Екатеринбургское ВПО: начальники отрядов и почетные члены

Екатеринбургское ВПО: начальники отрядов и почетные члены

img
По данным печатных изданий того времени почетных членов общества, как и начальников отрядов, избирали или утверждали на каждом общем собрании. В разные годы в составе почетных членов Екатеринбургского вольного пожарного общества появлялись такие знатные персоны как: Ф.А. Соснин, Петр Олимпович Телегин, Г.И. Протопопов, А.И. Петров, А.Я. Колотилов, М.М. Заспанов. Все они были состоятельными людьми и жертвовали на развитие Екатеринбургского вольного пожарного общества большие деньги. О некоторых начальниках отрядов и почетных членов в разные годы существования Екатеринбургского вольного пожарного общества…..


Начальник трубного отряда - ЯТЕС Фома Егорович (1840 г. - 1919 г.)

Родился в семье английского специалиста, работавшего на механическом заводе в Колпино. В начале 1860-х с братьями (Василием, Федором, Фомой) приехал на Урал. Четверо молодых англичан — три брата и племянник: Томас, Джон, Альберт и Вильям, наслышанные о богатствах Урала, приехали в его столицу с наивным намерением организовать с английским размахом выгодную добычу золота в окрестностях города. Альберт вернулся на родину, а старший брат Томас (на русский лад его чаще всего называли Фомой Егоровичем, реже — Иваном Егоровичем), воспользовавшись отъездом своего родственника в Тюмень, приобрел у него в Екатеринбурге машиностроительный завод. Предприятие было расширено и обновлено в техническом отношении.

После тщательного изучения конъюнктуры уральского рынка Фома Ятес совместно с Джоном строит бумажную фабрику на реке Пышме в окрестностях известного курорта Курьи близ Сухого Лога. Окрепнув в финансовом отношении, Фома Ятес приобрел в центре города в тупике Почтовой улицы внушительный двухэтажный особняк. Он сохранился до нашего времени и находится почти рядом с почтамтом (Пушкинская, 19) на задах памятника изобретателю радио А.С. Попову. Здание возвели в 1830-х годах по проекту знаменитого уральского архитектора М.П. Малахова. С 1841 года особняк приспособили под почтовую контору с комнатами для приезжих. В феврале 1892 года в этом доме Ятесы устроили первую в Екатеринбурге телефонную станцию на 100 номеров, а спустя четыре года, почти вслед за изобретением Люмьеров, продемонстрировали уральцам необыкновенные возможности кино.

О человеческих качествах Ф.Е. Ятеса известно немного, а то, что сохранилось в памяти потомков, весьма противоречиво. С одной стороны, в традициях XIX столетия уральские заводчики подвергали рабочих нещадной эксплуатации. Не были исключением и предприятия Ятеса, на которых не однажды вспыхивали забастовки. Разумеется, хозяин не мог руководить своими фабриками непосредственно, он это делал через управляющих делами. Рабочие это видели, их недовольство росло. С другой стороны, существуют опубликованные материалы, в которых современники рассказывают о Фоме Ятесе с теплотой и уважением, особенно когда речь шла о семейном круге. В 1902 году Ф.Е. Ятес скупает на торгах акции обанкротившейся фабрики А.И. Щербакова в Заводоуспенке и становится ее владельцем. Управляющим фабрикой назначается сын Ятеса-старшего Вольтер Иванович, или по некоторым документам — Владимир Фомич.

Первые годы XX столетия для екатеринбуржца Фомы Ятеса ознаменовались самой выгодной сделкой с тюменским купцом первой гильдии И.И. Игнатовым, владельцем судостроительного Жабынского механического завода на Мысу. В 1905 году он сдал в аренду свой завод Ф.Е. Ятесу, и к нему перешло реальное владение судоверфью. Накануне революции 1917 года завод продали с молотка, а в первые годы советской власти его национализировали.

Начальник лестничного отряда - ЕРМОЛАЕВ Иван Иванович (…- после 1889 г.)

Ермолаев Иван Иванович

Гласный городской думы г.Екатеринбурга, владелец завода, член екатеринбургской городской управы, был председателем театральной дирекции, обладал замечательным тенором и пел в оперных спектаклях.

Усадьба купцов Ермолаевых рубежа XIX–XX веков, которая является объектом культурного наследия, располагается на улице Сакко и Ванцетти, 58а. Жилой дом построен в 1900-х на усадебном участке купца Ермолаева. Автор проекта П. К. Соболевский.

Из слов нынешней собственницы здания:

«Я нашла потомков Ермолаевых, мы встретились. Кто-то живёт в Москве, кто-то – в Екатеринбурге. При реконструкции здания обнаружили именные кирпичи.  На полу отдельной кучкой лежат кирпичи с клеймом "Завод Ермолаева". Кирпичи были изготовлены на заводе хозяина усадьбы - купца Ивана Ивановича Ермолаева в Екатеринбурге. Хозяйку звали Александра Ермолаева. Более полных сведений о его владельце и сроках работы завода пока получить не удалось».

Кирпич завода Ермолаевых

По одному такому кирпичу нынешняя собственница Светлана подарила на память потомкам семьи Ермолаевых.

Начальник отряда водоснабжения - ДМИТРИЕВ Василий Иванович

Купец 2-ой гильдии. Его отец – Иван Петрович Дмитриев, приехал в Екатеринбурге в вначале 1850-х гг., числился казанским купцом 3-й гильдии.  Брат – Михаил Иванович Дмитриев. После смерти отца два брата какое-то время продолжали торгово-промышленные операции на Южном Урале, но со временем они перенесли центр своей коммерческой деятельности в Екатеринбург. Именно в этот период они учредили торговый дом «Братья Дмитриевы», во главе которого встал старший брат Михаил, получивший статус екатеринбургского купца 1-й гильдии. Василий Иванович в соответствии с законами того времени стал именоваться купеческим братом. В начале 80-х гг. братья купили здание на Успенской улице под №16 (Вайнера, 16) и возможно в этот же период стали собственниками дома № 25 на Главном проспекте. Братья Дмитриевы обзаводились домами, преследуя, прежде всего, коммерческие цели. Часть помещений этих зданий они использовали для размещения собственных торговых заведений, а остальные сдавали в аренду екатеринбургским и иногородним торговцам. Помещения в доме, который главным фасадом выходил на Кафедральную площадь, пользовались большим спросом, поэтому недостатка в арендаторах Дмитриевы не испытывали.

После смерти в 1891 г. Михаила Дмитриева дом № 25 некоторое время спустя стал единоличной собственностью его младшего брата, продолжившего предпринимательскую деятельность и сохранившего старое название фирмы - Братья Дмитриевы».  В начале XX в. Василий Дмитриев попал в тяжелое финансовое положение: сумма его долгов составила 835 тысяч рублей. В октябре 1904 г. он был объявлен несостоятельным должником, после чего конкурсное управление начало распродажу его имущества. Какое-то время спустя дом № 25 перешел купцу Степану Логинову и его наследникам.

ПОЧЕТНЫЕ ЧЛЕНА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ВОЛЬНОГО ПОЖАРНОГО ОБЩЕСТВА

ДРЕЗДОВ Александр Януарьевич (21 октября 1842 г.- 4 сентября 1891 г.)

Родился в г. Екатеринбурге. В 1861 г. одновременно окончил Екатеринбургское окружное и Уральское горное училища, горный техник. С 1861 г. – служащий Уральской химической лаборатории, с 1862 г. – младший пробирер лаборатории. В 1864 г. вышел в отставку.

С 1865 г. – преподаватель пробирного искусства в Уральском горном училище. В 1868 г. назначен старшим пробирером Уральской химической лаборатории. В 1876 г. работал в экспедиции А.П. Карпинского. С 1877 г. – преподаватель химии в Уральском горном училище.

В 1882 г. и 1885 г. временно исполнял обязанности управляющего Уральской химической лаборатории и золотосплавочной. Работая в лаборатории, провел химические анализы железных руд, каменного угля Егоршинского месторождения, минеральных вод, хромистого железняка.

Участник общественной жизни Екатеринбурга: с 1870 г.  действительный член Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), с 1871 г. по 1876 г. хранитель его музея, с 1884 г. член общества спасения на водах, с 1879 почетный и действенный член вольного пожарного общества. Являлся автором ряда статей на тему пожарной безопасности. Награжден орденом Святого Станислава III степени (1883). Коллежский асессор.

«О пожаре 22 Октября (см. № 14-й „Екатеринб. Недели“). Нам сообщают еще следующие подробности: — первый, кто заметил этот пожар, был член пожарной Дружины Дрездов, который проезжал в это время по Верх-Исетскому бульвару и, заметив, что из дома Васильева показывается подозрительный дым, поспешил туда, а кучера своего послал дать знать полиции. На месте пожара не было никого, даже из соседей; с крыльца задней половины дома валил дым, а в самом доме слышались неистовые крики перепуганных двух молодых женщин, которые были там одни с ребенком,- Сам-же Васильев с женой, как уже известно, отлучился в этот день в Новый завод на праздник. Г. Дрездов помог растерявшимся женщинам выбраться из дома на улицу, вытащил туда-же, из наполненной дымом комнаты, ребенка и затем принялся, вместе с собравшимся людом, вытаскивать вещи. Ими же разломан был смежный с домом забор, вследствие чего пожарная команда, по прибытии, могла беспрепятственно въехать на двор и тотчас-же приняться за дело.— Усиленно закипела работа, члены лестничного отряда Дружины слились с пожарными, и результатом всех этих действий было локализирование пожара на одном доме:— находящееся близь самого дома амбары с запасом сухого дерева были отстоены. Мы с удовольствием отмечаем факт распорядительности Г. Дрездова, полагая, что и остальные члены Дружины, в подобных случаях, точно также не растеряются, и принятия ими, до прибытия пожарной команды, меры окажутся одинаково целесообразными.»

Екатеринбургская неделя №15, 31 октября 1879 г.

СОСНИН Филипп Алексеевич (1828 - 1911)

Соснин Филипп Алексеевич

Родился в Шадринске. Получил домашнее образование. Купец 2-й и 1-й гильдии, благотворитель, общественный деятель, потомственный почетный гражданин. В 1870 г. приобрел водяную мукомольную мельницу близ Каменского завода в Камышловском уезде. Крупчатка соснинской мельницы сбывалась в разных населенных пунктах, причем немалая ее часть сбывалась в Екатеринбурге, где у Соснина имелись оптово-розничные торговые заведения. На улице Уктусской 22 (ныне ул. 8-Марта) у него был построен большой 2-х этажный дом. Улица Уктусская в Уральской столице слыла улицей мукомолов, там стояли красивые городские особняки самых успешных мукомолов Урала.

До сентября 1904 г. гласный Камышловского земства, гласный Шадринской городской думы (1872–76, 1898–1902), с 1872 г. по 1875 г. помощник директора Шадринского общественного Д.Д. Пономарева банка, с 1883 г. по 1900 г. почетный смотритель Шадринского городского училища, с 1900 г. по 1903 г. председатель попечительского совета Шадринского Мариинского женского училища.

Действительный пожизненный член екатеринбургского отдела Императорского православного Палестинского общества с 1908 г. по 1910г., с 16 октября 1896 г. почетный член Екатеринбургского вольного пожарного общества и попечительства Каменского детского приюта. Пожертвовал каменное двухэтажное здание с пристройками стоимостью 25 тыс. руб. для Шадринского городского училища (1891); 1000 руб. в Общественный Пономарева Банк как вечный вклад, проценты которого шли в пользу причта Шадринского Спасо-Преображенского собора (1899); каменный дом и 25 тыс. руб. Шадринской женской богадельне (1900); двухэтажный каменный дом с надворными постройками Каменскому детскому приюту (1900).

Награжден золотой медалью «За усердие» для ношения на шее на Андреевской ленте (1892), благодарностью попечителя Оренбургского учебного округа за пожертвования Шадринскому городскому училищу (1894); орденом св. Станислава 3-й степени (1896), орденом св. Анны 3-й степени (1903); медалью российского общества Красного Креста в память Русско-японской войны (1907), получил звание коммерции советника (1909). Умер и похоронен в Шадринске.

ТЕЛЕГИН Петр Олимпович (1875 г. - после 1911 г.)

Купцы Телегины – это представители уважаемой семьи, внесшие огромный вклад в процветание Уральской земли. Занимались Телегины текстильным и швейным производством. Семью Телегиных знал весь Екатеринбург, но прославились они не столько торговыми делами, сколько своим меценатством. У истоков династии стоял купец второй гильдии Арсений Стефанович, который родился еще при Екатерине Великой. Его сын Ефим приумножил капитал отца и смог стать уже купцом первой гильдии.

В доме купцов Телегиных на ул. Вайнера, 14 некогда находилось известное страховое общество «Россия». Здание было построено в 1890 году в стиле эклектики с необычной для того времени барочной лепниной. На нижнем этаже располагался магазин, на втором этаже — конторы, а сами Телегины жили на улице Уктусской (ныне улица 8 Марта). Они не стремились к богатству, не открывали один за другим магазины, но при этом дела их шли успешно, что позволяло им отдавать крупные суммы на благотворительность.

Так, например, на деньги Телегиных была построена Ивановская церковь и изгородь Ивановского кладбища. Пожалуй, Телегины единственные купцы Екатеринбурга, чьи могилы до сих пор сохранились.

Традицию жертвовать деньги нуждающимся продолжил сын Олимпия Петр. Помимо коммерческой деятельности он известен еще и как профессиональный актер под псевдонимом «Заречный». Но при этом продолжал быть меценатом.

Всю свою жизнь Петр был членом Екатеринбургского вольного пожарного общества и жертвовал на его развитие большие деньги, состоял в обществе покровительства животным, являлся старостой Александро-Невской церкви.

После Октябрьской революции Петр Телегин был вынужден эмигрировать в Китай. Когда он умер и где похоронен - не известно. На Ивановском кладбище находится их семейный склеп. Телегины получили звание почетных граждан города.

Поделиться:
img
начальник отдела противопожарной пропаганды Свердловского областного отделения ВДПО