2018-олдтаймер-воспоминания. Не плачь, потому что это прошло, улыбнись тому, что это - было!

2018-олдтаймер-воспоминания. Не плачь, потому что это прошло, улыбнись тому, что это - было!

img
В свете разнообразных событий последних лет, время полетело ещё быстрее. Мы и оглянуться-то толком не успели, а в этом марте исполняется уже 5 лет одному, на мой взгляд, знаковому мероприятию недавнего прошлого. 2018 год. Парк Сокольники. XXVII «Олдтаймер-галлерея» Ильи Сорокина, посвящённая 100-летию советской пожарной охраны. Сегодня, как непосредственный участник и в какой-то мере организатор мероприятия, хочу поделиться своими воспоминаниями и размышлениями по теме.

 

Нужно отметить, что сам повод для организации выставки 2018 года был выбран удачно. Дата 17 апреля 1918 года стала профессиональным праздником для нескольких поколений пожарных специалистов старшего возраста. Праздник этот мы начинали отмечать ещё в молодости в пожарно-технических училищах – поэтому трепетное отношение к нему формировалось годами, вызывая ностальгию по старым временам. В СССР День пожарной охраны так и не стал официальной датой, может ещё и поэтому он ценился нами особо. У шахтёров и медиков праздники были, как и у милиции и железнодорожников… И даже у мелиораторов. А у советских пожарных своего красного листка в календаре не было. Поэтому собирались мы хоть и официально, но по неофициальному поводу.

Далее – хороша была сама точность и конкретика этой даты. Споры историков об установлении позднее Дня российской пожарной охраны не утихают до сих пор – тот ли указ, того ли царя, выбран? И как-то не вяжутся витиеватые уложения старых документов с нашей пожарной реальностью. В конце-концов советский период нам просто ближе. По внешней атрибутике – форме, оборудованию, технике, наградам… Ну и по датам.

Идея празднования удачна тем, что сам отмечаемый период советской пожарной охраны 1918-1991 годов накладывает очень удобные ограничения. Не стоит копаться в деятельности Императорского российского пожарного общества и оценивать его отношение к прогрессу в пожарном деле (например, к внедрению пожарного автомобиля). Как и не стоит разбираться в разнообразном однообразии российской пожарной техники последнего постсоветского тридцатилетия. А поскольку «Олдтаймер-галерея» – всё-таки выставка автомобильная, то эти факторы становятся очень весомыми, ограничивая возможные экспонаты выставки чёткими временными рамками.

Итак, моё знакомство с Ильёй Сорокиным состоялось где-то в конце 2017 года. Началось заочно – по телефону и по переписке. Он озвучил идею, она мне понравилась – и машина подготовки закрутилась. Надо отдать должное Илье – человеку, по настоящему увлечённому идеей, в горячие дни организации выставки работавшему буквально на износ. Но не терявшему концентрации и внимания к любым мелочам. Порой такая «дотошность» раздражала. Но если попытаться убрать эмоции – всё это было оправданным и, безусловно, пошло на пользу делу. Труд таких подвижников в наше время заслуживает всяческого уважения. Их не становится больше, сегодня они не в тренде. Ведь это – не чесать язык в видеоблоге, делая деньги из воздуха. Здесь реальное дело, огромные павильоны выставки, десятки организаций участников, уникальная техника, живые люди, настоящая жизнь! За реальное дело, за которое надо ещё и платить! Недосыпанием, усталостью, нервами.

И последнее про организаторов, что произвело очень хорошее впечатление –  Илья Сорокин щедро поделился входными билетами. Не только с пожарными, чья пожарная техника была представлена в экспозиции. Просто спросил – сколько надо? Я навёл справки в пожарных организациях, и в те дни, в наш праздник, на выставку попали все, кто захотел. Пустяк? Копейки для него? Да нет, скорее речь об отношении к людям.

Парк Сокольники. Март 2018 года.

Первые сложности начались при подборе экспонатов для выставки. Илья подходил к этому вопросу как шоумен, нацеленный на большее разнообразие экспонатов и, соответственно, на больший интерес публики. Мой подход был несколько иным – мне представлялось важным сохранить дух советской эпохи, юбилей которой мы отмечали – уделяя главное внимание соответствию экспонатов своему времени. И их исторической значимости. Так наши пожелания и колебались, словно на рычажных весах – зал № 4 КВЦ «Сокольники» был вовсе не резиновый.

Понятно, что определённому пласту экспонатов – различного рода International Harvester, Americn La France, REO и прочим «пожарным диковинам» место на таких мероприятиях гарантировано всегда. Пусть их история не касалось советской пожарной охраны, но с коммерческой точки зрения их демонстрация – беспроигрышна. Красивые, блестящие краской и никелем интересные автомобили, с восстановленным оборудованием и надраенными колоколами – это всегда особая замануха для посетителей, блестящая зазывающая обёртка. Конфеты чаще выбирают в красивом и ярком фантике. Оно и понятно. К этой части экспозиции я отношусь с уважением – труд и средства, вложенные в воссоздание таких экспонатов, колоссальны. Да и техника эта мне во многом знакома, благодаря трудам классиков зари советской пожарной автомобилизации: М.Н. Вассермана, М.Ю. Юнпрофа, Е.Ю. Тымовского, НФ. Гартье. Когда писать ещё было особо не о чем – ей нашими авторами уделялось значительное внимание. Но сегодня у нас другой повод, другие герои.

Иностранная пожарная техника.

Не буду касаться и свойственной любому «Олдтаймеру» барахолки. Забавное место, глаза разбегаются! Запчасти, ножи, самовары, разного рода снаряжение, полезные мелочи, сувениры и книги – это тема отдельного разговора и отдельного специалиста. Отмечу лишь, что хорошей идеей была организация выставки советских пожарных плакатов, развешенных по стенам павильона. Пригляделся я к ним и получил большое удовольствие! Правда, за время работы в советской пожарной охране таких образцов наглядной агитации мне не встречалось. Может просто не туда смотрел… На стену, кстати, попали и два баннера, посвящённые моим книгам. Храню их до сих пор. Большой интерес вызывал показ пожарных насосов различных конструкций, демонстрация пожарных касок, нереальный пожарный мотоцикл и реальная красавица-мотопомпа ММ-1200. Я уверен, что в те мартовские дни посетители «Олдтаймера» ни о чём не пожалели.

1. Выступление на радиостанции. 2. Рассказ об экспонатах в павильоне.

Реклама выставки свелась к рекламному выступлению на радио московских информационных спонсоров. А в самом павильоне во время «Олдтаймера» работали несколько съёмочных групп, журналистам которых пришлось давать подробные комментарии.

Ну, пора переходить собственно к выставке. Та часть экспонатов о которой мы будем говорить далее занимала всего ¼ часть павильона № 4. Всего-навсего. Но, как говорят – мал золотник, да дорог. И «XXVII Олдтаймер-галерею» Ильи Сорокина, прошедшую 7-11 марта 2018 года в КВЦ «Сокольники» я считаю весьма значимым событием в деятельности пожарной охраны ХХI века, в части касающейся пожарной пропаганды и изучения истории отечественной пожарной техники. И тогда, и спустя пять лет, я склоняюсь к мысли, что повторить подобное никому не удастся. Нет, конечно, с юности нами усвоены два хороших и во многом верных правила как раз того периода, столетие которого мы отмечали: «Кадры решают всё!» и «Незаменимых людей нет!». Конечно, пожарные выставки будут. И радостно возбуждённые посетители, конечно же, увидят и сброс воды с самолёта-амфибии БЕ-200, и инженерные машины заграждения в пожарной окраске, и неуклюжих пожарных роботов ВНИИПО, дымящие полевые кухни и кучу всякой другой интересной (и не очень) техники, окрашенной в мышиный цвет. И молодые девушки в форме МЧС будут рассказывать посетителям сказки, взятые с официального сайта. Но, перегруженные впечатлениями от окружающих красот, посетители будущих шоу и салонов не увидят самого важного – свидетелей важнейшей части реальной пожарной истории ХХ века длиной в 70 лет. Её души, оставшейся где-то там, за горизонтом, в 2018-м.

Открытие выставки. 7 марта 2018 года.

Чтож ты, Карпов, нам так краски сгустил? Поясню. Ну, во-первых, времена изменились – на успех проведения любой выставки сегодня может повлиять четвёртая волна пандемии, или в свете последних событий, например, сигнал воздушной тревоги. Это объективные факторы наступившего другого ещё более жёсткого времени, против лома которого приёма, как известно, нет…

А ведь есть ещё мощнейший пласт субъективных профессиональных обстоятельств. Пожарных автомобилей советской эпохи с каждым годом становится всё меньше и меньше. Кому из них повезёт – те встанут на пьедестал, попадут в экспозицию частного или государственного музея. Жизнь же показывает, что большинство этих автомобилей пойдёт прямиком на металлолом. Ради смешных рублей остаточной стоимости списывались и резались уникальные автомобили при Советской власти, в постсоветское десятилетие. Эпоха МЧС устранила последние сомнения – ох много, много чего мы больше не увидим. И что особенно обидно – НИКОГДА не увидим реальных автомобилей, выезжавших по тревоге, знакомых нескольким поколениям пожарных.

А что тогда останется? Бледные тени прошлого, отреставрированные мастеровитыми людьми, по их разумению и понятиям с разной степенью исторической достоверности и ответственности, порой не имеющей ничего общего с действительностью.

Примеров тому много, поисковики Сети Интернет вам в помощь. Наберите в любом «восстановленный пожарный автомобиль» и полюбуйтесь открывшимся картинкам! Ни один из них не укомплектован не то что пожарными лестницами, но хотя бы их муляжами! Ведь не зря режет глаз зияющая пустота на крышах кузовов между пеналами для всасывающих рукавов! Окраска даже старых автомобилей соответствует ГОСТу 1975 года, а какой-нибудь ПМЗ-10М гордо украшают синие маяки, которые с восстанавливаемой ретро-техники до эпохи АЦ модели 63А нужно снимать не думая – сразу! Зрелище разнообразное, яркое, но вместе с тем горькое и пугающее.

Даже не касаясь массово представленных на современных праздниках МЧС России красно-белых уродцев-самоделок, сегодня беда коснулась реально уникальных автомобилей, восстановленных руками профессионалов и даже коммерческих реставраторов. У меня лишь четыре примера, при желании их можно набрать больше: автонасос ПМЗ-18, представленный на выставке, другой пожарный автонасос, появившийся немногим позже «Олдтаймера» – московский красавец ПМЗМ-1, найденный на задворках мелькомбината. Красивый уникальный рукавный ход на базе ГАЗ-63, по-видимому, детище, восстановленное силами пожарно-технического центра (ПТЦ). И гордость экспозиции политехнического музея – редкий образец первого советского пожарного автонасоса АМО-Ф-15 с уникальным кузовом московского образца.

Пожарный автонасос ПМЗ-18 до реставрации и после. ГУП «Мосгортранс»

ПМЗ-18, найденный энтузиастами истории городского транспорта в каком-то колхозе был передан специалистам службы материально-технического обеспечения ГУП «Мосгортранс». Которые, подойдя к делу ответственно и с душой, к осени 2007 года восстановили автомобиль во всей его колхозной красе, включая поставленную в кузов кубическую бочку для воды и, неправильно собранный пожарный насос ПН-30, выведя его напорные патрубки строго назад. Работая в то время в пресс-службе ГУП «Мосгортранс», я пытался исправить ситуацию, донести до руководства предприятия важность сохранения первоисточника. Показывал книги, фотографии, но убедить не смог. И сегодня, вместо единственного в мире пожарного автонасоса ПМЗ-18, выпускавшегося массово, известного всем пожарным СССР от Белоруссии до Дальнего Востока, мы имеем «неведомую зверушку» со смешной надписью на номере АЦ-2…

