Башни Нью-Йорка. История одного научного мнения

Башни Нью-Йорка. История одного научного мнения

img
11 сентября 2001 года потрясло мир уже только тем, что масштабный теракт произошел именно в Америке, в государстве, которое взяло на себя функцию мирового «смотрящего», диктатора и господина. Двадцать один год прошел с того дня, но до сих пор на всех уровнях продолжаются споры: что, в конечном счете, стало причиной разрушения башен Всемирного торгового центра. История башен-близнецов обрастает все новыми и новыми подробностями, а еще чаще – вымыслами и откровенной ложью в угоду тем или иным интересам. Тем более важно даже сегодня и научное мнение по этой теме авторитетного профильного специалиста – Владимира Мироновича Ройтмана.

11 сентября 2001 года  19 террористов из группировки "Аль-Каида" захватили четыре пассажирских лайнера. Два из них они направили на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, еще один - на здание Пентагона в пригороде Вашингтона. Четвертый захваченный самолет также направлялся в сторону Вашингтона, однако разбился недалеко от города Шенксвилл в штате Пенсильвания. В результате терактов, помимо самих террористов, погибли 2977 мужчин, женщин и детей.

Бывший президент США Дональд Трамп считал, что башни близнецы были способны выдержать прямое столкновение с самолетом. Еще 13 сентября 2001 года он дал интервью каналу NBC News, в котором намекнул на возможное использование взрывчатки для контролируемого сноса Всемирного торгового центра.

«Это был не архитектурный недостаток...
Как мог самолет, даже 767 или 747, или что бы это ни было? как он мог пройти через эту сталь? ...
Мне кажется, что у них был не только самолет, но и бомбы, которые взрывались одновременно...
Потому что я не могу представить, чтобы кто-нибудь мог пройти через эту стену».

А вот что писал в своей книге «11 сентября: вид на убийство»  публицист Виктор Фридман:

«Построенные в 1970-м «близнецы» приносили колоссальные убытки компании-владельцу Port Authority. Они ежегодно «пожирали» миллионы баксов только на электричестве, воде, отоплении, плюс нужен был ремонт минимум на 200 млн, чтобы заменить материалы, признанные в 80-х вредными для здоровья. В первую очередь - канцерогенный асбест. Его страшно боятся помешанные на здоровье американцы. Всемирный торговый центр (ВТЦ) хотели даже снести, но власти не дали добро. Канцерогенная асбестовая пыль могла вырваться в город…
И здесь, как в сказке, появляется добрый волшебник Ларри Сильверстайн, который готов выложить за проблемный ВТЦ 3,2 миллиарда долларов. 23 июля 2001 года, за полтора месяца до трагедии, соглашение окончательно оформили. Ларри получил здания в аренду на 99 лет. Сразу выкладывать все деньги за покупку Ларри не стал, разбил их на ежемесячные платежи. И до 11 сентября выплатил лишь 14 миллионов. Зато приобретение свое застраховал на 3,6 миллиарда. Отдельным пунктом в договоре была страховка на случай теракта».

Разбором последствий террористической атаки занимались ведущие ученые из разных стран. Россию представлял доктор технических наук, профессор МГСУ и Академии ГПС МЧС России Владимир Миронович Ройтман. Он являлся руководителем группы в международном проекте Российского Фонда Фундаментальных Исследований (РФФИ) и Нидерландской Организации для Научных Исследований (NWO) «Оценка опасности и риска столкновения самолета с высотным зданием», занимался исследованиями огнестойкости зданий в условиях пожара при комбинированных особых воздействиях.

Наша справка:
Ройтман Владимир Миронович ( 1937 - 2021)
Родился в 1937 году в г. Ленинграде. В 1959 г. окончил Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева (МИСИ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». В 1963 г. поступил в аспирантуру МИСИ и в 1967 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. В 1987 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук. В 1970 г. присвоено учёное звание старшего научного сотрудника, а в 1991 г. – профессора. С 1967 г. Владимир Миронович работал в МГСУ (МИСИ им. В.В.Куйбышева), пройдя путь от младшего научного сотрудника до профессора. Присвоены почетные звания «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», «Почетный строитель России». Награжден знаком «Почетный сотрудник Академии ГПС МЧС России». Профессор Ройтман В.М. являлся академиком Национальной Академии Наук Пожарной безопасности, академиком Всемирной академии наук комплексной безопасности, член-корреспондентом Академии архитектурного наследия. На основании результатов научных исследований В. М. Ройтманом опубликовано более 220 печатных научных работ, им получено 10 авторских свидетельств на изобретения. Он является автором востребованной в инженерном сообществе  монографии «Инженерные решения по оценке огнестойкости проектируемых и реконструируемых зданий». Владимир Миронович многие годы был членом редакционных коллегий журналов «Пожаровзрывобезопасность» и Journal of Applied Fire Science (США). Под его руководством защищены одна докторская и 10 кандидатских диссертаций.

ВО ВРЕМЯ СОБЫТИЙ 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА. Мнение специалиста. Ройтман В.М.,  профессор, докт. техн. наук

Разрушение двух 110-этажных башен Всемирного торгового центра (ВТЦ)  во время атаки террористов 11 сентября 2001 года  было одной из самых тяжелых катастроф зданий в регистрируемой истории – погибло 2749 человек /1,6-8/. Эти события  выявили необходимость обратить специальное внимание на решение новой инженерной проблемы  — обеспечение комплексной безопасности высотных зданий и ряда других уникальных объектов  при возникновении, не учитываемых ранее,  вариантов чрезвычайных ситуаций. Решению этой проблемы посвящены тысячи публикаций, специальных исследований, экспертных заключений, телепередач, кинофильмов и других материалов. Возникает еще одна проблема – оценить уровень достоверности этой информации, потому что только достоверная информация позволяет разрабатывать эффективные решения (политические, социальные, инженерные и др.) по обеспечению комплексной безопасности высотных зданий и других уникальных объектов. Актуальность этой новой проблемы связана с появлением большого количества «мифов» (недостоверной информации) о событиях 11 сентября 2001 года.

Появление этих «мифов» вызывается многими причинами: от некомпетентности  авторов, непонимания ими сути проблемы до намеренной дезинформации и фальсификации фактов. Вседозволенность и безответственность большинства СМИ привели к тому, что антинаучный бред буквально заполонил страницы газет и журналов, радио и ТВ /4-5/.

В последние годы возникло новое ранее не существовавшее явление — лженаука, которое превратилось в мощную, хорошо организованную силу /4/.

Лженаука, в своих корыстных интересах, не обошла своим вниманием и огромную человеческую трагедию, связанную с событиями 11 сентября 2001 года. Возникает опасность того, что важные решения, в том числе политического, финансового, организационного, инженерного характера, могут приниматься на основе этих «мифов». Особенно опасно, когда на основе «мифов» разрабатываются обязательные нормы и правила  по обеспечению безопасности высотных зданий и других уникальных объектов при чрезвычайных ситуациях, которые затем будут реализовываться при проектировании, строительстве, эксплуатации.

Возникает необходимость изучения и анализа источников различной достоверности о событиях 11 сентября 2001 года. Это позволит дать объективную научную и инженерную интерпретацию событий, послуживших основой возникновения того или иного «мифа». Около 100 лет назад известный изобретатель Роберт Стефенсон, в то время президент Института гражданских инженеров Великобритании, сказал: «Нет ничего более поучительного для молодых инженеров, чем отчеты об авариях больших сооружений и о средствах, используемых для исправления повреждений.

Добросовестное изложение этих происшествий (подчеркнуто мной — В.Р.) и способов, которыми исправляли их последствия, имеют большую ценность, чем описание самых успешных работ. Старшее поколение инженеров обязано самой полезной частью накопленного опыта наблюдениями над авариями, происшедшими с их собственными и чужими сооружениями» / 4 /. В качестве критериев достоверности источников информации следует /5/ принимать такие показатели как компетентность, профессионализм, репутация, ангажированность ( в этом качестве рассматриваются: официально  зафиксированные свидетельства очевидцев, официальные отчеты, результаты специальных исследований  и т.п.).

Целью данной работы является анализ одного распространенного утверждения / 2,3 и др./ о развитии событий 11 сентября 2001 года во Всемирном торговом центре, которое, мягко выражаясь, является  «мифом» - недостаточно достоверной информацией.

