Исаченко Леонид Иванович

начальник УПО ГУВД Леноблгорисполкомов (1973–1986)

Исаченко Леонид Иванович (1926) - генерал-майор внутренней службы, начальник Ленинградской высшей пожарно-технической школы МВД СССР (1987–1991), начальник УПО ГУВД Леноблгорисполкомов (1973–1986). Заслуженный работник МВД СССР. Родился 1 августа 1926 г. в д. Азнакаево Азнакаевского района Татарской АССР.

Ровно половину своей жизни – 45 лет, Леонид Иванович посвятил благородному делу борьбы с огнем. Закончив в октябре 1949 года Ленинградское пожарно-техническое училище и начав свою трудовую деятельность помощником начальника 3-й военизированной городской пожарной команды города Ленинграда, Леонид Иванович поднялся до самых высших ступеней карьерной лестницы. В 1973 году подполковник Исаченко возглавил Ленинградский гарнизон пожарной охраны. Записи в служебных характеристиках гласят: «тов. Исаченко Л. И., имея большой практический опыт по руководству тушением крупных и сложных пожаров, работает на них смело и уверенно, боевые задачи решает тактически грамотно. Личный состав под его руководством работает энергично и слаженно, проявляя при этом мужество и стойкость.

Исаченко инициативно и творчески работает над внедрением новых прогрессивных средств техники связи и пожаротушения, а также активно работает в направлении противопожарной пропаганды и агитации среди населения». На кителе почетного ветерана пожарной охраны красуются десятки наград. В их числе ордена Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медали «За отвагу на пожаре», «За безупречную службу», «За доблестный труд» и другие.

Сегодня мало, кто знает, но всего этого Исаченко мог лишиться еще в далеком 1986-м, когда принимал на себя трудное, рисковое и весьма дерзкое решение по тушению пожара на нефтеперерабатывающем заводе в городе Кириши. Тогда мало кто верил в успех предложенного им варианта борьбы с разбушевавшимся пламенем. Однако именно стратегический план Исаченко привел к успешному завершению длившейся несколько дней битве с огненной стихией и позволил ликвидировать беспримерный по своей сложности пожар с минимальными потерями. Даже тридцать лет спустя Леонид Иванович помнит ту многодневную битву с огнем в мельчайших деталях, и называет тот пожар знаковым в своей жизни. Вот какими в его памяти остались те несколько мартовских дней 1986 года:

«На пожар я прибыл 18 марта в 08:55», – вспоминает Леонид Иванович, – «и с этого момента возглавил его тушение. На то время миру были известны пожары топливных резервуаров гораздо меньших емкостей – 3-5 тонн. Да и заканчивались они всегда одинаково – полным выгоранием топлива и разрушением резервуара. Зачастую из разорвавшейся емкости вытекал горящий продукт, вспыхивало все вокруг, порой приводя к жертвам. Страшно подумать, но если бы то же самое произошло в Киришах, огонь распространился на соседние резервуары, последствия были бы поистине катастрофические…

В ночь на 20 марта в Кириши из Москвы приехал лично начальник ГУПО МВД СССР А. Микеев. Он вызвал на пожар заместителя начальника Управления пожарной охраны города Баку полковника Сорокина, считавшегося крупным специалистом по тушению подобных пожаров. Когда он прилетел к нам, то предложил в сложившейся ситуации продолжить охлаждение резервуара до полного выгорания топлива и разрушения самого резервуара. «Другого выхода нет», – сказал тогда Сорокин. Но я с ним не согласился…

Удивительно, но у меня в голове практически сразу же выстроился четкий план тушения такого необычайно сложного объекта. Сейчас я уверен – все решения, которые я тогда принимал, мне подсказывал сам Господь. А сложность заключалась в том, что очаги горения были в самом резервуаре, на узле задвижек приемного и выкидного трубопроводов и в обваловании. Кроме того крыша резервуара была практически не тронута взрывом, что затрудняло тушение внутри, к очагу нам было не подобраться. Тогда мне в голову пришла идея перекачать бензин из горящего резервуара в пустой, резервный. Но это было не так-то просто сделать: огонь повредил автоматическую систему управления задвижками, поэтому открыть их для перекачки бензина в соседнюю емкость было невозможно. Необходимо было сначала ликвидировать факельное горение на самих задвижках, а затем открыть их вручную.

Для того чтобы подобраться к очагу было принято решение создать бруствер – своеобразный пандус, насыпь, по которой можно было приблизиться к задвижкам, установить переносные лафетные и пенные стволы, не подвергая личный состав серьезной опасности. Ведь обвалование горящего резервуара было заполнено полутораметровым слоем воды и бензина. Стоя по грудь в этой адской смеси, пожарные непрерывно охлаждали горящую емкость, готовую в любой момент взорваться.

Хочу отметить мужество пожарных, которые работали со стволами в обваловании горящего резервуара. Девять раз огонь испытывал их на прочность: при вспышках паров бензина пламя прокатывалось огненной волной, охватывая при этом площадь до восьми тысяч кв. метров. Тогда пожарным, стоящим в обваловании, приходилось буквально нырять под воду, пропуская пламя над собой. Это был удивительный героизм людей!», – вспоминает Леонид Иванович.

«В один из таких моментов произошла интенсивная вспышка паров в пеносливных камерах и внутри резервуара: пламя взметнулось на высоту до сорока метров, воспламенился бензин в обваловании, черный плотный дым окутал все кругом. Тогда сгорели более полутысячи рукавов, две автоцистерны и другое пожарно-техническое оборудование. К счастью, никто из пожарных при этом серьезно не пострадал, лишь несколько человек получили незначительные ожоги. Я считаю это настоящим чудом и главным достижением в тушении того наисложнейшего пожара… Стоит отметить, что никто за все время, что мы там работали, не роптал, и ни один человек не покинул боевого поста».

«Когда огонь на узле задвижек удалось потушить, мы попытались приоткрыть их, но нам это не удалось. Тогда я попросил директора завода сделать большой ключ-рычаг на два метра, чтобы несколько человек могли взяться за него и перекрыть вентиль. Однако нас постигла неудача – ключ сломался. Тогда рабочие завода решили найти металл попрочнее и увеличить размер ключа. Надо сказать, что все это делалось довольно быстро. И когда этот огромный ключ был сделан, силами семи-восьми человек нам все же удалось немного приоткрыть задвижку. Через небольшую щель бензин хоть и очень медленно начал перекачиваться в соседний резервуар. Мы обрадовались, но тут нас ждало еще одно испытание: вместе с бензином вниз стал постепенно опускаться и понтон, находившийся на его поверхности. А поскольку стены резервуара уже были немного деформированы, то понтон перекосился и застрял наверху, создав, таким образом, большой объем воздушно-паровой смеси – прекрасные условия для горения».

После неудачной попытки узнать место остановки понтона, руководитель тушения пожара Леонид Иванович Исаченко принял решение снять людей с крыши резервуара и сам визуально установил, где примерно мог находиться понтон.

«Я примерно прикинул, где можно вырезать окно в резервуаре, чтобы потом завести туда пеногенераторы и затушить огонь», – продолжает свой рассказ Леонид Иванович Исаченко, – «К этому моменту у нас уже заканчивался пенообразователь. Мы израсходовали запас, который был в Ленинграде и пригородах, на нефтебазах. Но к нам на помощь уже спешили коллеги из Пскова, Карелии, других областей и даже соседних республик. И вот, когда наконец-то нам подвезли запас пенообразователя, мы стали готовиться к резке окна в стене резервуара. Для выполнения этого весьма рискованного задания руководство НПЗ выделило двух газорезчиков из числа добровольцев. По возведенной насыпи к резервуару подогнали подъемник, с помощью которого рабочие вырезали отверстие размером 2,5х1,5 метра. После этого мы завели внутрь пеногенераторы. Пенная атака началась 21 марта и длилась несколько часов.

И вот – победа! Радость у всех была необыкновенная… Поистине это был тяжелый бой с огнем… Позже за этот пожар я был награжден орденом «Красной Звезды. Подобных пожаров в мире не было. И нет до сих пор. Случались сотни пожаров, когда горели резервуары разных размеров, но итог их был всегда один: бензин выгорал, резервуар рушился, нередко приводя к гибели людей, убытки были колоссальные. Нам же удалось сохранить сам резервуар и спасти основную массу бензина. Кстати, на окно, которое мы вырезали, позже поставили «заплатку» и горевший резервуар эксплуатируется до сего дня. Вот такой уникальный случай, больше в истории подобного не было».

На заслуженный отдых в 1992 году он уходил с должности начальника Ленинградского пожарно-технического училища МВД СССР (ныне Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России) в звании генерал-майора внутренней службы.

Нельзя не отметить и тот весьма немаловажный факт, что Леонид Иванович является главным инициатором строительства Гарнизонного храма Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу. Сегодня – это духовный центр петербургского Главка МЧС.

Поделиться:

Ветераны Санкт-Петербург