Восстановленный пожарный автонасос ПМЗМ-1. Источник: https://sportishka.com

Второй пример ещё более обиден. К восстановлению пожарного автонасоса ПМЗМ-1 частники отнеслись очень серьёзно. Скрупулезно перебрали двигатель, трансмиссию, ходовую часть. Сохранили интерьер кабины, размеры и форму отсеков. Собрали по уму кузов. Казалось бы, чем можно испортить настолько качественную работу? Оказалось, сделать это проще простого. Нужно было просто посмотреть на другие пожарные автомобили и сделать так, как оно «сделано у всех» – поместить пеналы для всасывающих и напорно-всасывающих рукавов на крыше кузова. Возможно, что-то им и показалось дискомфортным – слишком задранными получились эти пеналы. Но, наверное, время поджимало, сомнения остались позади, и красавица-машина была представлена публике. Детям, наверное, она понравится. Как и взрослым, далёким от пожарного дела. Но затратив столько труда и денег нужно было довести дело до ума. На пожарных автонасосах и автоцистернах так называемой мною «московской серии» никогда не было длинных пеналов для рукавов длиной 4 м. На них вывозились четыре всасывающие рукава длиной 2 м. И крыша кузова таких пожарных автомобилей выглядела совершенно иначе. Я связывался с реставраторами, высылал фото, показывал чертежи, книги. Простая копеечная переделка могла бы вернуть уникальному автомобилю историческую достоверность. Но донести мысль не получилось. Видимо исполнители побоялись беспокоить довольных заказчиков «по пустякам»…

«Модернизированный» рукавный автомобиль (второй слева). Фото Александра Кирюхина

В шикарном строю восстановленных раритетов пожарной охраны Кирова почётное место занял рукавный пожарный автомобиль на шасси ГАЗ-63. Прекрасно скроен, качественно покрашен по ГОСТ, который появится через 10 лет после окончания его эксплуатации. Но самое главное – и тут специалисты решили «сделать как у всех» и водрузили на крышу кузова рукавного автомобиля пеналы для всасывающих рукавов. Превратив редкий экземпляр уникального автомобиля в … Просто нет слов. Хотя, оно и понятно – ни одна моя книга по истории советской пожарной техники в Киров так и не ушла. Люди там теперь историей занимаются самостоятельно. И на контакт, как показывает практика, идут не охотно...

Пожарный автонасос на шасси АМО-Ф-15 экспонат Политехнического музея.

Ну и последнее на эту тему. Наша гордость – Политехнический музей! Говорю без всякого ерничанья, как человек, бывавший в его залах ещё во времена советской пионерии. На просторах его залов затерялся уникальный образец пожарного автонасоса. По музейной легенде когда-то отданный кому-то на реставрацию и вернувшийся в экспозицию куцым уродцем без надстройки над кузовом. Что мешает восстановить автомобиль до конца? Есть масса фотографий – жизнь показывает, что есть и руки умельцев способных на это дело. Есть в конце-концов прекрасный пример аналогичного автонасоса на шасси АМО-Ф-15, восстановленного силами технической службы пожарной охраны Ленинграда в 1978 году. Фото того автомобиля украсили каталог выставки. У музея нет денег? Так там и дел-то особых нет – восстановить пару-другую балок и кронштейнов. И тут никто не хочет брать ответственность, простое дело не движется десятилетиями.

Пожарный автонасос на шасси АМО-Ф-15. Ленинград. 1978 год.

В итоге имеем, что имеем: там – госпредприятие, тут – бизнес, а вот и техслужба МЧС! О! А это всемирно известный музей! Результат на сегодня один: даже вложив в дело труд людей и деньги, продолжаем искажать свою историю, теряем память. И пусть никому из перечисленных выше не будет обидно – эти примеры не единичны. Имя им – легион.

Этих простые примеры дают лишь примерное представление о трудностях с поисками реальной исторической пожарной техники, которую хотелось бы показать людям. Казалось, всё было против нас и когда процесс подготовки к «Олдтаймеру» только начинался – успешный результат (в моём понимании) был вовсе не ожидаем.

Доставка экспонатов к месту проведения выставки.

Договориться с различными пожарными и транспортными организациями, доставить, расставить и привести технику в парадный вид, даже просто заправить на дорогу туда-обратно. Где, за чьи деньги? Куча проблем, вопросов, препятствий.

Расстановка экспонатов в павильоне.

Из современных раритетов, на выставке были представлены пожарный автонасос АМО-Ф-15 из экспозиции Политехнического музея. Красавцы-автонасосы на шасси ГАЗ-АА и АМО-4, представляющие частные коллекции и три автоцистерны: довоенные – на шасси ЯГ-6 и ПМЗ-2 и послевоенная – ПМЗ-11.

1. Пожарный автонасос на шасси ГАЗ-АА, 2. Пожарный автонасос на шасси АМО-4 3. Пожарная автоцистерна на шасси ЯГ-6

Из оборудования довоенных автомобилей наибольший интерес представляет первый отечественный центробежный пожарный насос Д-20. Посетители обращали внимание на пожарную автолестницу Metz DL-26 на шасси ЗИС-6. Все эти автомобили широко демонстрировались на салонах XXI века «Пожарная безопасность» разных лет и широко известны публике.

1. Пожарная автоцистерна ПМЗ-2, 2. Пожарная автоцистерна ПМЗ-11, 3. Пожарная автолестница Metz DL-26 на шасси ЗИС-6

Перечень техники составлялся очень ответственно. Большую помощь в этом вопросе оказал «пожарный фотограф» Игорь Жуков. Ведь мало определиться что нужно, важно решить – где брать? А поскольку география подмосковных поездок Игоря была велика, то благодаря ему решились вопросы с пожарной автоцистерной АЦ-40(131)137 и пожарным автомобилем воздушно-пенного тушения АВ-40(375)Ц50А. Ими с выставкой поделились объектовая часть города Солнечногорска и городская пожарная часть Лыткарино.

1. Пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137, 2. Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения АВ-40(375)Ц50А

Далеко не всё шло гладко. Из интересной техники, которую планировалось включить в состав экспозиции, следует отметить пожарный рукавный автомобиль на шасси ГАЗ-63 (разумеется, не кировский!) и пожарную насосную станцию ПНС-110(131)131. В каталог мероприятия попала также действующая пожарная автоцистерна ГУП «Мосгортранс» АЦ-30(66-11)184. К сожалению, эти автомобили, по разным причинам не приняли участие в выставке. Была попытка найти ещё один интересный автомобиль, когда-то охранявший от пожаров 1-й Автобусный парк ГУП «Мосгортранс» – АЦ-30(66)146, но видимо, до наших дней она не сохранилась, хотя ещё в 2006 году была в прекрасном техническом состоянии. Так наша выставка осталась без довольно широко представленных в истории советской пожарной техники пожарных автомобилей на шасси ГАЗ-66.

1. Пожарная автоцистерна АЦ-30(66)146, 2. Пожарная автоцистерна АЦ-30(66-11)184.

Можно было бы найти и хороший экземпляр АЦ-40(131)137А, но из-за внешней схожести её с моделью 137 от идеи отказались. Думается, проводись подобное мероприятие летом, в сухое время года, часть техники можно было бы разместить на одной из открытых площадок парка. Но даты проведения «Олдтаймера» изменять было нельзя. И в начале марта по обочинам и аллеям парка Сокольники громоздились громады сугробов.

1. Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М, 2. Пожарный автонасос ПМЗ-18.

Несмотря на отсутствие нескольких пожарных автомобилей, большую помощь оказало выставке ГУП «Мосгортранс», предоставившего экспозиции все свои пожарные раритеты: автоцистерну ПМЗ-9М и приснопамятный красавец автонасос ПМЗ-18. Сейчас там всё поменялось: и адрес предприятия и состав его руководства. Я же решал вопросы с людьми, которые меня знали по работе в пресс-службе предприятия лично: с бывшим начальником отдела автобусного транспорта, а в 2018-м году – генеральным директором ГУП «Мосгортранс» Леонидом Павловичем Антоновым. И если сейчас обратиться туда с просьбой о выделении техники – я затрудняюсь предсказать результат. Вообще тема восстановления и пожарной техники и образцов городского транспорта – очень болезненна. Транспортникам Москвы так и не выделена новая территория для своего интереснейшего музея, взамен отобранной у него когда-то для никчёмной и убыточной игрушки Ю.М. Лужкова под названием монорельс. Не буду сыпать соль на рану. Тот, кто в теме – скорбит со мной.

С пониманием к нашим проблемам и запросам отнеслось Специальное управление пожарной охраны (ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России») в котором когда-то я заведовал пожарной техникой. По команде его начальника, полковника внутренней службы Захарова Сергея Александровича, в экспозиции оказалась пожарная техника объектовых частей: АНР-40(130)127Б города Жуковский, АЦ-40(130)63Б из Подольска и АЛ-30(131) из Красноармейска. Два последних автомобиля я застал работая в отделе пожарной техники и средств связи Управления ГПС № 3 в 1993-2001 годах. Автоцистерна служила в ПЧ-29 Отдела ГПС № 4 города Подольска, а автолестница была единственным средством спасения с верхних этажей подмосковного наукограда Красноармейска. Эксплуатировалась она в ПЧ-32 Отряда ГПС № 21 и в указанные годы испытывалась мною лично. Очень тёплые чувства вызвала эта встреча. Как друзей старых повидал.

1. Пожарный насосно-рукавный автомобиль АНР-40(130)127Б, 2. Пожарная автоцистерна АЦ-40(130)63Б, 3. Пожарная автолестница АЛ-30(131).

Техника спецуправления готовилась к отправке на выставку очень серьёзно – проверялось техническое состояние, выделялся запас топлива (пробег по области был значительным), но и самое главное - она проходила кузовной ремонт (АЛ-30 ПЧ-32) и окрашивалась (АНР-40 ПЧ-45 и та же АЛ-30).

Отдельная история касалась пожарной автолестницы Magirus DL-37 из ПЧ-3, участие которой в выставке до самого её начала было под вопросом. Вызывали сомнения её техническое состояние (пробег предстоял из города Клин Московской области) и внешний вид. В конце-концов, благодаря воле начальника СУ ФПС№ 3 Захарова С.А., она всё же прибыла в Сокольники, но места в павильоне для неё уже не нашлось и пришлось старушку-лесенку ставить у входа в павильон, оградив её от посетителей металлическими турникетами. Столь большое внимание этот автомобиль привлекал заслуженно. Помимо долгой работы в пожарных частях УПО Московской области, это был единственный автомобиль экспозиции, связанный с трагедией в гостинце «Россия», случившейся вечером 25 февраля 1977 года. Пожарная автолестница вызывалась на тот крупный пожар, и даже принимала участие в его тушении. Но особо важной роли не сыграла – слишком долог был путь по советской столице от занесённой февральскими снегами Балашихи до Москворецкой набережной. Она прибыла позднее других.

Пожарная автолестница Magirus DL-37

Вызывали интерес пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ. Для участия в выставке удалось привлечь ПМГ-36, восстановленную работниками ГУП «Мосгортранс» и ПМГ-19М (ГУ МЧС России по городу Москве). Очень красивые пожарные автомобили с фактически идеальным внешним видом.

Пожарные автоцистерны ПМГ-36 и ПМГ-19М.

Описывать каждый экспонат, наверное, нет смысла. Перечень всей техники и виды экспозиции очень просто найти в Интернет.

Каков мой вывод из участия в данном мероприятии? Событие, наверняка стало важнейшим звеном празднования 100-летия советской пожарной охраны. Честно говоря, я не слежу за деятельностью главных управлений МЧС, и вполне возможно, что где-то прошли торжественные мероприятия с празднованием ветеранов и показом техники. Но, в чём я уверен абсолютно – такое шоу, участниками которого были мы, повторить никому не удалось. И, увы, в обозримом будущем не удастся. А хотя, да! Вспомнилась к месту поговорка про незаменимых... Если кто-то сделает лучше, с большей пользой для нашего дела – я только порадуюсь.

Всех с очередным, уже 105-м, юбилеем! Как говорится – быть добру!

У меня в шкафу вместе с пропусками на МАКС, стоит диплом частника «XXVII Олдтаймер-галереи» Ильи Сорокина, вручённый мне в последний день выставки самим Ильёй. И каждый раз я улыбаюсь когда мой взгляд падает на эту красно-чёрную грамоту в деревянной рамке. И в голове крутится мысль давно забытого автора – «Не плачь, потому что это прошло, улыбнись тому, что это – было!». Вот уж, воистину так…


                               
В статье использованы фотографии Евгения Бобылева и Александра Карпова

 

Поделиться:
img
автор книг серии «Пожарный автомобиль в СССР»