1. «Миф» о причинах взрывов в подземных этажах башен ВТЦ во время событий 11 сентября 2001 года

В этом «мифе», ссылаясь / 2,3/ на каких-то, неизвестных специалистам, «ученых», проводится мысль о том, что «Башни Всемирного торгового центра рухнули вовсе не из-за того, что их протаранили самолеты. Нет, специалисты уверены: под несущие опоры небоскребов была заранее заложена взрывчатка…Да и свидетели говорят, что слышали громкие хлопки...».

Рис.1 Заметка в «Комсомольской правде» /2/ о причинах прогрессирующего разрушения башен Всемирного торгового центра во время событий 11 сентября 2001 года

2. Инженерный анализ причин взрывов в подземных этажах башен ВТЦ во время событий 11 сентября 2001 года

Очевидцы действительно слышали взрывы на подземных уровнях башен ВТЦ во время событий 11 сентября 2001 года /1,7-9/, но причина этих взрывов заключалась совсем в другом. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратить внимание на особенности конструктивной схемы башен ВТЦ и особенности решения инженерных систем и противопожарной защиты этих зданий. Во-первых, необходимо обратить внимание на то, что башни ВТЦ были разделены по вертикали на три противопожарных отсека, отделенных друг от друга противопожарными перекрытиями, роль который играли технические этажи (см. рис. 2).

Рис.2  Деление башен ВТЦ на вертикальные отсеки и организация лифтовой системы /1/

Внутри каждого отсека функционировали автономные инженерные системы и системы противопожарной защиты (СПЗ). В связи с этим, лифтовая система была представлена двумя типами лифтов (см. рис.2): экспресс лифты (Express Elevators), которые доставляли людей из подземных этажей зданий на пересадочный этаж (Skylobby)определенного отсека, и местных лифтов (Local Elevators), которые функционировали внутри каждого отсека, доставляя людей из пересадочного этажа на рабочие места.

На рис.3, на плане типового этажа, показано размещение лифтов внутри ствола башен ВТЦ. Из  рассмотрения рис. 3 можно сделать вывод о том, что каждый отсек сообщался с подземными этажами башен многочисленными лифтовыми шахтами экспресс лифтов.

Рис.3 План типового этажа башен ВТЦ: размещение лифтов во  внутреннем стволе башен/1/

После удара 180-ти тонного самолетов, с размахом крыльев 47 метров, были разрушены десятки несущих конструкций наружной оболочки башен ВТЦ (см. рис.4). Обломки самолетов влетели внутрь башен и повредили и разрушили неустановленное число ограждений лифтовых шахт и лестничных клеток внутреннего ствола башен, в зоне удара.

Рис. 4 Разрушение конструкций наружной оболочки башни ВТЦ-1 после удара самолета.

Топливные баки самолетов также были разрушены и  тысячи литров топлива оказались в зоне удара самолета внутри башен ВТЦ-1 и ВТЦ-2.

В результате взрыва топлива из разрушенных баков самолетов (см. рис.5), в зоне удара самолетов, внутри атакованных зданий, образовалось избыточное давление продуктов взрывного горения. Это избыточное давление взрыва привело к дополнительным разрушениям и повреждениям  легких ограждений лифтовых шахт и лестничных клеток башен ВТЦ в зоне удара и взрыва.

Рис.5. Взрыв топлива из разрушенных баков самолета в зоне удара самолета в башню WTC-2 (слева) во время атаки террористов 11 сентября 2001 года.

Огненный шквал, аналогичный огненным шарам, вырвавшимся наружу из зоны удара (см. рис.5), проник, через пробоины в ограждениях лифтовых шахт, в шахты лифтов, стрелой пронесся по шахтам лифтов, достигнув четвертого подземного уровня и вышибал двери лифтовых шахт на этом уровне /1,7-9/. Очевидцы наблюдали /1,8/ эти взрывы в подземных уровнях башен ВТЦ и отмечали /1,8/, что там, где были лифты, теперь зияли черные проломы. Удивительно, но это явление наблюдалось еще в 1945 году, когда средний бомбардировщик ВВС США, в результате потери управления, врезался в самое высокое здания Нью-Йорка – Эмпайр Стейт Билдинг /9/.

Рис. 6  Общий вид небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг, Нью-Йорк/9/

Если посмотреть на две уникальных фотографии (см. рис.7-8) с места этих далеких событий 1945 года, которые удалось найти в /9/, то можно видеть необычную картину – самолет врезался в небоскреб на уровне 79 этажа, а последующий пожар наблюдается не только в зоне удара самолета, но и на нижних этажах здания (см. рис.7).

