики. Для объективной оценки действенности пропаганды необходимо более разносторонне проводить анкетирование населения, анализ оперативной обстановки и динамику пожаров.