В ГБОУ г. Москвы Школа №2101 с 30 мая работает программа «Лето-2024» для ребят начальной школы со всех образовательных площадок. Каждый день – с пользой! И первый день программы заявлен как «День пожарной безопасности».
30 мая прошло интерактивное занятие от портала ВДПО.рф. За 45 минут (программа у нас очень насыщенная, и только до обеда, поэтому – быстро) мы успели поиграть с викториной «Безопасный костер» и сделать много интересного и полезного.
Как это было
Накануне. Заранее подготовили для каждого участника цветные шаблоны: фон темно-синего цвета (мы взяли ½ листа А4), 3 детали пламени (крупная, средняя и маленькая, и очень важно, чтобы огонь имел узкое основание, это будет обыгрываться), и по 7-8 «камешков» (округлые пропорциональные остальным деталям кусочки картона, важно, чтобы они были толстенькими, объемными максимально). Также нам понадобился обычный клей как для уроков технологии. И – необязательно, но добрый совет: чтобы каждый ребенок мог с гордостью показать дома работу, не потеряв и не испортив по пути, ведь портфелей в летней программе нет – мы дали файлики А5.
Час пожарной безопасности. Все вместе обсудили, как можно простыми действиями не дать огню испортить чудесный летний отдых. Оказывается, ребята в начальной школе, не все, но многие, знают: огонь можно получить трением деревянных палочек и высечь ударом камня о камень или металла о камень. Все абсолютно младшеклассники в Школе №2101 точно и уверенно знают, что огонь наносит непоправимый вред всему живому в лесу.
Возник проблемный вопрос: раз от огня только беды, то почему же люди изобретают различные способы его получения, додумались от огнива до спичек и зажигалок. Почему? И вот тут участники программы сами на свой вопрос и ответили: «А без доброго огня нам прожить никак нельзя!»
Ребятам было предложено творческое задание: собрать простейшую аппликацию из готовых деталей – «Костер туристов в ночном лесу». И об этом – подробнее. Это дидактическая игра «Сделай костер безопасным» из нового сборника методических рекомендаций «Мои безопасные каникулы», разработанного для педагогов летних программ и оздоровительных лагерей.
Именно поэтому все детали были подготовлены заранее – свободные поля имели значение не только эстетическое. Мы обратили внимание детей, когда обсуждали сюжет и композицию – надо расположить самый большой фрагмент пламени в центре, затем собрали еще две детали. Получилось веселое яркое пламя теплого и мирного костра.
А дальше ребят попросили ответить на вопрос: «Мы назвали нашу композицию «Костер туристов в ночном лесу». С тем, что ночь изображена, понятно, тусклый темно-сине-лиловый фон. А где же тут лес? Он не поместился?».
Удивительно, но дети сразу дали ответ: «А его здесь и не должно было быть! Он - в отдалении. Под деревьями, возле них костер разводить запрещено!».
Но мы продолжали задавать вопросы: «Костер туристов. А почему не «забытый костер», «загорелась трава»?»
Ребята нашлись: «костер горит в одной точке, аккуратно. А пал травы расползается очень быстро, захватывая большую площадь».
Подводим их к мысли, что по определению пожар – это неконтролируемый процесс горения вне планового очага. А туристы – люди грамотные, и умеют организовывать именно очаг. Так, как это делали и наши древние предки – плотно обкладывать подготовленное костровое место крупными камнями. И тут снова ответ на вопрос о том, почему не только деревьев нет в нашей лесной композиции, но и травы: ее сняли дерном и отложили в прохладное место как раз под деревья, те самые, которые в отдалении.
И финальное задание этой игры – сделать костер безопасным, то есть обложить его камнями. Это задание имеет психофизиологический смысл, начиная от развития мелкой моторики, так как каждый «валун» примерно 1 см в диаметре, и заканчивая тем, что ребенок, приклеив 7-8 таких фигурок, невольно повторяет, а мы это и вслух повторяем: костер надо сделать безопасным.
Пока работы сохли, мы вспомнили основные средства пожаротушения, какие у них характерные признаки, и поиграли в игру средней подвижности из картотеки игр сборника: игра на внимание с повторением действий в разном порядке «Насос, огнетушитель и вода». И в конце поставили короткую сценку, в которой участвовали все: «Салютик» - веселая история про маленькую гордую Спичку, Огонек и их друзей.
Наше впечатление. Да, удобно, что все идеи собраны в одном месте, от поделок до игр и интеллектуальных заданий, мультфильмов. Удобно, что это конструктор – у нас в программе своя специфика и по возрасту ребят, и по насыщенности другими обязательными занятиями и режимными моментами. Поэтому выбрали то, что отвечало нашим запросам, и сложили в целостное мероприятие.
Никитина Кристина Валерьевна и Солодухина Виктория Михайловна,
Учителя начальных классов ГБОУ города Москвы «Школа №2101».
Справка от портала ВДПО.рф: В.М. Солодухина за программу «Наше лето яркого цвета» в 2023 г удостоена 1 места в конкурсе методических разработок ВДЮОД «Школа безопасности».