Рис. 7. Пожар в здании «Эмпайр Стейт Билдинг» после удара самолета В-24 и взрыва топлива во время событий в июле 1945 года /9/

Причина этого необычного развития пожара, после столкновения самолета с небоскребом, становится понятной после рассмотрения второй фотографии с места этих событий 1945 года (см. рис.8).

Рис. 8. Пожар в «лобби», на 1-ом этаже небоскреба «Эмпайр стейт бильдинг», в результате распространения взрывного горения по лифтовым шахтам, после удара самолета и взрыва топлива в районе 79 этажа здания в июле 1945 года /9/

Ситуация развивалась аналогично событиям 11 сентября 2001 года. После удара самолета и взрыва топлива были повреждены ограждения лифтовых шахт и лестничных клеток здания Эмпайр Стейт Билдинг. Огненный шквал после взрыва топлива, через эти разрушения, проник в лифтовые шахты и лестничные клетки, пронесся по ним вниз, до первого этажа. Этим взрывом были выбиты  двери лифтовых шахт и лестничных клеток, что привело к возникновению и развитию пожара в «лобби» первого этажа небоскреба /9/.

Тот факт, что прогрессирующее разрушение башен ВТЦ явилось следствием столкновения самолетов со зданиями, которое привело к развитию комбинированных особых воздействий на эти объекты, типа «удар-взрыв-пожар», также подтверждается приведенной ниже кинограммой начала прогрессирующего разрушения башни ВТЦ-2 (см. рис.9).

Рис. 9.  Кинограмма начала процесса прогрессирующего разрушения здания ВТЦ-2 во время событий 11 сентября 2001 года /1/

Можно сделать однозначное заключение (см. рис. 9) о том, что прогрессирующее разрушение башни ВТЦ-2 началось в зоне удара самолета, взрыва топлива и последующего пожара. Далее, в соответствии с эффектом «домино», это разрушение развивалось до полного коллапса здания.

Таким образом, прогрессирующее разрушение зданий ВТЦ, во время событий 11 сентября 2001 года, является не следствием мифического «подрыва», а особенностями конструктивной схемы этих зданий; особенностями комбинированного особого воздействия, типа «удар-взрыв-пожар»; особенностями стойкости конструкций зданий против прогрессирующего разрушения при комбинированных особых воздействиях /6-7/.

Соответственно, «миф» о подрыве башен ВТЦ во время событий 11 сентября 2001 года  является характерным примером  «не добросовестного изложения»,  намеренной дезинформации и фальсификации событий 11 сентября 2001 года.

Литература:
1. World Trade Center Building Performance Study: Data Collection, Preliminary Observations, and Recommendations. Federal Emergency Management Agency (FEMA)  403 /May 2002, New York.
2. Комсомольская правда, № 134-т/37 (23967-т), 13-20 сентября 2007 г.
3. Аргументы и факты, № 48, 2007.
4. Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги-2 / Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. – М.: Наука, 2006. -335 с.
5. Ильин К. Ценность источников информации. – Информационная безопасность, №1-2, март-май 2006, с. 44-45.
6. Roytman V.M., Pasman H.J. and Lukashevich I.E. The Concept of Evaluation of Building Resistance against combined hazardous Effects “Impact-Explosion-Fire” after Aircraft Crash. –Fire and Explosion Hazards. Proceedings of the Fourth International Seminar, 2003, Londonderry, NI, UK, pp.283-293.
7. Ройтман В.М. Инженерные аспекты событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке при атаке террористами башен Всемирного торгового центра. – Глобальная безопасность, сентябрь 2006 года, с.30-35.
8. Debunking 9/11 Myths: Why conspiracy theories can ‘t stand up to the Facts/ Edited by David Dunbar & Brad Reagan. Hearst Books. 2006. -170 p.
9. Mann E. Empire State Building. – New-York: Mikaja Press, 2003. -48 p.

Опубликовано: Актуальные задачи и перспективы городского строительство и хозяйства// Сборник научн. Трудов. – Вып. 2. – М.: Прима-пресс Экспо, 2009. – 224. Стр. 58 — 64.


При подготовке использованы материалы из открытого доступа

 

Поделиться: