Есть что вспомнить…

Есть что вспомнить…

img


История чрезвычайного ведомства страны в следующем году отметит свое 35-летие. Срок для государственной структуры небольшой, однако, сделано за эти годы было очень многое. Главное – создана достаточно эффективная система спасения, оказания помощи населению, отдельным гражданам, оказавшимся в той или иной чрезвычайной ситуации.

17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР было принято решение об образовании Российского корпуса спасателей, основанное необходимостью обеспечения постоянной готовности к организованным и эффективным действиям в случае возникновения экстремальной обстановки, вызванной стихийными бедствиями, крупными авариями и другими подобными явлениями, организации работ по их профилактике и предотвращению. Вслед за первым шагом последовал и второй: 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС), впоследствии переименованный в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).

В канун Дня спасателя мы традиционно обратились к ветеранам поисково-спасательной службы России с просьбой поделиться своими воспоминаниями.

Одним из первых откликнулся заслуженный спасатель России Игорь Александрович Ноздрин:

«С учетом того, что в спасательных формированиях пришлось мне поработать не много, не мало, 38 лет, ситуации были самые разные. Были подъемы, были спуски, но когда развалилась большая советская страна, сложилось очень тяжелое положение. И действительно, было очень приятно и радостно, что создали комитет, в который мы – профессиональные спасатели профсоюзных советов по туризму и экскурсиям – успешно вошли всем составом. У нас была создана Сочинская территориальная поисковая спасательная служба, и я был назначен ее руководителем. После затянувшегося застоя и очень сильного упадка пошло движение вперед. Сначала мы начали создавать базу в Красной Поляне. Правдами и неправдами мы приобрели какое-то небольшое здание на территории города Сочи. И вот уже после пяти лет мне удалось, ну не мне, а нам удалось сделать первый праздник. То есть собрать коллег, и, в общем-то, получилось так, что министр даже приехал на наш первый юбилей. Родилась традиция отмечать каждое пятилетие, по-моему, и по сегодняшний день, ребята стараются не забывать ее.

Следующее событие, которое было и радостным, и достаточно значимым -– мы все-таки общими усилиями и при поддержке министерства построили учебный центр на территории Красной Поляны. И, в принципе, наверное, в том числе и это послужило толчком привлечения Красной Поляны для проведения Олимпиады. И что самое главное, мы видели перспективы развития. Началось объединение отрядов. Сначала Краснодарский край, потом отдали и территорию всего Северного Кавказа – появился региональный отряда. Забот прибавилось, но продолжилось и движение. Удалось построить неплохое здание для отряда в Приэльбрусье.

Еще вспоминаю, что когда был юбилей у руководителя эльбрусских спасателей Бориса Османовича Тилова , царства ему небесного, на сегодняшний день его уже с нами нет, не могли мы приехать в связи с тем, что три человека были в зарубежной командировке, я извинился и сказал, Боря, ну мы точно не сможем приехать, потому что эту командировку отменить нереально и мы можем послать тебе поздравительный букет цветов, подарки какие-то отправить, но есть другой вариант, что когда мы вернемся из командировки мы отдельной строкой проведем это мероприятие и мы очень хорошо и по-доброму отметили это мероприятие И в принципе по сегодняшний день эта старая команда, она так же общается, так же мы дружимся, так же мы созваниваемся, чего не очень заметно в других местах. И вот эта наша дружба – то же результат работы, становления системы МЧС России.
С днем спасателя, дорогие друзья!

Заслуженные спасатели России, ветераны ПСС Юга России, 2018г.

Многие годы сначала КСС, а потом и поисково-спасательную службу Башкирии, а затем и Приволжскую региональную ПСС возглавлял заслуженный спасатель России Вячеслав Владимирович Климец. Сегодня он один из авторов нашего журнала, человек, пишущий историю спасателей России.

Заслуженный спасатель России Вячеслав Климец, музей Приволжского РПСО 2008 г.

«Вспомнить какое-нибудь памятное событие, связанное с МЧС? Да их сотни было, если не тысячи! И весёлые, и грустные, и торжественные, и нелепые. Чего только не случалось в нашей долгой и такой быстрой, замечательной жизни, когда мы были в профессии!
Но в преддверии Нового года на память сразу же приходят события, связанные именно с ним. Рассказываю: заканчивался 1994 год, памятный тем, что 17 января наша туристская Контрольно-спасательная служба Башкирии была ликвидирована и мы стали сначала Башкирской республиканской поисково-спасательной службой ГКЧС России, а с 21 марта уже Приволжской региональной ПСС МЧС России. Не буду утомлять описанием дел в течение года, но к Новогодним праздникам мы набрались определенного опыта, профессионального мастерства,  возмужали, и окрепли материально.

31 декабря, как обычно, был на работе часов до 20, затем ещё раз обошёл территорию, пожелал  смене спасателей удачного дежурства и убыл домой, где всё уже было готово к встрече нового 1995 года. Поздравление президента, бой курантов и буквально одновременно с приятным звоном бокалов, наполненных шампанским, раздаётся тревожный звонок, которым объявлялся общий сбор. Естественно, любимый праздник отодвигается на неопределённое время, лечу на базу и знакомлюсь с приказом, где предписывается сформировать региональный отряд количеством 50 человек с полным самообеспечением на 15 дней, и подготовиться к выдвижению своим ходом в Чеченскую республику для выполнения задачи по спасению людей из завалов в разрушенных зданиях. Что ж, приказ есть приказ. Приступаю к работе. В то время в составе Приволжской РПСС были Коми, Марийская, Удмуртская, Чувашская республиканские, Пензенская и Пермская областные поисково-спасательные службы. Начинаю «поздравления» с Пензенской ПСС, звоню Гене Кабанову, обговариваем с ним количество спасателей от них, необходимое оборудование, место встречи с колонной и прочие вопросы. Затем точно такие же звонки в остальные службы, ну и к 3 часам ночи мы уже были готовы к маршу. Ждём команды. Новогодняя ночь шумит рядом, люди веселятся, взлетают в небо праздничные фейерверки и пробки от шампанского. А мы ждём. Шумная ночь сменяется тихим, сонным утром, все расслабленно отдыхают в наступившем новейшем году. А мы ждём.  День ждём, второй ждём. На третий день решил самовольно отпустить ребят ночевать дома. Но строго обязал днём быть на базе и ждать. Ждём дальше…
В общем, отбой дали только 10 января. Памятный Новый год выдался! Весь год его вспоминали. Ну и, конечно, традиционно провожая старый год 31 декабря 1995 года около 22 часов, мы вспомнили, как скомкано получился у нас прошлый новогодний праздник. И что вы думаете! Не успели чокнуться за сказанное, как получаем от оперативного дежурного сигнал  сбора!  
В этот раз вызов был связан с экологической катастрофой, происшедшей на окраине Уфы. В результате прорыва подводного перехода магистрального нефтепровода ТОН-2 (Туймазы-Омск), нефтепродукт стал вытекать в реку Белая. Какие-то «умники» решили избавиться от вытекающей в реку нефти путём её поджога. Мол, выгорит и слава Богу. Но нефти-то из трубы вытекало огромное количество, и не вся она горела! И та, что полыхала, выделяла огромные клубы чёрного дыма, который шёл прямо на город. А народ готовился встречать Новый год! Вот и приказало высокое начальство немедленно потушить это безобразие. Пожарные подъехали довольно близко, но образовалась проблема – пылающую полынью отделяла от огнеборцев полоса шириной метров двадцать чистой, т.е. незамёрзшей, воды.  Тут и вспомнили при нас. Конечно, мы быстро решили эту проблему. Причём, не стали заморачиваться поисками лодки, просто наш морж Сережа Ткачёв разделся,  переплыл через участок незамёрзшей воды, веревкой вытянул пожарный рукав, и спокойно затушил раздражающее всех пламя. Дым прекратился, поставленная задача выполнена, Сережа согрелся, аплодисменты отшумели, занавес, и все разъехались праздновать наступивший Новый год. К слову сказать, уже 3 января нам пришлось вернуться к этому месту для ликвидации последствий прорыва. И работали там каждый день почти до конца марта.
Думаю, понятно, что через год, в конце декабря 1996 года, мы уже с некоторым волнением ждали 31-е декабря. И этот день снова нас не подвёл! Я даже не успел сделать традиционный обход территории отряда перед убытием, как поступил сигнал, что произошел прорыв магистрального водопровода Южного водозабора в г. Уфе. Прорвало его рядом с высотным жилым домом, и возникла угроза размыва фундамента. Поэтому и было принято решение вызвать к месту аварии кроме аварийной бригады водоканала, ещё и спасателей с пожарными.  Причем, в этом доме проживал и заместитель министра МЧС Республики Башкортостан, впоследствии ставший министром, Магадеев М.Ш. Должен признаться, что Марат Шарифович в новогоднюю ночь частенько выходил к нам не только чтобы поинтересоваться хором работ по ликвидации, но и угостить нас чем-нибудь вкусненьким. (А также тем, о чём вы подумали).
Встречая следующий Новый год, мы уже не волновались. И не сомневались, что будет какая-нибудь ЧС, морально были готовы к любому развитию событий. Вот проводили старый год. Звонков нет. Слушаем поздравление президента, бой курантов, робко чокаемся бокалами и ожидающе смотрим на телефонный аппарат. Молчит, зараза! Кто-то даже трубку снял, проверил - работает ли. Работает. Даже заволновались. Но минут через 15 зазвонил, наконец. Ну, слава Богу! Что, спрашиваем, случилось на этот раз? Оказывается, позвонили просто поздравить с Новым Годом!
И всё. Больше в новогоднюю ночь крупных аварий за период моей работы не случалось. Дежурным сменам, конечно, почти каждую новогоднюю ночь приходилось работать, но это, так сказать, обычные дела.
На пороге очередной Новый год. От всей души хочу пожелать всем моим коллегам встретить его так, как запланировали, радостно и спокойно, без срочных выездов и выматывающих работ. А наступающий год пусть принесёт мир, благополучие, удачу и здоровье всем и каждому. И чтоб зарплату, наконец, достойную установили! А моим друзьям-коллегам ветеранам – бодрости, жизненной активности минимум на два-три десятилетия, и чтоб болячки, которые прицепились, в наступающем году вдруг постепенно начали пропадать. Совсем. Врачам на удивление.
Ну и конечно, всех с Днем Спасателя России!

Участники спелеологических сборов на Южном Урале, 2008 г.

А вот еще одно свидетельство. Рассказывает начальник Чеченского поисково-спасательного отряда МЧС России Идрис Ахьядович Асхабов:

Идрис Ахьядович Асхабов, 2006 г.

«В моей работе за 24 года, день который всегда у меня в памяти, это 27 декабря 2002 года. Мы отмечали праздник День спасателя, было собрание в МЧС, и после этого у нас чаепитие. Как раз во время чаепития, а мы жили тогда в вагонах, нас так подбросило, что мы все оказались на полу. Когда пришли в себя, выбежали на улицу, увидели дым, который шел с территории Дома правительства, а между нами только забор был такой решетчатый. Охраны видно не было, и когда мы всё-таки перебрались на территорию Дома правительства, то увидели десятки тел, раненых, в крови и убитых. В таком же положении была и охрана. Вот этот день, вот эти поисково-спасательные работы навсегда остались в памяти. Нас тогда было спасатели всего семь человек, а вокруг сотни людей, которые зовут на помощь. Тогда ты осознаешь, что только от тебя зависит насколько быстро ты его доставишь в больницу, и человек будет жить. Это понимание глубоко проникает в мозг, в сердце, остается на всю жизнь. Именно вот этот день, 27 декабря, у меня и у всех спасателей, которые тогда работали, остался на всю жизнь. Он сопровождает нас. Из тех спасателей, которые тогда участвовали в этих спасательных мероприятиях, осталось три человека. Вот мы и те, которые пришли после этого, всегда собираемся и вспоминаем тот день.

Наша справка
27 декабря 2002 года к Дому правительства в Грозном подъехали два автомобиля. КамАЗ и УАЗ, начинённые взрывчаткой, миновали несколько блокпостов и заграждений и оказались в максимальной близости к зданиям административного комплекса.

До того, как машины смерти выехали к месту теракта, два террориста заняли выгодные места, чтобы снимать взрывы на видеокамеры. Один из них фиксировал происходящее с Карпинского кургана, другой вёл съёмку с крыши медколледжа.
КамАЗ и УАЗ двинулись по направлению к административным строениям. Террористы проехали три блокпоста и избежали проверки благодаря военным номерным знакам, которые были заранее прикреплены на автомобили. Проникнув на правительственную территорию, преступники стремились подъехать максимально близко к зданиям, чтобы взрыв как можно сильнее зацепил постройки. Охранники Дома правительства к тому моменту уже поняли намерения «гостей», открыли огонь по машинам и заставили затормозить.
В ответ на это смертники с минимальным разрывом во времени привели в действия взрывные устройства. В 14:28 обе машины взорвались: первая – рядом с Домом правительства, вторая – около парковки. Мощность ударной волны была настолько велика, что на месте «КамАЗа» образовалась гигантская воронка, а от четырехэтажного здания остались лишь части каркаса. 48 человек погибли на месте взрыва, сотни раненых были госпитализированы.

Последствия взрыва Дома правительства в Грозном в 2002 г.

К нашей сегодняшней теме как нельзя подходят слова известного артиста, исполнителя авторской песни Льва Шапиро «Самый лучший день заходил вчера». Именно таким эпиграфом начал свои воспоминания мой друг и коллега Сергей Тетюхин, заместитель председателя Центрального совета Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», в прошлом сотрудник «эмчеэсовского» журнала «Гражданская защита»:

«Начало октября 2011-го года, пасмурный московский денек, за окном моего кабинета заместителя главного редактора журнала «Гражданская защита» – центрального издания МЧС России, еще по-летнему зелёные тополя Звёздного бульвара на севере Москвы. В руках у меня свежий, только что из типографии, очередной номер журнала с моей редакционной статьей «Выигрывают все», посвященной международному чемпионату спасателей, проходившему в августе того же года на территории Камчатского края. Мы с коллегами, только что разгрузили на склад тринадцать тысяч экземпляров нашего методического, научно-практического издания, именно таким был тираж «Гражданской защиты» в 2011 году, а теперь в минуту отдыха можно перелистать страницы журнала, снова оценить результаты работы дружного коллектива редакции и конечно собственный скромный вклад копилку полезных знаний на тему безопасности жизнедеятельности граждан.

Вновь беру в руки архивный номер, как и тогда, в далеком уже 2011 году, рассматриваю свои фотоиллюстрации к редакционной статье – реки и скалы полуострова Камчатка, ставшие сложнейшей, но интереснейшей дистанцией для участников спасательного многоборья, полевой лагерь на тысячу двести человек, построенный по правилам науки о защите населения и территорий, с привлечением всех сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, но самое главное – лица участников того давнего замечательного мероприятия – лица друзей и соратников в нелегком деле спасения человеческой жизни, настоящих энтузиастов и профессионалов своего дела.

Что я чувствовал тогда, что чувствую сейчас, и почему вспомнил этот, ничем особенно не примечательный день из сотен и тысяч дней, проведенных в рядах чрезвычайного ведомства? Именно тогда я глубоко осознал свою сопричастность с братством спасателей и гордость от того, что эти удивительные люди приняли меня в свой круг, говорят со мной на равных, делятся наболевшим, а иногда даже спрашивают у меня совета. Это чувство стоило гораздо дороже высоких редакционных должностей и маленьких личных достижений в журналистике. Да, это был лучший день за годы работы в МЧС России и такое уже не повторится.
Много лет прошло с тех пор, как я по собственному желанию уволился из спасательного министерства. Но мои жизнь и работа по-прежнему связаны с безопасностью жизнедеятельности, и когда меня спрашивают, что было самым ценным в те годы, я уверенно отвечаю – это люди с которыми мне довелось общаться, которые стали моими друзьями, и во многом изменили всю мою жизнь!

Пока продолжалась работа над этим материалом, своими воспоминаниями поделились и другие представители спасательного сообщества. Мы обязательно дадим им слово!

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества